Интегрированный урок "Математика - язык физики" в 10-м классе

Разделы: Математика, Физика


Единственный путь к знаниям – это деятельность.

Б. Шоу.

Межпредметные связи – понятие в образовании не новое. Тем не менее, мы постоянно к нему обращаемся. Это и понятно: физика тесно связана с другими науками, но прежде  всего – с математикой. Только математика придаёт физике статус точной науки о природе, позволяет понять истинную суть происходящих явлений, предсказывать возможные результаты эксперимента.

Реализация связи физики и математики – это обширная тема. Один из вариантов этой темы – урок “Математика – язык физики”. Такой урок был проведен в гимназии № 1520 им. Капцовых с углублённым изучением английского языка в10 классе после рассмотрения темы “Механика”. К этому времени в курсе математики уже изучены темы: “Векторы”,

“Тригонометрические функции”, “Решение квадратных уравнений”, “Длина окружности”,

“Подобие треугольников” и др.

Это даёт возможность провести урок решения задач по механике совместно с учителем математики.

В 10-м классе физика изучается на базовом уровне при двух уроках в неделю, поэтому нет возможности решать большое число задач даже среднего уровня, значит, есть смысл рассмотреть некоторые из них, применяя компьютерные технологии.

В своей повседневной работе с детьми мы придерживаемся педагогики сотрудничества. Дети не любят навязанных им действий, и мы решили предоставить им свободу выбора. Примерно за две недели обсудили проведение обобщающего урока решения задач по механике. Предложили им поделить класс на 5 групп по желанию. Каждая группа выбрала одну задачу из восьми предложенных.

Задачи

1. Через сколько секунд тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 20 м/с будет на высоте 15 м от точки бросания?
2. Если застрявший на грязной дороге автомобиль тросом привязать к дереву или столбу у дороги и туго натянуть трос, то, действуя на середину троса, можно вытащить автомобиль. Почему?
3. На шнуре висит груз массой m. Груз отводят до уровня точки подвеса. Чему будет равен вес груза, когда он вернется в начальную точку?
4.С какой линейной скоростью мы движемся вместе с поверхностью Земли относительно земной оси?
5. С каким ускорением движутся санки с ледяной горки высотой 5 м и длиной спуска 20м?
6. Шарик пускают по установке для совершения вертикальной петли. С какой наименьшей высоты надо отпустить шарик, чтобы в верхней точке петли он не упал?
7.С какой скоростью летает спутник связи относительно земной оси, если он “висит” над одной и той же точкой Земли на высоте 40 000 км?
8. Водитель автомобиля, движущегося с определенной скоростью, внезапно увидел на пути упавшее дерево. Что безопаснее: свернуть или затормозить, если коэффициент трения скольжения 0,7? И почему?

Выбранную задачу нужно было всем членам группы решить, оформить решение с чертежом в виде презентации и, если возможно, подготовить соответствующий опыт. Внутри группы десятиклассники сами распределили поручения: создание компьютерной презентации, объяснение решения классу, подготовка опыта и его пояснения; выбрали человека, который будет в конце урока комментировать выступления других групп.

Приведем примеры оформления слайдов с задачами, подготовленные учащимися.

Приложение 1.

Организуя таким образом подготовку урока, мы старались сделать так, чтобы ни один ученик не был на этом уроке просто зрителем.