Число 0. Цифра 0. Математика 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Ввести число 0 и цифру 0, рассмотреть их свойства.
  2. Закрепить навыки счета в пределах 9.
  3. Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности:

  • Чем занимались на прошлом уроке? (изучали состав числа 9, взаимосвязь между целым и частью);
  • С чего начнем? (повторим то, что знаем).

2. Актуализация знаний.

2.1. Математический диктант. (Дети записывают ответ в тетрадь. Один ученик работает у доски с магнитной кассой).

  • Найдите сумму чисел 5 и 3;
  • Найдите разность 9 и 7;
  • 9 уменьшите на 5;
  • Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Найдите разность.

[Ответы: 8, 2, 4, 6].

  • Расположите в порядке убывания числа 8, 6, 4, 2.
  • Найдите закономерность (уменьшается на 2).
  • Расставьте в порядке возрастания 2, 4, 6, 8.
  • Назовите следующие три числа (10, 12, 14).

2.2. Игра “Молчанка”

(Ученики работают с сигнальными карточками, показывая промежуточные и конечный результаты).
9 – 7 + 3 + 2 – 6 + 2 + 5 + 1 = 9.
? Что можно сказать о числе 9?

3. Постановка учебной задачи.

1. Работа в тетрадях. “Рассели числа в домик”.

(Взаимопроверка)

3.2. Постановка проблемы.

Какая цифра, не изученная нами, встретилась при выполнении задания? (Цифра 0).

4. “Открытие” детьми нового знания.

4.1. Посмотрите фрагмент фильма и скажите:

  • Что обозначает цифра 0?
  • Почему она так называется? (обозначает ничто….)

Приложение 1

2. Если эта цифра обозначает отсутствие предметов, “ничто”, может, она не нужна?

4.2. (Ученики приводят примеры. Доказывают необходимость цифры 0).

4.3. Определим место 0 в натуральном ряде чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

(Каждое последующее на 1 больше; каждое предыдущее на 1 меньше).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

5. Действия с нулем. Свойства нуля.

5.1. Работа с правилами.

Мы доказали, что существует цифра, которая обозначает отсутствие предметов, значит можно производить сложение и вычитание.

Работа с геометрическим материалом и индивидуальными кассами цифр.

  • Положите 3 красных квадрата и 0 синих треугольников. На кассе покажите вычисление.
    3 + 0 = 3; а + 0 = а.
    Вывод: если к числу прибавить ноль, получается число.
  • Положите 2 треугольника и отнимите 0 треугольников.
    2 – 0 = 2; а · 0 = а.
    Вывод: если от числа отнять ноль, получается число.
  • Положите 4 круга и отнимите 4 круга.
    4 – 4 = 0; а – а = 0.
    Вывод: если от числа отнять число, получается ноль.

6. Работа с учебником.

С. 30. № 1, 2.
Какие действия с нулем отсутствуют?
(0 + 0 = 0; 0 – 0 = 0).

7. Закрепление.

7.1. Придумай примеры по правилам изучаемой темы (сложение и вычитание с нулем)

Учащиеся устно составляют примеры по изученным правилам.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.1. Игра “Наряди елку”.

Приложение 2

Самопроверка.

8.2. По каким признакам можно распределить игрушки на елке? (по цвету, по размеру).

8.3. Составьте задачу, используя названные признаки и действия с нулем; запишите решение.

2 + 4 = 6; 3 + 3 = 6; 6 – 4 = 2; 6 – 6 = 0; 4 – 0 = 4; 6 + 0 = 6.

9. Рефлексия.

9.1. С какой интересной цифрой мы сегодня познакомились? Для чего она нужна?

Ответы и предположения детей.

9.2. Посмотрите фрагмент фильма. Скажите, что нового узнали.

Приложение 3

9.3. Посмотрите на обложку тетради и скажите, есть ли там изученная цифра? (номер школы 50).

9.4. Посмотрите на доску и скажите, есть ли на доске цифра ноль, к которой мы сегодня еще не обращались? (дата: 20 декабря).