Цели урока:
- Ввести число 0 и цифру 0, рассмотреть их свойства.
- Закрепить навыки счета в пределах 9.
- Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности:
- Чем занимались на прошлом уроке? (изучали состав числа 9, взаимосвязь между целым и частью);
- С чего начнем? (повторим то, что знаем).
2. Актуализация знаний.
2.1. Математический диктант. (Дети записывают ответ в тетрадь. Один ученик работает у доски с магнитной кассой).
- Найдите сумму чисел 5 и 3;
- Найдите разность 9 и 7;
- 9 уменьшите на 5;
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Найдите разность.
[Ответы: 8, 2, 4, 6].
- Расположите в порядке убывания числа 8, 6, 4, 2.
- Найдите закономерность (уменьшается на 2).
- Расставьте в порядке возрастания 2, 4, 6, 8.
- Назовите следующие три числа (10, 12, 14).
2.2. Игра “Молчанка”
(Ученики работают с сигнальными карточками,
показывая промежуточные и конечный результаты).
9 – 7 + 3 + 2 – 6 + 2 + 5 + 1 = 9.
? Что можно сказать о числе 9?
3. Постановка учебной задачи
.1. Работа в тетрадях. “Рассели числа в домик”.
(Взаимопроверка)
3.2. Постановка проблемы.
Какая цифра, не изученная нами, встретилась при выполнении задания? (Цифра 0).
4. “Открытие” детьми нового знания.
4.1. Посмотрите фрагмент фильма и скажите:
- Что обозначает цифра 0?
- Почему она так называется? (обозначает ничто….)
2. Если эта цифра обозначает отсутствие предметов, “ничто”, может, она не нужна?
4.2. (Ученики приводят примеры. Доказывают необходимость цифры 0).
4.3. Определим место 0 в натуральном ряде чисел.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
(Каждое последующее на 1 больше; каждое предыдущее на 1 меньше).
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Действия с нулем. Свойства нуля.
5.1. Работа с правилами.
Мы доказали, что существует цифра, которая обозначает отсутствие предметов, значит можно производить сложение и вычитание.
Работа с геометрическим материалом и индивидуальными кассами цифр.
- Положите 3 красных квадрата и 0 синих
треугольников. На кассе покажите вычисление.
3 + 0 = 3; а + 0 = а.
Вывод: если к числу прибавить ноль, получается число. - Положите 2 треугольника и отнимите 0
треугольников.
2 – 0 = 2; а · 0 = а.
Вывод: если от числа отнять ноль, получается число. - Положите 4 круга и отнимите 4 круга.
4 – 4 = 0; а – а = 0.
Вывод: если от числа отнять число, получается ноль.
6. Работа с учебником.
С. 30. № 1, 2.
Какие действия с нулем отсутствуют?
(0 + 0 = 0; 0 – 0 = 0).
7. Закрепление.
7.1. Придумай примеры по правилам изучаемой темы (сложение и вычитание с нулем)
Учащиеся устно составляют примеры по изученным правилам.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8.1. Игра “Наряди елку”.
Самопроверка.
8.2. По каким признакам можно распределить игрушки на елке? (по цвету, по размеру).
8.3. Составьте задачу, используя названные признаки и действия с нулем; запишите решение.
2 + 4 = 6; 3 + 3 = 6; 6 – 4 = 2; 6 – 6 = 0; 4 – 0 = 4; 6 + 0 = 6.
9. Рефлексия.
9.1. С какой интересной цифрой мы сегодня познакомились? Для чего она нужна?
Ответы и предположения детей.
9.2. Посмотрите фрагмент фильма. Скажите, что нового узнали.
9.3. Посмотрите на обложку тетради и скажите, есть ли там изученная цифра? (номер школы 50).
9.4. Посмотрите на доску и скажите, есть ли на доске цифра ноль, к которой мы сегодня еще не обращались? (дата: 20 декабря).