Цели: Развитие образной речи.
Формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенции.
Задачи:
Обучающие:
Учить выделять тему, идею текста
Учить развитию связной письменной и устной речи
Развивающие:
Развивать ассоциативное мышление, воображение
Воспитательные:
Воспитывать морально-нравственные качества
Ход урока
Учитель.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака, Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.
Подчеркнуть ключевые слова. С их помощью определить тему.
О каком времени суток этот отрывок стихотворения Ч.С. Никитина? ( “Утро”)
Ученик …..
Учитель
Какие ассоциации возникают у вас со словом “утро”?
Ученик …..
Учитель
Дерево предсказаний
Понятие об узких и широких темах.
Чтение текста учителем.
Неторопливо наступает осеннее утро. В сумерках едва различаются стволы сосен и елей. В лесу стоит тишина. Только слышится лёгкий суховатый шорох. Постепенно над лесом зарождается день. Из-за плотной стены синих ельников медленно растекается оранжевый отсвет встающего солнца. Загораются золотом вершины берёз и осин. Зеленеет частокол елей…
Пауза.
Учитель.
– Продолжи текст.
Ученик…
Учитель.
Авторская концовка: “ Приближается момент дивной красоты”
Соответствовал ли рассказ вашим предположениям?
Ученик…
Учитель
– Озаглавьте текст.
– Определите тип речи. (Описание)
– Понравился текст?
– Какие чувства вызывает у читателя этот текст?
Самостоятельное вдумчивое чтение текста.
– Что значит вдумчиво читать? ( Уметь представлять)
– Что можно увидеть в осеннем лесу?
– Что можно услышать в лесу?
Работа над выразительными средствами, создающими художественный образ.
– Как удалось автору нарисовать картину дивной красоты? С помощью каких языковых средств автору удалось нарисовать дивную красоту?
Эпитеты | Метафоры | Олицетворение |
лёгкий шорох | стоит тишина | зарождается день |
дивная красота | растекается отсвет | |
плотная стена | загораются золотом | |
неторопливо | ||
постепенно |
Тема текста
Идея текста
Составление синквейна
Утро.
Осеннее, дивное
Наступает, восхищает, радует
Утро – момент дивной красоты.
Рождение дня.
Самостоятельное составление синквейна. (Карточки-помощники)
Написание зссе (свободное высказывание)
Итог. Рефлексия.
Домашнее задание: по синквейну составить рассказ “Новогодняя ёлка”.
Синквейн (пример)
Ёлка.
Нарядная, сверкающая.
Завораживает, дарит, радует.
Много-много радости детишкам принесла.
Праздник.