Конспект урока развития речи в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: Развитие образной речи.

Формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенции.

Задачи:

Обучающие:

Учить выделять тему, идею текста

Учить развитию связной письменной и устной речи

Развивающие:

Развивать ассоциативное мышление, воображение

Воспитательные:

Воспитывать морально-нравственные качества

Ход урока

Учитель.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака, Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.

Подчеркнуть ключевые слова. С их помощью определить тему.

О каком времени суток этот отрывок стихотворения Ч.С. Никитина? ( “Утро”)

Ученик …..

Учитель

Какие ассоциации возникают у вас со словом “утро”?

Ученик …..

Учитель

Дерево предсказаний

Понятие об узких и широких темах.

Чтение текста учителем.

Неторопливо наступает осеннее утро. В сумерках едва различаются стволы сосен и елей. В лесу стоит тишина. Только слышится лёгкий суховатый шорох. Постепенно над лесом зарождается день. Из-за плотной стены синих ельников медленно растекается оранжевый отсвет встающего солнца. Загораются золотом вершины берёз и осин. Зеленеет частокол елей…

Пауза.

Учитель.

– Продолжи текст.

Ученик…

Учитель.

Авторская концовка: “ Приближается момент дивной красоты”

Соответствовал ли рассказ вашим предположениям?

Ученик…

Учитель

– Озаглавьте текст.

– Определите тип речи. (Описание)

– Понравился текст?

– Какие чувства вызывает у читателя этот текст?

Самостоятельное вдумчивое чтение текста.

– Что значит вдумчиво читать? ( Уметь представлять)

– Что можно увидеть в осеннем лесу?

– Что можно услышать в лесу?

Работа над выразительными средствами, создающими художественный образ.

– Как удалось автору нарисовать картину дивной красоты? С помощью каких языковых средств автору удалось нарисовать дивную красоту?

Эпитеты Метафоры Олицетворение
лёгкий шорох стоит тишина зарождается день
дивная красота растекается отсвет  
плотная стена загораются золотом  
неторопливо    
постепенно    

Тема текста

Идея текста

Составление синквейна

Утро.
Осеннее, дивное
Наступает, восхищает, радует
Утро – момент дивной красоты.
Рождение дня.

Самостоятельное составление синквейна. (Карточки-помощники)

Написание зссе (свободное высказывание)

Итог. Рефлексия.

Домашнее задание: по синквейну составить рассказ “Новогодняя ёлка”.

Синквейн (пример)

Ёлка.
Нарядная, сверкающая.
Завораживает, дарит, радует.
Много-много радости детишкам принесла.
Праздник.