Одним из условий качества обучения и воспитания школьников, является профессиональное мастерство педагогов. Наша школа - это специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Немецкий дефектолог Шуман писал: "Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя".
На сегодняшний день в школе наработан большой материал по формам методической работы, направленной на повышение педагогического мастерства:
Одна из таких форм - внутришкольный конкурс педагогического мастерства "Первый в 101-м".
Был разработан алгоритм подготовки и проведения внутришкольного конкурса педагогического мастерства. Данный алгоритм состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап.
Включает:
1. Проведение мозгового штурма в педагогическом коллективе.
Условия и правила "мозгового штурма":
- Стремитесь не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
- "Мозговой штурм" не терпит шаблонного мышления. Полный отказ от стереотипов - важнейшее условие творческого поиска.
- Попытайтесь с самого начала убедить себя и коллег, что положительное разрешение данной проблемы имеет для нас чрезвычайно важное значение.
- Тщательно, но коротко формулируйте свои мысли. Не огорчайтесь, если вас не поймут, сделайте попытку еще раз изложить свою идею.
- Помните, оптимизм и уверенность удесятеряют умственную и психическую энергию участников.
2. Создание организационного комитета и творческой группы по подготовке к конкурсу.
Создается организационный комитет по осуществлению руководства и контроля за ходом подготовки и проведения конкурса. В организационный комитет входят:
- директор,
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
- заместитель директора по воспитательной работе.
В творческую группу выбираются:
- учителя,
- руководители методических объединений,
- специалисты,
- педагоги доп. образования,
- воспитатели.
Организация позволяет распределить работу и объединить усилия большого количества людей. При хорошей организации дело идет так, что возникает ощущение, что все происходит само собой.
3. Определение темы, цели и задач конкурса.
Добиться результата в каком - либо деле можно, если знаешь, чего именно хочешь добиться. Этап целеполагания - один из важнейших этапов подготовки конкурса. Цель должна соответствовать таким важным критериям, как конкретность, реальность, достижимость. Всем участникам деятельности необходимо понимать, для чего, ради чего, зачем, почему они что-то делают все вместе и каждый по отдельности. Недаром говорят, что "выявить и понять задачу - значит наполовину ее решить". Цель, задачи деятельности должны быть не только известны участникам, поняты ими, но и приняты, т.е. осознаны как личностно значимые.
4. Разработка Положения о проведении внутришкольного конкурса педагогического мастерства.
Положение о внутришкольном конкурсе педагогического мастерства "Первый в 101-м ".1. Общие положения
1.1. Внутришкольный конкурс "Первый в 101-м" проводится в рамках реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, в соответствии с законом РФ "Об образовании", типовым положением, Уставом школы - интерната и локальными актами.
1.2. Внутришкольный конкурс "Первый в 101-м" - одна из форм повышения качества педагогического мастерства. Конкурс проводится среди учителей, воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования школы-интерната.
1.3. Для организации и проведения конкурса создается оргкомитет, который действует на основании положения о конкурсе. Задачи оргкомитета - координация деятельности по подготовке и проведению конкурса. В состав оргкомитета конкурса входит администрация. Председателем оргкомитета является директор.
1.4. В конкурсе могут принять участие все педагоги. Педагоги, желающие принять участие в конкурсе, представляют в оргкомитет заявку. (Приложение 1.1.)
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цель конкурса - повышение профессионального мастерства педагогов.
2.2. Задачи конкурса:
- активизировать творческий и познавательно- интеллектуальный потенциал педагогов;
- внедрять и распространять современные педагогические технологии в практику учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения;
- выявлять и поощрять талантливых, творчески работающих педагогов.
3. Организация и проведение конкурса
3.1. Конкурс проводится в два тура.
I тур проводится в течение октября-января.
Цель: выявление уровня профессионального мастерства и творческой ориентации педагога через открытые уроки, самоподготовки, внеклассные занятия; защиту эссе на педагогическую тему, определяемую оргкомитетом ко времени объявления конкурса, самопрезентацию участника конкурса с помощью видеороликов или устных выступлений.
По результатам I тура во II тур выходят не более 10 участников (по два лауреата из каждой номинации).
II тур (финал) проводится в течение марта
Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей конкурсантов.
3.2. Конкурсные задания и их содержание утверждаются оргкомитетом конкурса за 15 дней до начала его проведения.
3.3. По итогам второго тура определяется победитель конкурса, финалисты, занявшие второе и третье места, а также победители в номинациях:
- оригинальность;
- артистизм;
- умение общаться;
- нестандартность решения педагогической проблемы;
- зрительские симпатии.
4. Содержание конкурса
4.1. Первый тур конкурса включает в себя анализ уроков, самоподготовок, внеклассных занятий конкурсантов; защиту эссе на педагогическую тему, определяемую оргкомитетом ко времени объявления конкурса, и самопрезентацию участников конкурса с помощью видеороликов или устных выступлений.
4.2. Второй тур включает:
- визитку конкурсанта - самопрезентация, подготовленная на тему, определяемую оргкомитетом;
- конкурс "Дерзайте, Вы талантливы!" - презентация любых видов увлечений и творческой деятельности конкурсантов.
5. Жюри конкурса
5.1. На каждом этапе конкурса оргкомитетом формируется жюри.
В жюри входят администрация, руководители МО, председатель первичной профсоюзной организации.
5.2. Жюри конкурса оценивает качество представленных материалов и результаты конкурсных испытаний каждого участника согласно следующим критериям (в баллах):
- широта эрудиции и общая культура;
- знание основ педагогики, психологии и частных методик и их реализация в практической деятельности;
- умение корректировать психолого-педагогические и методические действия;
- проявление творческих способностей;
- владение техникой педагогического общения (умение вести диалог, владение невербальными средствами общения, культура речи, логика изложения, четкость дикции, темп изложения).
6. Награждение победителей конкурса
6.1. Победители и лауреаты конкурса награждаются почетными дипломами.
6.2. На поощрение победителей II тура конкурса выделяются средства:
- победителю конкурса - премия в размере 5 000 рублей;
- финалисту, занявшему ?? место - премия в размере 3 000 рублей;
- финалисту, занявшему ??? место - премия в размере 2 000 рублей.
6.3. Победители в номинациях награждаются специальными призами.
7. Составление приказа по подготовке и проведению конкурса с четким указанием того, кто и за что отвечает. Доведение содержания приказа до коллектива на очередном совещании.
Муниципальное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
"Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 101, VIII
вида"
ПРИКАЗ
г. Кемерово
"О проведении конкурса педагогического
мастерства "Первый в 101-м""
В рамках реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, в соответствии с законом РФ "Об образовании", типовым положением о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставом школы - интерната и локальными актами.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести конкурс педагогического мастерства "Первый в 101-м" среди педагогов школы в октябре 20__г. - марте 20___г.
2. Сформировать оргкомитет в следующем составе:
3. Финансовые средства на проведение конкурса выделить из внебюджетных средств школы-интерната в соответствии со сметой расходов.
4. Награждение победителей конкурса провести на заключительном этапе.
5. Контроль за проведением конкурса возложить на заместителя директора по УВР.
Директор МС(К)ОУ
"Школа-интернат № 101, VIII вида"
С приказом ознакомлены:
6. Ознакомление членов педколлектива с информационным письмом.
7. Ознакомление членов педколлектива с "Планом-графиком проведения конкурса педагогического мастерства "Первый в 101-м"".
План-график проведения конкурса
педагогического
мастерства "Первый в 101-м"
1 тур - октябрь - январь | ||||||
Содержание этапов | сроки | цель | примечание | |||
1.Предоставление документов участника | до 10 октября | Знакомство с конкурсантами | ||||
2.Предоставление эссе на заданную тему | до 10 октября | Выявление представлений конкурсанта об учительской профессии, позитивном образе успешного учителя | Максимальное количество баллов 10 | |||
Проведение открытых уроков, самоподготовок, воспитательских часов, внеклассных мероприятий | в рамках предметных месячников | Оценка практических умений конкурсантов: владение педагогическими технологиями, результативность урока, оригинальность методической идеи урока | По разработанным критериям | |||
Проведение самоанализа открытого урока, самоподготовки, воспитательского часа, внеклассного мероприятия | После проведенного открытого занятия | Оценка умения конкурсантов проводить психолого-педагогический самоанализ урока | Максимальное количество баллов 2 (за одно занятие) | |||
Подведение итогов I тура 15
февраля 20__ г.; определение участников II тура (5
участников ) II тур конкурса март |
||||||
1.Визитка конкурсанта - самопрезентация, подготовленная на тему, определяемую оргкомитетом | 2 марта | Оценка творческого образа участника, его индивидуальности | (3-5 минут) Максимальное количество баллов -10 |
|||
2.Участие в конкурсе "Дерзайте, вы талантливы!" | 2 марта | Оценка исполнительского мастерства участника, его артистизма, содержательность выступления | Максимальное количество баллов-10 | |||
Подведение итогов конкурса - 2 марта. По итогам второго тура определяются: победитель, финалисты (2 и 3 место), победители в номинациях: "Вторая мама" (воспитатель), "Учительница первая моя" (учитель начальных классов), "Восходящее солнце" (молодой специалист), "Открытая книга" (педагог - стажист), "Мастер- класс" (педагог дополнительного образования) |
8. Даётся:
- схема психолого-педагогического анализа и самоанализа урока;
- критерии оценивания эссе;
- критерии оценивания урока, самоподготовки, воспитательского часа, внеклассного занятия.
2. Организационный этап.
Разработка сценария финала - ответственный шаг по подготовке к конкурсу. Сценарий любого мероприятия выстраивается по канве его традиционного сюжета. Но есть общие методические элементы.
Зачин. Роль начала мероприятия необычайна велика. Начало возбуждает интерес и внимание, это краткое действие, необычайное, ярко эмоциональное.
Методические приемы начала: вербальный, музыкальный, кинопролог, технические и иные эффекты.
Основная часть реализуется через действия, деятельность - художественную, двигательную, познавательную и т.д. Зрители должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками.
Финал конкурса - краткий, четкий, яркий.
Немаловажным моментом является процедура награждения. Для того чтобы эффект от проведения внутреннего конкурса был максимальным, он должен быть организован на высоком уровне и по торжественности не уступать церемониям вручения наград престижных кинофестивалей.
Очень важный момент - художественное оформление школы, актового зала, своеобразный педагогический дизайн, создающий эстетику среды.
Необходимо продумать и наглядно оформить главное место проведения праздника - сцену, зал. Декорации должны быть легкими, легко сооружаемыми, тематически и содержательно оправданы.
Музыка должна звучать практически с первой и до последней минуты, на фоне ее должно проходить большинство выступлений, она должна быть тщательно подобранной по настроению. Вынужденные паузы заполняются музыкальным фоном. Поднимается настроение, появляется ощущение связности, целостности происходящего.
3 этап - Конкурс.
I тур (октябрь-январь)
1.Предоставление документов участника
2.Предоставление эссе на заданную тему
3.Проведение открытых уроков, самоподготовок, воспитательских часов, внеклассных мероприятий
4.Проведение самоанализа открытого урока, самоподготовки, воспитательского часа, внеклассного мероприятия (после проведённого занятия).
- По итогам I тура определяются участники II тура в номинациях:
- "Вторая мама" (воспитатель),
- "Учительница первая моя" (учитель начальных классов),
- "Восходящее солнце" (молодой специалист),
- "Открытая книга" (педагог-стажист),
- "Мастер-класс" (педагог дополнительного образования, специалисты).
II тур (март)
1.Визитка конкурсанта - самопрезентация, подготовленная на тему, определяемую оргкомитетом
2.Участие в конкурсе "Дерзайте, вы талантливы!"
По итогам второго тура определяются: победитель, финалисты (2 и 3 место).
4 этап - Последействие.
Анализ проведенного конкурса (что получилось, что нет, почему?)