Алгоритм организации и проведения профессионального конкурса в образовательном учреждении как мотивационный компонент развития профессионализма

Разделы: Администрирование школы


Одним из условий качества обучения и воспитания школьников, является профессиональное мастерство педагогов. Наша школа - это специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Немецкий дефектолог Шуман писал: "Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя".

На сегодняшний день в школе наработан большой материал по формам методической работы, направленной на повышение педагогического мастерства:

Одна из таких форм - внутришкольный конкурс педагогического мастерства "Первый в 101-м".

Презентация.

Был разработан алгоритм подготовки и проведения внутришкольного конкурса педагогического мастерства. Данный алгоритм состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап.

Включает:

1. Проведение мозгового штурма в педагогическом коллективе.

Условия и правила "мозгового штурма":

  • Стремитесь не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
  • "Мозговой штурм" не терпит шаблонного мышления. Полный отказ от стереотипов - важнейшее условие творческого поиска.
  • Попытайтесь с самого начала убедить себя и коллег, что положительное разрешение данной проблемы имеет для нас чрезвычайно важное значение.
  • Тщательно, но коротко формулируйте свои мысли. Не огорчайтесь, если вас не поймут, сделайте попытку еще раз изложить свою идею.
  • Помните, оптимизм и уверенность удесятеряют умственную и психическую энергию участников.

2. Создание организационного комитета и творческой группы по подготовке к конкурсу.

Создается организационный комитет по осуществлению руководства и контроля за ходом подготовки и проведения конкурса. В организационный комитет входят:

  • директор,
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
  • заместитель директора по воспитательной работе.

В творческую группу выбираются:

  • учителя,
  • руководители методических объединений,
  • специалисты,
  • педагоги доп. образования,
  • воспитатели.

Организация позволяет распределить работу и объединить усилия большого количества людей. При хорошей организации дело идет так, что возникает ощущение, что все происходит само собой.

3. Определение темы, цели и задач конкурса.

Добиться результата в каком - либо деле можно, если знаешь, чего именно хочешь добиться. Этап целеполагания - один из важнейших этапов подготовки конкурса. Цель должна соответствовать таким важным критериям, как конкретность, реальность, достижимость. Всем участникам деятельности необходимо понимать, для чего, ради чего, зачем, почему они что-то делают все вместе и каждый по отдельности. Недаром говорят, что "выявить и понять задачу - значит наполовину ее решить". Цель, задачи деятельности должны быть не только известны участникам, поняты ими, но и приняты, т.е. осознаны как личностно значимые.

4. Разработка Положения о проведении внутришкольного конкурса педагогического мастерства.

Положение о внутришкольном конкурсе педагогического мастерства "Первый в 101-м ".

1. Общие положения

1.1. Внутришкольный конкурс "Первый в 101-м" проводится в рамках реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, в соответствии с законом РФ "Об образовании", типовым положением, Уставом школы - интерната и локальными актами.

1.2. Внутришкольный конкурс "Первый в 101-м" - одна из форм повышения качества педагогического мастерства. Конкурс проводится среди учителей, воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования школы-интерната.

1.3. Для организации и проведения конкурса создается оргкомитет, который действует на основании положения о конкурсе. Задачи оргкомитета - координация деятельности по подготовке и проведению конкурса. В состав оргкомитета конкурса входит администрация. Председателем оргкомитета является директор.

1.4. В конкурсе могут принять участие все педагоги. Педагоги, желающие принять участие в конкурсе, представляют в оргкомитет заявку. (Приложение 1.1.)

2. Цели и задачи конкурса 

2.1. Цель конкурса - повышение профессионального мастерства педагогов.

2.2. Задачи конкурса:

- активизировать творческий и познавательно- интеллектуальный потенциал педагогов;

- внедрять и распространять современные педагогические технологии в практику учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения;

- выявлять и поощрять талантливых, творчески работающих педагогов.

  3. Организация и проведение конкурса  

3.1. Конкурс проводится в два тура.

I тур проводится в течение октября-января.

Цель: выявление уровня профессионального мастерства и творческой ориентации педагога через открытые уроки, самоподготовки, внеклассные занятия; защиту эссе на педагогическую тему, определяемую оргкомитетом ко времени объявления конкурса, самопрезентацию участника конкурса с помощью видеороликов или устных выступлений.

По результатам I тура во II тур выходят не более 10 участников (по два лауреата из каждой номинации).

II тур (финал) проводится в течение марта

Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей конкурсантов.

3.2. Конкурсные задания и их содержание утверждаются оргкомитетом конкурса за 15 дней до начала его проведения.

3.3. По итогам второго тура определяется победитель конкурса, финалисты, занявшие второе и третье места, а также победители в номинациях:

- оригинальность;

- артистизм;

- умение общаться;

- нестандартность решения педагогической проблемы;

- зрительские симпатии.

 4. Содержание конкурса

4.1. Первый тур конкурса включает в себя анализ уроков, самоподготовок, внеклассных занятий конкурсантов; защиту эссе на педагогическую тему, определяемую оргкомитетом ко времени объявления конкурса, и самопрезентацию участников конкурса с помощью видеороликов или устных выступлений.

4.2. Второй тур включает:

- визитку конкурсанта - самопрезентация, подготовленная на тему, определяемую оргкомитетом;

- конкурс "Дерзайте, Вы талантливы!" - презентация любых видов увлечений и творческой деятельности конкурсантов.

5. Жюри конкурса

5.1. На каждом этапе конкурса оргкомитетом формируется жюри.

В жюри входят администрация, руководители МО, председатель первичной профсоюзной организации.

5.2. Жюри конкурса оценивает качество представленных материалов и результаты конкурсных испытаний каждого участника согласно следующим критериям (в баллах):

- широта эрудиции и общая культура;

- знание основ педагогики, психологии и частных методик и их реализация в практической деятельности;

- умение корректировать психолого-педагогические и методические действия;

- проявление творческих способностей;

- владение техникой педагогического общения (умение вести диалог, владение невербальными средствами общения, культура речи, логика изложения, четкость дикции, темп изложения).

6. Награждение победителей конкурса

6.1. Победители и лауреаты конкурса награждаются почетными дипломами.

6.2. На поощрение победителей II тура конкурса выделяются средства:

- победителю конкурса - премия в размере 5 000 рублей;

- финалисту, занявшему ?? место - премия в размере 3 000 рублей;

- финалисту, занявшему ??? место - премия в размере 2 000 рублей.

6.3. Победители в номинациях награждаются специальными призами.

7. Составление приказа по подготовке и проведению конкурса с четким указанием того, кто и за что отвечает. Доведение содержания приказа до коллектива на очередном совещании.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 101, VIII вида"


ПРИКАЗ

г. Кемерово

"О проведении конкурса педагогического
мастерства "Первый в 101-м""

 В рамках реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, в соответствии с законом РФ "Об образовании", типовым положением о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставом школы - интерната и локальными актами.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести конкурс педагогического мастерства "Первый в 101-м" среди педагогов школы в октябре 20__г. - марте 20___г.

2. Сформировать оргкомитет в следующем составе:

3. Финансовые средства на проведение конкурса выделить из внебюджетных средств школы-интерната в соответствии со сметой расходов.

4. Награждение победителей конкурса провести на заключительном этапе.

5. Контроль за проведением конкурса возложить на заместителя директора по УВР.

Директор МС(К)ОУ

"Школа-интернат № 101, VIII вида"

 С приказом ознакомлены:

6. Ознакомление членов педколлектива с информационным письмом.

7. Ознакомление членов педколлектива с "Планом-графиком проведения конкурса педагогического мастерства "Первый в 101-м"".

План-график проведения конкурса педагогического
мастерства "Первый в 101-м"

1  тур - октябрь - январь
Содержание  этапов  сроки цель примечание
1.Предоставление  документов  участника до 10 октября Знакомство с конкурсантами  
2.Предоставление эссе на заданную  тему до 10 октября Выявление  представлений  конкурсанта   об учительской профессии,  позитивном образе     успешного учителя Максимальное  количество баллов 10
Проведение  открытых уроков, самоподготовок, воспитательских часов, внеклассных мероприятий  в рамках предметных месячников Оценка  практических  умений  конкурсантов: владение педагогическими технологиями, результативность  урока, оригинальность методической идеи  урока По разработанным критериям
Проведение самоанализа  открытого  урока, самоподготовки, воспитательского часа, внеклассного мероприятия После  проведенного открытого  занятия Оценка  умения конкурсантов проводить  психолого-педагогический самоанализ  урока Максимальное  количество баллов 2 (за одно занятие)
Подведение  итогов I тура 15 февраля 20__ г.; определение участников II тура (5 участников )

II тур конкурса  март

1.Визитка конкурсанта - самопрезентация, подготовленная на тему, определяемую оргкомитетом 2 марта Оценка творческого образа  участника, его  индивидуальности (3-5 минут)

Максимальное  количество  баллов -10

2.Участие в конкурсе "Дерзайте, вы талантливы!" 2 марта Оценка исполнительского  мастерства участника,  его артистизма, содержательность  выступления Максимальное  количество баллов-10
Подведение  итогов  конкурса -  2 марта. По итогам  второго  тура определяются: победитель, финалисты (2 и 3 место), победители  в  номинациях: "Вторая мама" (воспитатель), "Учительница первая моя" (учитель начальных классов), "Восходящее солнце" (молодой специалист), "Открытая книга" (педагог - стажист), "Мастер- класс" (педагог дополнительного образования)

8. Даётся:

- схема психолого-педагогического анализа и самоанализа урока;

- критерии оценивания эссе;

- критерии оценивания урока, самоподготовки, воспитательского часа, внеклассного занятия.

2. Организационный этап.

Разработка сценария финала - ответственный шаг по подготовке к конкурсу. Сценарий любого мероприятия выстраивается по канве его традиционного сюжета. Но есть общие методические элементы.

Зачин. Роль начала мероприятия необычайна велика. Начало возбуждает интерес и внимание, это краткое действие, необычайное, ярко эмоциональное.

Методические приемы начала: вербальный, музыкальный, кинопролог, технические и иные эффекты.

Основная часть реализуется через действия, деятельность - художественную, двигательную, познавательную и т.д. Зрители должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками.

Финал конкурса - краткий, четкий, яркий.

Немаловажным моментом является процедура награждения. Для того чтобы эффект от проведения внутреннего конкурса был максимальным, он должен быть организован на высоком уровне и по торжественности не уступать церемониям вручения наград престижных кинофестивалей.

Очень важный момент - художественное оформление школы, актового зала, своеобразный педагогический дизайн, создающий эстетику среды.

Необходимо продумать и наглядно оформить главное место проведения праздника - сцену, зал. Декорации должны быть легкими, легко сооружаемыми, тематически и содержательно оправданы.

Музыка должна звучать практически с первой и до последней минуты, на фоне ее должно проходить большинство выступлений, она должна быть тщательно подобранной по настроению. Вынужденные паузы заполняются музыкальным фоном. Поднимается настроение, появляется ощущение связности, целостности происходящего.

3 этап - Конкурс.

I тур (октябрь-январь)

1.Предоставление  документов  участника

2.Предоставление эссе на заданную  тему

3.Проведение  открытых уроков, самоподготовок, воспитательских часов, внеклассных мероприятий 

4.Проведение самоанализа  открытого   урока, самоподготовки, воспитательского часа, внеклассного мероприятия (после проведённого занятия).

  • По итогам I тура определяются участники II тура в номинациях:
  • "Вторая мама" (воспитатель),
  • "Учительница первая моя" (учитель начальных классов),
  • "Восходящее солнце" (молодой специалист),
  • "Открытая книга" (педагог-стажист),
  • "Мастер-класс" (педагог дополнительного образования, специалисты).

II тур (март)

1.Визитка конкурсанта - самопрезентация, подготовленная на тему, определяемую оргкомитетом

2.Участие в конкурсе "Дерзайте, вы талантливы!"

По итогам  второго  тура определяются: победитель, финалисты (2 и 3 место).

4 этап - Последействие.

Анализ проведенного конкурса (что получилось, что нет, почему?)