Урок литературного чтения (2-й класс). Б.С. Житков "Храбрый утёнок"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с новыми произведениями,
    • способствовать формированию у  обучащихся целостного представления об основной идее произведений;
    • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
    • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
  • Развивающие:
    • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: жужжащим,  выборочным, вслух;
    • создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
    • помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Воспитательные:
    • содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них;
    • способствовать сплочению классного коллектива;
    • содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
    • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

  • портрет писателя Б.Житкова,
  • картинки на доске,
  • карточки для фонетической зарядки,
  • выставка книг писателя.

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Примечание

1. Организация детей на занятия Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
 
2. Проверка домашнего задания – Вот и начнём урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? (Пересказ сказки В.Осеева «Добрая хозяюшка»)

– Чтобы вспомнить персонажей сказки, вы должны отгадать загадки.

Ходит по двору будильник,
Разгребая лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (Петух)

С хозяйкой дружит,
Дом сторожит.
На чужих лает,
В свой дом не пускает. (Собака)

Пёстрая крякуша
Ловит лягушек
Ходит  вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)

Зёрнышки клюёт,
Деток зовёт:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!» (Курица)

– От такой «доброй» хозяюшки разбежались её друзья. Помоги установить порядок в сказке. Поставь радом с изображением каждого персонажа цифру в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке.

– Каким новым словом можно назвать расположение картинок по порядку? (План)
– Как называется раздел учебника, в котором мы работаем? (План и пересказ).
– Кто готов по картинному плану пересказать эту сказку?

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

Работа с книгой

3-4 ученика
Словесное оценивание, ставится отметка

 

3. Сообщение темы урока.
Постановка цели.
Сегодня мы прочитаем произведение замечательного автора, путешественника, объехавшего всю Россию и побывавшего в других странах. Человека, который сменил несколько профессий и всюду, достигшего мастерства. И понятно, что этот человек не  мог не стать писателем. Имя этого человека – Борис Степанович Житков.
Вера и Антон подготовили для нас небольшие сообщения об авторе.
Послушаем ребят.
Рисунок 2

Отметки выступавшим ученикам

4. Первичное восприятие текста – Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Бориса Житкова, но у нас одна большая проблема оно без названия.
Ваша задача: прослушав произведение выбрать из трёх заглавий одно, наиболее точное.

На доске:

Хвастливый утёнок.
– Утёнок Алёша.
– Храбрый утёнок.

Чтение произведения учителем. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.

– Понравилось ли вам произведение?
– Чем оно вас заинтересовало?
– Кто главный герой этого произведения?
– А теперь расскажите об Алёше? (Смелый, храбрый)
– Какое из этих заглавий наиболее точное? Почему? (Мы вносим в заголовок главную мысль)
– Определите жанр этого произведения?
– Почему это сказка?

Приложение 1
5. Чтение и анализ произведения 1. Речевая разминка.

– Чтобы читать текст быстро и правильно, выполним несколько несложных упражнений.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами.

4. Читай целыми словами.

5. А теперь самостоятельно читаем произведение с применением жужжащего чтения.

Физминутка.

Анализ произведения.

– Как хозяйка кормила утят?  (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– Почему утята боялись  стрекозу? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– О чём думала хозяйка когда, убирала пустую тарелку?  (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– Кто пришёл в гости к утятам? (Найдите ответ в текст и прочитайте)
– Что он им обещал? Сдержал ли он своё слово?
– Как ему это удалось? (Найдите ответ в текст и прочитайте)
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела стрекоза ещё раз? (Найдите ответ в текст и прочитайте)

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

6. Итог урока – С каким произведением познакомились сегодня?
– Кто его автор?
– Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему?
– Что можно сказать об утёнке Алёше? Какой он?
– Стоило ли утятам боятся  стрекозу?
 
7. Домашнее задание Подготовить пересказ произведения. Стр. 82-84