Цель: Создать условия для формирования ответственного отношения обучающихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологической культуры и экологически компетентного поведения. Вызвать интерес и желание заниматься в детском объединении эколого-биологической направленности «Юный эколог».
Методы: интерактивный метод знакомства, ролевая игра, экспериментирование, исследование, мозговой штурм, беседа, прослушивание аудиозаписей.
Оборудование: «Цветик-трехцветик», мольберт, оборудование для опытов (демонстрационные - стаканчики с водой, почвой, песком, камнями; индивидуальные - контейнеры с водой, стаканчики, для работы в малых группах - мыльные пузыри, трубочки, шарики.) Игрушка – ворона «Каркуша», яйца и изображения птиц (курица, перепел, гусь, утка). Картины леса, письма, фломастеры, бумага, таблички с именами детей, оборудование для диагностики эмоционального состояния детей.
Ход занятия
Организационная часть:
1. Диагностика эмоционального состояния детей.
2. Знакомство.
Педагог - Здравствуйте! До меня дошли слухи, что в вашем саду (школе) есть замечательные ребята и мне захотелось познакомиться с вами поближе.
Становимся с детьми в круг, беремся за руки, улыбнулись друг другу. Педагог представляется, передает по кругу цветок, дети называют свое имя.
Педагог: Давайте поиграем в игру, я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Я прошу поднять одну руку тех, у кого есть любимое животное, другую руку тех, кому нравится помогать взрослым ухаживать за растениями. Пусть хлопнут в ладоши те, кому нравится пение птиц, возьмут себя за нос те, кто подкармливал их зимой.
Ребята, я рада, что не ошиблась, вы действительно любите природу. А насколько вы ее знаете, я хочу проверить.
Цель нашего занятия – познакомить вас с содержанием работы кружка «Юный эколог», я предлагаю вам совершить вместе со мной небольшое путешествие. А путешествовать мы будем с помощью цветика - трехцветика, потому, что занятия в кружке «Юный эколог» рассчитаны на 3 года.
Лети, лети мой цветок, через запад на восток
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты Земли, быть по-моему вели,-
Вели, что бы мы оказались в первом году обучения!
(Педагог переодевается в магистра неживой природы, подводит детей к группе столов с оборудованием для опытов).
Что? Почему? Зачем и где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Открытый путь - нелегкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.
- Здравствуйте, ребята! Я-магистр неживой природы и очень рад, что вы заглянули ко мне. В своей лаборатории я провожу опыты. Опыты как фокусы, только им всегда можно дать объяснение. Вы знаете, что к ней относится? (ответы) Опыты как фокусы, только им всегда можно дать объяснение. Перед вами стоят стаканчики, посмотрите, что в них?
(1-вода,2-почва,3-камень,4-пустой) Вы думаете этот стакан пустой? Давайте проверим.
Опыт: Переверните стакан вверх дном, старайтесь держать его очень ровно, медленно опускайте его в воду. Легко ли идет стакан? Не мешает ли ему что-то? Что находится в нем? А теперь медленно переворачиваем его. Что вы увидели? А почему мы его не видим? Не чувствуем? (Прозрачный, невидимый, без вкуса и запаха.)
- Я хочу проверить вас на сообразительность. Даю три задания, вам нужно будет самим доказать, что воздух существует. Поделитесь на три команды по цвету ваших карточек на груди. Кто с кем в команде?
1 команда: Докажите, что воздух существует с помощью…. мыльных пузырей. Подумайте, как вы его поймаете и покажете нам. Можно тихонечко посовещаться.
2 команда: Вам нужно это же доказать с помощью…воздушных шариков. Советуйтесь.
3 команда: Докажите это с помощью… соломинки и стаканчика с водой.
Даю вам одну минуту!
- Какие вы молодцы! Я вижу, вы отлично справились с моим заданием. Я хочу вас наградить медалью – знаток неживой природы и научить вас точечному самомассажу, что бы ваш нос всегда был здоровым. Я не прощаюсь с вами, у меня еще очень много загадок! Прилетите ко мне еще?
- Вам понравилось в гостях у магистра наук? Что понравилось и запомнилось больше всего? Продолжить наше путешествие смогут те, кто выполнит мое задание. Я называю птицу, вы называете тоже птицу, только другу. И так – ворона –
Молодцы! Летим дальше!
Лети, лети мой цветок, через запад на восток
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты Земли, быть по-моему вели,-
Вели, что бы мы оказались во втором году обучения!
Отгадайте, кто встретит нас на следующей остановке. (Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она? (ворона)) Мы в гостях у Каркуши.
Каркуша - Здравствуйте, ребята. Мне на хранение разные птицы оставили свои яйца, а я забыла их владельцев. Помогите мне разобраться! Вот яйца, а вот фотографии их владельцев.
Педагог - Ребята, смотрите, у нас есть подсказка - на изображении птиц и яйцах есть цифры. Если мы подберем пару одинаковых цифр- то справимся с заданием.
Давайте я проверю, правильно ли вы разложили цифры. Когда птицы откладывают свои яйца? Можно ли тревожить их в это нелегкое для них время? Молодцы, я награждаю вас медалью Мудрой совы за знания живой природы.
Каркуша: У меня в запасе есть еще очень много загадок и заданий, вы прилетите еще ко мне в гости?
Педагог - Что бы продолжим свое путешествие, снова поиграем в цепочку слов, только теперь уже о растениях. Береза - …..
Лети, лети мой цветок, через запад на восток
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты Земли, быть по-моему вели,-
Вели, что бы мы оказались в третьем году обучения!
- Прибыли на место. А здесь никого нет. Где же хозяин? Лежит только его фотография. По-моему, он нам оставил письмо. (Читаю письмо от Буськи). Ребята, поможем Буське?
Нам нужно оказать помощь как можно быстрее, пока лес еще можно спасти. Здесь в конверте лежат рисунки, которые помогут нам раскрыть причину гибели леса. Высказываете свои мнения, я буду их записывать. Можно высказывать любые мнения, запрещается только их критиковать.
- Ваши предложения! Начинаем обсуждать. (Отправляет письмо, переворачивает картину, звучит музыка леса).
- Ребята, как вы думаете, мы все правильно сделали? Помогли ли мы лесу? Кому именно мы помогли? Посмотрите на картину, кто здесь появился? Лес ожил. Давайте послушаем его музыку и представим себя в лесу….
- А вот и ответ от Буськи!
- Ребята, нам пора в обратный путь.
Лети, лети мой цветок, через запад на восток
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты Земли, быть по-моему вели,-
Вели, что бы все люди на нашей планете любили и берегли природу!
Закрепление материала:
- Понравилось ли вам путешествие? Чему новому или полезному оно научило вас? А ведь путешествовали мы не зря! Вы по праву можете считаться юными экологами – людьми, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней.
Для торжественного вручения настоящего удостоверения «Юный эколог», построиться!
Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек
Гнезд не разорим у пташек.
Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним
Ручеек не замутим!
(Вручение удостоверений. Приложение 2)
Рефлексия: «Дерево настроения».
Цветодиагностика настроения детей до и после занятия.