Косой гобеленовый шов

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: Создать условия для познавательной деятельности учащихся при обучении косого гобеленового шва.

Задачи урока: ознакомить учащихся с историей русской вышивки; сформировать навык по выполнению косого гобеленового шва; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус, логическое мышление; развивать моторику рук.

Тип урока: усвоение новых знаний, формирование новых умений.

Структура:

  • Актуализация опыта и опорных знаний.
  • Мотивация образовательной деятельности.
  • Сообщение темы, цели и задач занятия.
  • Восприятие нового учебного материала.
  • Осмысление учебного материала.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Подведение итогов занятия.

Методы и приёмы обучения:

  • Словесные.
  • Методы практической работы.
  • Метод наблюдения.
  • Метод исследования.
  • Проектно-конструкторский.
  • Метод игры.

Традиционные формы:

  • Лекция.
  • Учебная игра.

Нетрадиционные формы:

  • Мастерская.
  • Конкурс.
  • Диалоги.
  • Обобщения.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

(3 минуты)

(Сообщение учащихся на фоне спокойной музыки.)

Из истории вышивки

Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей сидела робкая крестьянская, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звёздами, похожими на снежинки.

Екатерина чуть скосила глаз. Она не торопилась разглядывать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звёзды – большие и малые – тысяча звёзд – образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далёким голубовато-золотым огнём. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой.

Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы.

- Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты простая крестьянка. Я хочу наградить тебя, сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением.

Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II распорядилась: красивую вышивку должны выполнять все молодые девушки. Разве нет на Руси мастериц?! Надо их послать в Торжок.

С разных концов России в Торжок направили крестьянских девушек – вышивальщиц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться, не смели.

Шили златом, серебром, жемчугом да каменьями изукрашивая рукоделье. И пели. Во все времена пели за работой вышивальщицы. Да и мыслимо ли без песни, в унылом молчании, высидеть за пяльцами долгие часы?

Ложился на бархат узор, пела и княгиня Ульяния, может, вот эту самую песню:

Шили девушки для Руси дары,
Шили девушки золоты ковры,
То поют-звенят не чисты ручьи,
То не солнышка яркие лучи,
То из золота я узор сплела,
То по бархату разлилась душа…

2. Изучение нового материала. Сообщение исторических сведений

В старину наши бабушки вышивали по домотканому льняному полотну. В основном это были полотенца, рубахи, сарафаны. (Приложение 1). Это подлинные образцы счётной вышивки, которые сохранились до наших дней в семейных коллекциях.

3. Фронтальный опрос (5 минут)

Возрождая традиции народных ремесел, мы используем художественную вышивку в различных изделиях.

(Демонстрация изделий, вышитых счётным крестом).

- Посмотрите на изделия, вышитые учащимися.

- Встречались ли вы раньше с такими вышивками?

- Какие швы вы изучали и применяли в вышивке на уроках технологии? (Крестом)

- Как вы думаете, почему эта группа швов носит такое странное название – «счётные швы»? (Вышивка счётными швами требует использования счётной схемы.)

- Из чего состоит схема счётной вышивки? (Схема вышивки представляет рисунок, который разделён на большие квадраты, в каждом таком квадрате имеется 100 маленьких клеточек. Это предусмотрено для удобства вышивания и счёта.)

- Таким образом, к счётным швам относятся – шов «крест», двойной (болгарский) крест и косой гобеленовый шов.

4. Постановка темы. Целеполагание (2 минуты)

Тема нашего урока «Косой гобеленовый шов». Девиз урока. (Приложение 1)

Давайте определим цель нашего урока. (См. цели урока)

- Чему должны научиться?

(- Научиться  самоконтролю при выполнении работы;

- Сформировать навык по выполнению косого гобеленового шва;

- Формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус;

- Развивать логическое мышление; моторику рук.)

5. Инструктаж по технике безопасности (3 минуты)

Техника безопасности

Я кричу страшнее волка
- Сел случайно на иголку.
- Ох, прости же, братец Ваня,
Шить не буду на диване!
Всем нужна швея иголка,
Но тонка она и колка.
Содержи её в порядке,
А не то вопьётся в пятку!

- Как используем иглы? (Храним иглы в игольнице.)

Всем с напёрстком нужно шить,
Чтобы пальцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!

- В каких случаях мы используем напёрсток?

- Как используем ножницы?

Всем с напёрстком нужно шить,
Чтобы пальцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!

- В каких случаях мы используем напёрсток?

- Как используем ножницы? (Храним ножницы в специальной коробке; переедаём ножницы кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия)

Что необходимо знать и соблюдать при выполнении вышивки? (Технику безопасности:

  1. Для вышивания иглы должны быть короткие с удлинённым ушком.
  2. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30см.
  3. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спину.
  4. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец.

6. Практическая работа (20 минут)

В каждом доме всегда найдётся место для красивой подушки, салфетки. (Демонстрация салфетки, подушки).

- А вы хотите иметь такое изделие для дома?

Сегодня я предлагаю вам выполнить салфетку для кухни.

- Рассмотрим салфетку. Из чего состоит изделие? (В центре салфетки канва с вышивкой, обработана полосками ткани в лоскутной технике.)

Открываем инструкционную карту: «Технология выполнения косого гобеленового шва»

- Что такое косой гобеленовый шов?

Косой гобеленовый шов - это строчка повторяющихся стежков, которые выполняют, выводя нить на лицевую сторону из левого нижнего угла клеточки, а заканчивают – в правом верхнем. Вышивку выполняют на холсте или канве. Закрепление нити на изнаночной стороне.

На столах у вас имеются заготовки салфеток.

- Что выполняем в первую очередь? (Вышиваем рамку, используя инструкционную карту. Работу выполняем аккуратно.)

- Вышиваем в 6 нитей. Начнём выполнять работу?

(По ходу вышивания рамки учащиеся получают жетоны - розочки (Выполнение работы на оценку 5, жетоны – фиалочки (на оценку 4.)

Учащиеся, закончившие вышивать рамку – приступают к вышивке рисунка.

Разминка (2 минуты)

Я вижу, вы немного устали, давайте проведём разминку – пальчиковую гимнастику. (И гимнастику для глаз)

Гимнастика для глаз

  • Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд на потолок и обратно (голова неподвижна). 8–12 раз.
  • Исходное положение сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа на лево и обратно. 8-10 раз.
  • Исходное положение сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.
  • Исходное положение сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.

- Заканчиваем работу.

7. Закрепление изученного материала

(6 минут) Самоанализ практической работы

Вы хорошо работали на уроке, получали балы успеха – розочки, фиалочки. Поместите их на поляну творчества, при этом поделитесь своим секретом – что нового узнали, чему научились, чего достигли. Дети, отвечая на вопросы закрепления материала – прикалывают свои цветочки.

Я рада, что вы научились вышивать рамку косым гобеленовым швом. Далее вам предстоит продолжить вышивку самостоятельно по схеме и закончить проект. Пройдёт немного времени, и вы начнёте вышивать более объёмные работы. Я желаю вам развивать и совершенствовать свой навык вышивания косым гобеленовым швом, чтобы у вас в результате получились вот такие проекты. (Демонстрация панно)