Цель урока: Создать условия для познавательной деятельности учащихся при обучении косого гобеленового шва.
Задачи урока: ознакомить учащихся с историей русской вышивки; сформировать навык по выполнению косого гобеленового шва; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус, логическое мышление; развивать моторику рук.
Тип урока: усвоение новых знаний, формирование новых умений.
Структура:
- Актуализация опыта и опорных знаний.
- Мотивация образовательной деятельности.
- Сообщение темы, цели и задач занятия.
- Восприятие нового учебного материала.
- Осмысление учебного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов занятия.
Методы и приёмы обучения:
- Словесные.
- Методы практической работы.
- Метод наблюдения.
- Метод исследования.
- Проектно-конструкторский.
- Метод игры.
Традиционные формы:
- Лекция.
- Учебная игра.
Нетрадиционные формы:
- Мастерская.
- Конкурс.
- Диалоги.
- Обобщения.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация
(3 минуты)
(Сообщение учащихся на фоне спокойной музыки.)
Из истории вышивки
Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей сидела робкая крестьянская, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звёздами, похожими на снежинки.
Екатерина чуть скосила глаз. Она не торопилась разглядывать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звёзды – большие и малые – тысяча звёзд – образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далёким голубовато-золотым огнём. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой.
Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы.
- Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты простая крестьянка. Я хочу наградить тебя, сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением.
Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II распорядилась: красивую вышивку должны выполнять все молодые девушки. Разве нет на Руси мастериц?! Надо их послать в Торжок.
С разных концов России в Торжок направили крестьянских девушек – вышивальщиц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться, не смели.
Шили златом, серебром, жемчугом да каменьями изукрашивая рукоделье. И пели. Во все времена пели за работой вышивальщицы. Да и мыслимо ли без песни, в унылом молчании, высидеть за пяльцами долгие часы?
Ложился на бархат узор, пела и княгиня Ульяния, может, вот эту самую песню:
Шили девушки для Руси дары,
Шили девушки золоты ковры,
То поют-звенят не чисты ручьи,
То не солнышка яркие лучи,
То из золота я узор сплела,
То по бархату разлилась душа…
2. Изучение нового материала. Сообщение исторических сведений
В старину наши бабушки вышивали по домотканому льняному полотну. В основном это были полотенца, рубахи, сарафаны. (Приложение 1). Это подлинные образцы счётной вышивки, которые сохранились до наших дней в семейных коллекциях.
3. Фронтальный опрос (5 минут)
Возрождая традиции народных ремесел, мы используем художественную вышивку в различных изделиях.
(Демонстрация изделий, вышитых счётным крестом).
- Посмотрите на изделия, вышитые учащимися.
- Встречались ли вы раньше с такими вышивками?
- Какие швы вы изучали и применяли в вышивке на уроках технологии? (Крестом)
- Как вы думаете, почему эта группа швов носит такое странное название – «счётные швы»? (Вышивка счётными швами требует использования счётной схемы.)
- Из чего состоит схема счётной вышивки? (Схема вышивки представляет рисунок, который разделён на большие квадраты, в каждом таком квадрате имеется 100 маленьких клеточек. Это предусмотрено для удобства вышивания и счёта.)
- Таким образом, к счётным швам относятся – шов «крест», двойной (болгарский) крест и косой гобеленовый шов.
4. Постановка темы. Целеполагание (2 минуты)
Тема нашего урока «Косой гобеленовый шов». Девиз урока. (Приложение 1)
Давайте определим цель нашего урока. (См. цели урока)
- Чему должны научиться?
(- Научиться самоконтролю при выполнении работы;
- Сформировать навык по выполнению косого гобеленового шва;
- Формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус;
- Развивать логическое мышление; моторику рук.)
5. Инструктаж по технике безопасности (3 минуты)
Техника безопасности
Я кричу страшнее волка
- Сел случайно на иголку.
- Ох, прости же, братец Ваня,
Шить не буду на диване!
Всем нужна швея иголка,
Но тонка она и колка.
Содержи её в порядке,
А не то вопьётся в пятку!
- Как используем иглы? (Храним иглы в игольнице.)
Всем с напёрстком нужно шить,
Чтобы пальцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!
- В каких случаях мы используем напёрсток?
- Как используем ножницы?
Всем с напёрстком нужно шить,
Чтобы пальцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!
- В каких случаях мы используем напёрсток?
- Как используем ножницы? (Храним ножницы в специальной коробке; переедаём ножницы кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия)
Что необходимо знать и соблюдать при выполнении вышивки? (Технику безопасности:
- Для вышивания иглы должны быть короткие с удлинённым ушком.
- Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30см.
- Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спину.
- Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец.
6. Практическая работа (20 минут)
В каждом доме всегда найдётся место для красивой подушки, салфетки. (Демонстрация салфетки, подушки).
- А вы хотите иметь такое изделие для дома?
Сегодня я предлагаю вам выполнить салфетку для кухни.
- Рассмотрим салфетку. Из чего состоит изделие? (В центре салфетки канва с вышивкой, обработана полосками ткани в лоскутной технике.)
Открываем инструкционную карту: «Технология выполнения косого гобеленового шва»
- Что такое косой гобеленовый шов?
Косой гобеленовый шов - это строчка повторяющихся стежков, которые выполняют, выводя нить на лицевую сторону из левого нижнего угла клеточки, а заканчивают – в правом верхнем. Вышивку выполняют на холсте или канве. Закрепление нити на изнаночной стороне.
На столах у вас имеются заготовки салфеток.
- Что выполняем в первую очередь? (Вышиваем рамку, используя инструкционную карту. Работу выполняем аккуратно.)
- Вышиваем в 6 нитей. Начнём выполнять работу?
(По ходу вышивания рамки учащиеся получают жетоны - розочки (Выполнение работы на оценку 5, жетоны – фиалочки (на оценку 4.)
Учащиеся, закончившие вышивать рамку – приступают к вышивке рисунка.
Разминка (2 минуты)
Я вижу, вы немного устали, давайте проведём разминку – пальчиковую гимнастику. (И гимнастику для глаз)
Гимнастика для глаз
- Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд на потолок и обратно (голова неподвижна). 8–12 раз.
- Исходное положение сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа на лево и обратно. 8-10 раз.
- Исходное положение сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.
- Исходное положение сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.
- Заканчиваем работу.
7. Закрепление изученного материала
(6 минут) Самоанализ практической работы
Вы хорошо работали на уроке, получали балы успеха – розочки, фиалочки. Поместите их на поляну творчества, при этом поделитесь своим секретом – что нового узнали, чему научились, чего достигли. Дети, отвечая на вопросы закрепления материала – прикалывают свои цветочки.
Я рада, что вы научились вышивать рамку косым гобеленовым швом. Далее вам предстоит продолжить вышивку самостоятельно по схеме и закончить проект. Пройдёт немного времени, и вы начнёте вышивать более объёмные работы. Я желаю вам развивать и совершенствовать свой навык вышивания косым гобеленовым швом, чтобы у вас в результате получились вот такие проекты. (Демонстрация панно)