Развитие сомато-пространственных и временных ориентировок на занятиях логоритмики с элементами фитбола для учащихся 1-х классов с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Теоретическая интерпретация опыта

Логоритмика является комплексной методикой преодоления речевых нарушений, включающих сопряженные музыкально-ритмические (музыкотерапия) и лечебные физические упражнения (кинезитерапия) и собственно логопедические упражнения.

Музыкотерапия имеет тысячелетнюю историю. Еще Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов. Сейчас экспериментально доказано оздоровляющее ее воздействие на физиологические функции человека.

Кинезитерапия - лечебная физкультура, является признанным направлением медицины с начала XIX века. Ее целебная сущность заключается в ритмических формах и видах двигательной активности, моторных функций человека, в том числе артикуляторных функций речи.

В настоящее время логоритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики речевого развития детей. Она способствует устранению общей моторной неловкости, нарушений зрительного восприятия, пространственного ориентирования, координированности движений, обостряет внимание, улучшает и в конечном итоге - преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

В настоящее время многие специалисты серьезно озабочены проблемой школьной неуспеваемости у детей вследствие нарушения формирования навыков письменной речи. Повышенный интерес у логопедов, учителей, психологов к коррекции речевых нарушений учащихся в 1-4 классах общеобразовательной школы объясняется широкой распространенностью ошибок на письме, затруднений при чтении и понимании текстов, которые не могут быть устранены без помощи специалистов.

По данным психолого-педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов школы. Спустя пять лет обучения, часть из них оказывается среди неуспевающих учеников, страдающих стойкими нарушениями письма (нарушения письменной речи, обусловленные общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Речевые нарушения в сочетании с отрицательными особенностями личностных и коммуникативных качеств ученика, отклонений в поведении, обусловливают так называемое общее отставание в усвоении школьной программы. По этой причине тревога за академические успехи ребенка, его мотивацию в усвоении знаний и навыков вызывает необходимость поиска нового содержания коррекционной помощи неуспевающим детям. Очевидно, что устранение нарушений письменной речи в начальных и средних классах общеобразовательной школы является комплексной проблемой. Эффективность ее решения связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений.

Существующие подходы в определении школьной неуспеваемости позволяют отметить устойчивое сочетание у детей недостатков психологической готовности к школьному обучению с речевыми проблемами. Нарушения письменной речи без дополнительных коррекционных занятий с логопедом и психологом не исчезают и в дальнейшем, в средних и старших классах школы.

Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи показывает, что у части из них возникают следующие проблемы:

  • сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;
  • неспособность верно оценить пространственное расположение объектов;
  • трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;
  • затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;
  • трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.).

Указанные недостатки пространственных представлений сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени. В процессе обучения учащихся приходится уточнять сформированные у них понятия об основных единицах времени, о возрасте человека. Дополнительно требуются наблюдения за временной последовательностью каких-либо действий и событий с одновременным расширением и активизацией словарного запаса.

Опыт практический

Главным результатом практического применения логоритмической работы с учащимися младших классов является уточнение их представлений о схеме собственных тел и ближайшем окружении.

У детей вырабатываются представления об опорных точках пространства. Они учатся находить в своем теле верхние точки (голова, кончики пальцев поднятых рук) и правые части тела (правый глаз, правое ухо, правая нога и т. д.). Автоматизация и дифференциация представлений о направлениях в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук.

От формирования навыков ориентирования в схеме собственного тела постепенно осуществляется переход к развитию и закреплению представлений о схеме тела стоящего напротив, далее - к развитию и закреплению представлений об окружающей пространстве.

От закрепления представлений об окружающей пространстве осуществляется постепенный переход к упражнениям по определению положения предметов окружающего пространства относительно друг друга.

В обучении используются реальные предметы по образцу за преподавателем (логопедом). Сами дети являются предметом познания. Отработка навыков восприятия производится по словесной инструкции преподавателя.

В основе работы лежат следующие виды логоритмической работы с учащимися:

  • физические упражнения и неречевые игры;
  • речевые игры и упражнения по коррекции речевых нарушений.

Все виды логоритмической работы предлагаются учащимся под музыку, под счет в словесной или словесное, стихотворное сопровождение. Помимо этого, с целью предупреждения нарушений осанки и плоскостопия у учащихся 1-х классов мною в занятия был включен такой вид оздоровительной гимнастики, как фитбол (одно из направлений детского фитнеса, включающее упражнения на гимнастических мячах), что способствует коррекции не только речевого, эмоционального, но и психомоторного развития детей. Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений и пения в такт любимой мелодии развивает у детей ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, и, конечно, эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного задания, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

I. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведения ритмической разминки. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия.

Задача ритмической разминки - подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, со сменой видов движений, а также упражнения с гимнастическим мячом.

II. Основная часть составляет 70 - 80% времени логоритмического занятия. В зависимости от речевого нарушения и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений

Для детей, имеющих различную речевую патологию, основная часть будет включать как общие, так и некоторые специфические виды учебных заданий.

На школьном логопункте проводятся занятия с учащимися с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим нарушением речи. Логоритмическая работа по преодолению у младших школьников неправильного звукопроизношения так же, как и логопедическая, включает три этапа: подготовительный этап, нормализация звуковой стороны речи, этап формирования коммуникативных умений.

Так, на подготовительном этапе обычно используются упражнения на развитие:

  • общих речевых навыков - дыхания, голоса, различные распевки (например, пропевание гласных звуков в сочетании с движениями - "звуковая зарядка");
  • упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а затем и на речевом материале (упражнения на четкое проговаривание слогов или слоговых цепочек, слов);
  • артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики;
  • игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой, - сначала на музыкальном, затем на речевом материале);
  • упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (прежде всего предлагаются задания по различению шумовых, затем музыкальных звуков);
  • подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а также расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций).

III. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10 - 15 %). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы, упражнениями на профилактику плоскостопия. Данная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз отвечают тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии или дети оценивают работу друг друга.

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, развитии временных представлений, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

В качестве отдыха между двигательными упражнениями детям могут быть предложены задания по слушанию инструментальной и вокальной музыки с дальнейшим её обсуждением.

В процессе нормализации звуковой стороны речи на логоритмических занятиях проводится:

  • формирование полноценных фонематических процессов, развитие фонематического слуха;
  • формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;
  • формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • коррекция нарушений произношения (если таковые имеются);
  • упражнения на выработку длительного направленного выдоха (например, под музыку, с метрическим акцентом);
  • чтение чистоговорок, стихов, мелодекломация и пение простых песенок и попевок.

На этапе формирования коммуникативных умений используются дидактические задания, включающие речевой материал, игры на развитие различных качеств голоса, интонационную выразительность речи (используются инсценировки стихов и песен, разыгрывание по ролям сценок из рассказов и сказок).

Литература

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М.: Учебная литература, 1997.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.
  3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб.: Корона Принт, 2009.
  4. Коротков И.М. Подвижные игры детей. М.: Советская Россия, 1987.
  5. Кутузова И.Л., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. М., 2002.
  6. Рычков Н.А. Логопедическая ритмика (Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием). М.: Тандем, 1999.
  7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь (Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа). СПб.:Детство-пресс, 1998.
  8. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. М.: Сфера, 2004.