Цели урока:
– формирование потребности и умения активно воспринимать, усваивать и передавать информацию
– продолжение работы над раскрытием смысла умножения; замена сложения умножением
– развитие логического, образного мышления;
– воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело, умения работать в группе.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, плакаты, раздаточный счётный материал, фломастеры, магнитофон, толковый словарь.
1. Психологический настрой на урок.
–Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
2. Актуализация знаний.
На доске записаны слова: сложение, слагаемые, одинаковые, умножение, заменить.
– Прочитайте слова и подумайте, каким образом они могут относиться к теме нашего урока?
(предположения детей)
Вывод: будем заменять сложение умножением.
На доске записаны примеры:
7+17+27+27+71
2+2+2+2
8-8-8-8
В ходе беседы выясняем, что только сложение можно заменить умножением.
Вывешиваем памятку
а+а+а=а?3
Это основное правило, которое мы должны выполнять на уроке.
– Чтобы хорошо его запомнить и убедиться, что оно действует всегда, давайте отправимся в математическую экспедицию. Кто знает значение этого слова? К какому словарю нужно обратиться?
– Сначала я хочу убедиться, что все дети в нашем классе готовы к испытаниям.
3. Устный счёт.
– Я задумала число, если к нему прибавить 14, то получится 21. Какое число я задумала? (7)
– Найти разность чисел 87 и 9.(78)
– Первое слагаемое 70, второе 16. Найти сумму.(86)
– Уменьшите 33 на 8.(25)
– Увеличьте 8 на 17.(25)
– По 3 взять 4 раза(12)
– По 7 взять 2 раза (14)
– На сколько 52 больше, чем 40? (на12)
Думаю, что вы готовы.
А теперь посмотрим, готова ли я к дальнему путешествию.
Я буду высказывать свои утверждения, а вы соглашаться с ними или опровергать. (Если ребята согласны поднимают одну руку, если нет – протестуют двумя руками.)
– Я утверждаю, что
1 дм равен 10см;
у отрезка есть начало и конец;
1кг пуха легче, чем 1 кг железа;
если по 10 взять 3 раза, получится 30;
99 – однозначное число;
любую сумму можно заменить умножением;
если по 5 взять 5 раз получится 25.
Правильных утверждений больше, значит, я тоже могу отправиться с вами.
4. Новый материал
Я предлагаю слово экспедиция заменить словом “ икс”-педиция . Как вы думаете почему?
(Х-это что-то неизвестное, математический термин)
Вот и первое задание.
Надо узнать чему равен х, для этого выполним обратные операции.
(Дети решают самостоятельно, называют ответы, выбираем правильный, делаем проверку. Х=24)
– Это число получилось неслучайно.24-число учеников в нашем классе.
Сейчас мы попробуем объединиться для того, чтобы пройти через горное ущелье, которое встретилось у нас на пути.
Дети закрывают глаза, слышатся звуки сильного ветра, шум воды. Провести беседу о том, как нужно себя вести, чтобы преодолеть опасность. Поговорить о взаимопомощи, взаимовыручке, смелости, ловкости.
- Работа в парах.
На карточке №1 нарисовано 24 точки в хаотичном порядке. Нужно сгруппировать по 2 и сосчитать, сколько пар получится.
Делаем математическую запись.
2+2+2+…+2=24
Заменяем на умножение.
2?12=24
- Первичное закрепление
Каждый ребёнок на месте и у доски учится группировать предметы, используя раздаточный и демонстрационный материал.
По 2 взять 3 раза
По 3 взять 2 раза
По 1 взять 6 раз.
Результат получили одинаковый, но смысл действий разный.
Записали выражения:2*3=6 3*2=6 1*6=6
- Самостоятельная работа. Самопроверка.
К нам в “икс”-педицию пришло письмо с заданием, но, к сожалению, в него закралась ошибка , нам необходимо её найти. Правильный ответ отмечаем +.
3+3+3+3=3*4
5+5=5*3
6+6+6+6=6*4
10+10=10*2
Правильные ответы записаны на доске. Дети самостоятельно проверяют свою работу и выставляют отметки. Разбираем ошибки, если они есть.
- Физминутка
Привал. Покатаемся на лодочке. Дети выходят на середину класса, образуют круг. Исполняется песенка, дети выполняют действия.
Собрались на бережок,
Поплывём с тобой дружок.
Чтоб ребят не растерять, Нужно всех их сосчитать.
Отправляться в путь пора,
Сядем по 2, детвора!
Сколько места посмотри,
Сядем в лодки мы по 3.
- Самостоятельная работа. Обратная связь.
Для выполнения следующего задания нам нужно провести реорганизацию. Пересядем в группы по цветам. (У детей разноцветные бейджики)
Задания дифференцированные.
№1 Заменить сумму умножением
№2 Заменить сумму умножением, где это возможно.
№3 Решить задачу
№4 Сравнить выражения. Примеры с окошками.
5. Итог
– Пора возвращаться домой. Выполнила ли экспедиция свою задачу? Обратимся к памяткам.
– Какое действие можно заменить умножением? (сложение)
– Какие должны быть слагаемые? (одинаковые)
6. Рефлексия
– Что было самым лёгким в экспедиции?
– Что вызвало затруднения?
– Какое задание было особенно трудным?
Я хочу узнать, какое у вас настроение было сегодня на уроке.
Обратимся к карточкам, которые мы раскрашивали на уроке рисования, передавая цветом настроение музыки. Каждый возьмёт ту карточку, которая передаёт его настроение на уроке и поместит его на доску.
Поблагодарим друг друга за урок.