Цели урока:
- Создать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа, расширить знания об его обычаях и традициях.
- Познакомить учащихся с географией и особенностями древних русских городов Центральной России, историей их возникновения и значением для современности.
- Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию интереса к предмету через самостоятельный поиск материала. Вырабатывать навыки публичного выступления.
- Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, гордости и любви к Родине.
Учебно-методический комплекс:
- Карты: Плотность населения России, Народы России, Политико-административная Российской Федерации;
- Атласы, учебники, раздаточный материал (таблицы для заполнения, маршрут “Золотое кольцо” России, тест).
- Презентация: “Национальный состав субъектов РФ” (фрагмент из научной работы), “Золотое кольцо” России.
Структура урока:
- Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
- Вводная беседа.
- Народы Центральной России (фрагмент-выступление из научно-исследовательской работы “Национальный состав субъектов РФ). Обычаи и традиции русских.
- Викторина по городам “Золотого кольца” России (проводят учащиеся).
- Рефлексия (выполнение теста, впечатления учащихся).
- Домашнее задание.
- Заключение. Подведение итогов.
Ход урока
I. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. (Приложение)
II. Вводная беседа
III.
Учитель:
Среди всех регионов Центральная Россия занимает особое место. Давайте познакомимся с народами Центральной России.
Россия, я твоя росинка,
песчинка малая твоя,
когда метель – то я снежинка,
в ручье я капелька ручья.
Из этих капелек-росинок
большие реки потекли,
и если б не было песчинок,
тогда бы не было Земли …
(Вниманию ребят предлагается фрагмент из научно-исследовательской работы “Оценка национального состава субъектов РФ”. (Приложение) Ученица работала со статистическими данными последней переписи населения, сделав свои расчеты и построив диаграммы по каждому экономическому району).
Задание: внимательно прослушать сообщение, выполнить задание №1. (Приложение)
Задание № 1.
а) Прослушав сообщение, заполнить таблицу. По данным таблицы рассчитать плотность населения каждого района. Сделать вывод;
б) На контурной карте Центральной России построить диаграммы, показывающие соотношение преобладающих народов региона.
Название региона |
Состав района |
Площадь района |
Численность населения |
Плотность населения |
Национальный состав |
Преобладающие народы |
Вопрос: Каков национальный состав Центральной России?
Итак, Центральная Россия – колыбель русского народа. (Приложение)
- Обычаи и традиции русских (сообщение-выступление учащихся).
Учитель:
Среди всех регионов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом. В чрезвычайном разнообразии городов – “сила” региона, потенциал его развития.
Впервые русские города упоминаются еще в IX веке.
Вопрос. Какие вы знаете древние города России?
“Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-венценосцы”. Так писал о городах К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но только в России есть созвездие городов, городков и поселков, которые уже давно зовут “Золотым кольцом” России.
Как много притягательного в древних русских городах!
Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших древних городов. Это поистине золотое наследие России!
Вопрос. Что ж входит в понятие “Золотое кольцо” России?
Давайте послушаем ребят, которые приготовили вопросы викторины по “Золотому кольцу” России.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины, выполняя задание № 2). (Приложение)