Говоря о памяти, прежде всего, важно помнить, что у человека не существует единого центра, который регистрирует, сортирует, хранит и выдает все те сведения, которые мы получаем из внешнего мира. Нервные клетки головного мозга, нейроны, начиная с самого рождения, формируют огромное количество связей, фиксирующих самую разную информацию. У памяти нет четкой локализации в мозге - за нее отвечают зоны, которые также связаны с другими психическими функциями: восприятием, речью, эмоциями, мышлением. Поэтому и разработанные занятия-презентации являются частью курса по развитию познавательных процессов и произвольной сферы, и включают в себя задания, упражнения, связанные со вниманием, воображением, мышлением и речью.
Электронное пособие к занятиям "Тренируем память" представляет собой отдельные презентации-выпуски, включающие задания, упражнения, разминки, развивающие игры, доступные детскому пониманию. Совокупность их, выстроенная в определенной последовательности, обеспечивает комплексное развитие памяти, речи, наблюдательности, воображения, вырабатывает рациональные приемы запоминания, повышает интерес к самому процессу познания.
В начальной школе память в основном непроизвольна. Для длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Следует отметить, что в 7-8 лет у ребенка более развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В связи с этим обучение и развитие младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.
Проводя с детьми занятия, необходимо помнить об особенностях сенсорного восприятия (модальности) ребёнка: не ограничивать выбор школьника того или иного способа запоминания, воспроизведения, давать свободу выбора канала восприятия (аудиального, визуального, кинестетического). С учётом этих особенностей упражнения, задания должны быть полимодальными, а это, конечно, будет зависеть от виртуозности ведущего занятий.
Особенное внимание на таких занятиях уделяется детям-кинестетикам. Для активизации познавательной деятельности кинестетикам нужны движения: давать рисовать (чиркать), массажировать пальцы, создавать образы из мягкой проволоки, вставать, использовать конторки. В играх "Словесный ком", "В зоопарке я видел", "Я положил в мешок", "Мы купили в магазине" для передачи хода от одного ребёнка к другому целесообразно использовать массажный мячик, сенсорные игрушки.
Задания, упражнения, игры данных занятий направлены на развитие разных видов памяти. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Для развития кратковременной механической слуховой, зрительной памяти используются упражнения и задания: "Каскад слов", "Запомни слова", "Запомни буквы, цифры по порядку", "Запомни фигуры", "Весёлые предметы", "Запомни рисунки" и другие.
При возрастающем объеме учебного материала механическая память перестает себя оправдывать. Помимо упражнений, направленных специально на развитие смысловой памяти, в упражнениях на механическую память детям следует давать установку на применение различных способов запоминания. Развитие смысловой памяти (зрительной, слуховой, семантической) происходит с помощью таких упражнений и заданий, как "Запомни и повтори фразы", "Ключевые слова", "Пары слов", "Числа в таблице", "Тройка слов".
Каждое занятие начинается с разминки. Часть разминок направлена на развитие долговременной памяти (в том числе эмоциональной) и наблюдательности, другая - на активизацию лексической памяти и обогащение словарного запаса с помощью товарищей. Ряд упражнений развивают как память, так и внимание. Это упражнения "Фокус", "Глаз-алмаз", "Домино", "Детали картинки", "Цветные слова" и другие. Игры "Мы купили в магазине", "Словесный ком", "В зоопарке я видел", "Я положил в мешок" увеличивают объём слуховой памяти.
Определённое место в занятиях занимает такой способ запоминания, как визуализация. Она позволяет повысить эффективность кратковременной памяти, близка правополушарным учащимся. Примером этого способа запоминания служит упражнение "Образная визуализация" и задание "Рассказ в картинках". Задания "Картинки к тексту" и "Рисунки-схемы к словам", упражнение "Пиктограмма" развивают и ассоциативную память.
Электронные презентации составлены таким образом, чтобы в течение занятия происходило переключение с одного канала восприятия на другой, используются разминки на внимание и гимнастику для глаз.
Занятия "Тренируем память" дают положительный эффект: многие младшие школьники улучшают свою познавательную сферу и успехи в учёбе. Этому эффекту способствует атмосфера непринужденности, игровая форма занятий, разнообразие упражнений, использование электронных презентаций.
Занятия предназначены для учащихся 2 - 4 классов. Проводятся 2 раза в неделю в групповой и индивидуальной форме. Для повышения эффективности занятий, включённости каждого ребёнка в работу, рекомендуемое количество учащихся на групповых занятиях 6 - 8 человек. Электронные презентации содержат описание игр, краткие инструкции к заданиям и облегчают подготовку ведущего (психолога, учителя) к таким занятиям.
Представляю содержание восьми занятий "Тренируем память".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 1"
- Разминка "Можете вы вспомнить?"
- Упражнение "Запомни слова".
- Упражнение "Запомни и повтори фразы".
- Упражнение "Образная визуализация".
- Разминка.
- Упражнение "Пары слов".
- Упражнение "Запомни картинки".
- Задание "Картинки к тексту".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 2"
- Разминка "Вспомните прошлое".
- Упражнение "Запомни буквы по порядку".
- Задание "Рисунки-схемы к словам".
- Упражнение "Запомни фигуры".
- Упражнение "Запомни рисунки".
- Разминка.
- Задание "Картинки к тексту".
- Игра "Мы купили в магазине".
- Упражнение "Каскад слов".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 3"
- Разминка "Заверши слово".
- Упражнение "Запомни буквы по порядку".
- Упражнение "Запомни фигуры".
- Игровое упражнение "Я положил в мешок".
- Упражнение "Запомни цифры по порядку".
- Задание "Картинки к тексту".
- Упражнение "Фокус".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 4"
- Разминка "Можете вы вспомнить?"
- Упражнение "Запомни фигуры".
- Игровое упражнение "В зоопарке я видел".
- Упражнение "Пары слов".
- Упражнение "Глаз-алмаз".
- Упражнение "Запомни и повтори фразы".
- Задание "Ключевые слова".
- Разминка.
- Упражнение "Детали картинки".
- Упражнение "Каскад слов".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 5"
- Разминка "Волшебные слова".
- Упражнение "Запомни и повтори фразы".
- Упражнение "Запомни предметы".
- Задание "Образная визуализация"
- Упражнение "Каскад слов".
- Упражнение "Домино".
- Упражнение "Запомни слова".
- Разминка.
- Задание "Ключевые слова".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 6"
- Разминка "Заверши слово".
- Упражнение "Внимание! Запомни слова".
- Упражнение "Картинки".
- Упражнение "Запомни фразы на слух".
- Игра "Словесный ком".
- Упражнение "Пары слов".
- Задание "Числа в таблице".
- Упражнение "Пиктограмма".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 7"
- Разминка "Конструкция слова".
- Упражнение "Детали картинки".
- Упражнение "Фокус".
- Задание "Рассказ в картинках".
- Задание "Ключевые слова".
- Упражнение "Цветные слова".
- Упражнение "Пары слов".
Занятие "Тренируем память. Выпуск 8"
- Разминка "Заверши слово".
- Упражнение "Запомни слова".
- Упражнение "Тройка слов".
- Упражнение "Весёлые предметы".
- Задание "Слово и порядковый номер".
- Игра "Словесный ком".
- Задание "Номера телефонов".