Окружающий мир в 1-м классе "Кто такие насекомые?"

Разделы: Начальная школа


Цели: Сформировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые - это маленькие животные, имеющие части тела, шесть ног, у многих есть крылья.

Задачи:

  • Познакомить детей с насекомыми.
  • Показать их многообразие и красоту.
  • Совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых.
  • Научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые -это животные, у которых шесть ног; научить приводить примеры насекомых.

Ход урока

1. Организационный момент.

С нами на уроке присутствуют и наши герои. -Кто догадался? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросник)

У. Мудрая Черепаха предлагает вспомнить предыдущий урок и выполнить задание в тетради "Проверим себя" (с.9 )

У. Мудрая Черепаха интересуется, как выполнено задание, были ли трудности. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.

У. Однажды кто-то сказал Муравью Вопроснику, что он - насекомое - Кто такие насекомые?- заинтересовался Муравьишка. -И правда ли ,что я -насекомое ?

С этими вопросами он и обращается к нам.

Презентация.

У. (выслушав произвольные ответы детей) В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросник нередко встречал удивительных животных (слайд №1) - Как вы думаете, какое из них - насекомое? (могут оказаться в затруднении,

поскольку большинству из них неизвестен общий признак насекомых - шесть ног)

У.Тогда Муравей спросил у Мудрой Черепахи: "Как же узнать, какое их животных -насекомое?" Их разговор услышала бабочка. Она сказала " Посмотри на меня. Я -насекомое".Давайте и мы рассмотрим бабочку. (слайд №2)

У. А теперь в группах рассмотрите бабочку и найдите части тела, кто

умеет писать, те могут на карточках подписать (Выполнение КОЗ).

Давайте посмотрим, что у вас получилось (сверяемся со слайдом №2)

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко. На голове они видят усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди бабочки дети находят крылья и ноги)

Бабочка говорит: "Посмотрите на мои красивые крылья. Обо мне сочинили загадку:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, -
Он вспорхнул и улетел.

У. - С чем сравнили крылья бабочки?

Д. -Крылья бабочки сравнили с лепестками цветка.

У -Сколько их?

Д. -Их у бабочки четыре.

У.-А мы сколько видим?

Д.-Мы видим два крыла.

У.-Почему ?

Д. -Потому что крылья сложены.

У.-А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног.

Д -У бабочки шесть ног.

У. -Посмотрите , кто к нам еще прилетел?

Д.-Стрекоза и божья коровка.

У -"Мы тоже насекомые, -сказали они. -Рассмотрите и нас".

-Давайте рассмотрим и их.

-Как мы будем рассматривать или что мы будем находить?

Д -Будем находить части тела.

У. -Значит будем у них находить те же части тела, что и у бабочки

(можно пояснить, что вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются

другой пищей)

У -Сколько у стрекозы ног?

Д.-У стрекозы шесть ног.

У. -А у божьей коровки?

Д. -И у божьей коровки тоже шесть ног.

У. -Так кто же заметил общий признак животных этой группы?

Д. -У этих насекомых по шесть ног.

У.- Делаем вывод

Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать какое животное - насекомое, а какое -нет , надо посчитать его ножки.

У. - Откройте учебник на с.20 и прочитаем вывод, который предлагает автор данного учебника.

- Совпал ли наш вывод с выводом учебника?

Д.-Совпал .

У.-Кто же из этих необычных животных -насекомые , а кто - нет ? (возвращаемся к слайду №1)

Пусть дети самостоятельно найдут ответ и обоснуют его.(работа в парах)

Д-Многоножка, рак, паук - не насекомые , а вот последний насекомый, потому что у него шесть ног.

У -А кто знает, как называется это насекомое? (может кто-нибудь и назовет, что это богомол)

У. -Тогда где мы можем посмотреть и определить это животное?

Д. -Использовать атлас- определитель "От земли до неба"

На с.158 заранее сделана закладка. Найдя такое насекомое в атласе -

определителе, дети узнают, что это богомол.

У.-А теперь найдем информацию о богомоле (с.159) (читаю я или кто-либо из читающих детей)

(Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удержания добычи.)

У.-Кто же такие насекомые?

Д.-Животные, у которых шесть ног.

У. -Обратите внимание на Муравья. Что он делает?

Д.-Муравей считает свои ножки.

У.-А зачем он это делает?

Д.-Потому что, ему однажды сказали, что он насекомое. Вот поэтому он считает свои ножки. Он же обратился к нам с таким вопросом : "Правда ли, что я -насекомое ?

У. -И что же мы можем сказать про Муравьишку?

Д -Муравей -это насекомое.

У. -Давайте еще раз прочитаем вслух слова Мудрой Черепахи о том, что у всех насекомых шесть ног.

У.-А кузнечик - это насекомое?

Д. -Да.

У -Почему?

Д.-Потому что у него шесть ног.

У. -Каким общим признаком мы должны пользоваться для определения принадлежности животного к данной группе?

Д -Посчитать количество ножек.

У.-А кто может назвать других насекомых?

Д-Муха. ( если не называют, то предлагаю я :оса, шмель, комар и каждый раз доказывают, что он принадлежит к насекомым)

У.-Мы можем сказать, что как многообразен мир насекомых.

-Значение насекомых в жизни природы и человека огромно. Некоторые из них опыляют растения (пчела, шмель, бабочка), что помогает их размножению. Насекомые, живущие в почве, способствуют улучшению ее состава и плодородия. Огромная масса насекомых является санитарами в природе (навозник, мертвоед), так как живет за счет падали. Насекомые в свою очередь питаются другие животные.

Вместе с тем некоторые насекомые приносят большой вред сельскому и лесному хозяйству (тля, саранча, непарный и кольчатый шелкопряды, короед) , являются вредителями животноводства (слепень), переносчиками многих болезней (муха, комар).(показ слайдов с № 7 по №22)

У.-Мудрая Черепаха предлагает такой вопрос: "Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?"

После ответов детей я даю более или менее развернутое пояснение:

"Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайся, а то хуже будет!"

Дети раскрашивают рисунок на с.21, выбрав карандаши соответствующего цвета (учебник)

Затем сравнить, как с работой справился сосед по парте.

У. -Рассмотрите рисунок с муравьем и бабочкой на с.21 и придумайте сказочную историю о том, как бабочка собиралась на бал.

Обратите внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принес бабочке.

У. -Что вас больше всего удивило на уроке?

Д. -Что насекомые- это животные.

У. -А что интересно было?

Д. -Информация о богомоле, работа с карточкам

У. -С каким настроением заканчиваем наш урок?

У. - Так кто же такие насекомые? (показ слайда №23)