Цели: Сформировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые - это маленькие животные, имеющие части тела, шесть ног, у многих есть крылья.
Задачи:
- Познакомить детей с насекомыми.
- Показать их многообразие и красоту.
- Совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых.
- Научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые -это животные, у которых шесть ног; научить приводить примеры насекомых.
Ход урока
1. Организационный момент.
С нами на уроке присутствуют и наши герои. -Кто догадался? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросник)
У. Мудрая Черепаха предлагает вспомнить предыдущий урок и выполнить задание в тетради "Проверим себя" (с.9 )
У. Мудрая Черепаха интересуется, как выполнено задание, были ли трудности. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
У. Однажды кто-то сказал Муравью Вопроснику, что он - насекомое - Кто такие насекомые?- заинтересовался Муравьишка. -И правда ли ,что я -насекомое ?
С этими вопросами он и обращается к нам.
У. (выслушав произвольные ответы детей) В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросник нередко встречал удивительных животных (слайд №1) - Как вы думаете, какое из них - насекомое? (могут оказаться в затруднении,
поскольку большинству из них неизвестен общий признак насекомых - шесть ног)
У.Тогда Муравей спросил у Мудрой Черепахи: "Как же узнать, какое их животных -насекомое?" Их разговор услышала бабочка. Она сказала " Посмотри на меня. Я -насекомое".Давайте и мы рассмотрим бабочку. (слайд №2)
У. А теперь в группах рассмотрите бабочку и найдите части тела, кто
умеет писать, те могут на карточках подписать (Выполнение КОЗ).
Давайте посмотрим, что у вас получилось (сверяемся со слайдом №2)
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко. На голове они видят усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди бабочки дети находят крылья и ноги)
Бабочка говорит: "Посмотрите на мои красивые крылья. Обо мне сочинили загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, -
Он вспорхнул и улетел.
У. - С чем сравнили крылья бабочки?
Д. -Крылья бабочки сравнили с лепестками цветка.
У -Сколько их?
Д. -Их у бабочки четыре.
У.-А мы сколько видим?
Д.-Мы видим два крыла.
У.-Почему ?
Д. -Потому что крылья сложены.
У.-А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног.
Д -У бабочки шесть ног.
У. -Посмотрите , кто к нам еще прилетел?
Д.-Стрекоза и божья коровка.
У -"Мы тоже насекомые, -сказали они. -Рассмотрите и нас".
-Давайте рассмотрим и их.
-Как мы будем рассматривать или что мы будем находить?
Д -Будем находить части тела.
У. -Значит будем у них находить те же части тела, что и у бабочки
(можно пояснить, что вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются
другой пищей)
У -Сколько у стрекозы ног?
Д.-У стрекозы шесть ног.
У. -А у божьей коровки?
Д. -И у божьей коровки тоже шесть ног.
У. -Так кто же заметил общий признак животных этой группы?
Д. -У этих насекомых по шесть ног.
У.- Делаем вывод
Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать какое животное - насекомое, а какое -нет , надо посчитать его ножки.
У. - Откройте учебник на с.20 и прочитаем вывод, который предлагает автор данного учебника.
- Совпал ли наш вывод с выводом учебника?
Д.-Совпал .
У.-Кто же из этих необычных животных -насекомые , а кто - нет ? (возвращаемся к слайду №1)
Пусть дети самостоятельно найдут ответ и обоснуют его.(работа в парах)
Д-Многоножка, рак, паук - не насекомые , а вот последний насекомый, потому что у него шесть ног.
У -А кто знает, как называется это насекомое? (может кто-нибудь и назовет, что это богомол)
У. -Тогда где мы можем посмотреть и определить это животное?
Д. -Использовать атлас- определитель "От земли до неба"
На с.158 заранее сделана закладка. Найдя такое насекомое в атласе -
определителе, дети узнают, что это богомол.
У.-А теперь найдем информацию о богомоле (с.159) (читаю я или кто-либо из читающих детей)
(Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удержания добычи.)
У.-Кто же такие насекомые?
Д.-Животные, у которых шесть ног.
У. -Обратите внимание на Муравья. Что он делает?
Д.-Муравей считает свои ножки.
У.-А зачем он это делает?
Д.-Потому что, ему однажды сказали, что он насекомое. Вот поэтому он считает свои ножки. Он же обратился к нам с таким вопросом : "Правда ли, что я -насекомое ?
У. -И что же мы можем сказать про Муравьишку?
Д -Муравей -это насекомое.
У. -Давайте еще раз прочитаем вслух слова Мудрой Черепахи о том, что у всех насекомых шесть ног.
У.-А кузнечик - это насекомое?
Д. -Да.
У -Почему?
Д.-Потому что у него шесть ног.
У. -Каким общим признаком мы должны пользоваться для определения принадлежности животного к данной группе?
Д -Посчитать количество ножек.
У.-А кто может назвать других насекомых?
Д-Муха. ( если не называют, то предлагаю я :оса, шмель, комар и каждый раз доказывают, что он принадлежит к насекомым)
У.-Мы можем сказать, что как многообразен мир насекомых.
-Значение насекомых в жизни природы и человека огромно. Некоторые из них опыляют растения (пчела, шмель, бабочка), что помогает их размножению. Насекомые, живущие в почве, способствуют улучшению ее состава и плодородия. Огромная масса насекомых является санитарами в природе (навозник, мертвоед), так как живет за счет падали. Насекомые в свою очередь питаются другие животные.
Вместе с тем некоторые насекомые приносят большой вред сельскому и лесному хозяйству (тля, саранча, непарный и кольчатый шелкопряды, короед) , являются вредителями животноводства (слепень), переносчиками многих болезней (муха, комар).(показ слайдов с № 7 по №22)
У.-Мудрая Черепаха предлагает такой вопрос: "Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?"
После ответов детей я даю более или менее развернутое пояснение:
"Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайся, а то хуже будет!"
Дети раскрашивают рисунок на с.21, выбрав карандаши соответствующего цвета (учебник)
Затем сравнить, как с работой справился сосед по парте.
У. -Рассмотрите рисунок с муравьем и бабочкой на с.21 и придумайте сказочную историю о том, как бабочка собиралась на бал.
Обратите внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принес бабочке.
У. -Что вас больше всего удивило на уроке?
Д. -Что насекомые- это животные.
У. -А что интересно было?
Д. -Информация о богомоле, работа с карточкам
У. -С каким настроением заканчиваем наш урок?
У. - Так кто же такие насекомые? (показ слайда №23)