"Казахское прикладное искусство- проявление талантливости народа".
Цель урока: Выявление лучшего исследователя в изучении материала по развитию и формированию характерного народного прикладного искусства казахов, складывавшихся веками.
Задачи урока:
- Обучающая. Систематизация и обобщения знаний в изучении казахского народного прикладного искусства.
- Развивающая. Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, уверенности, развитие профессиональных навыков в демонстрации используемого иллюстрированного материала с применением компьютера.
- Воспитательная. Воспитание патриотизма к своей родине, воспитание чувства коллективизма, работы в малой группе, усидчивости; умение работать с литературой, с компьютерной техникой и творческому подходу к своему проекту.
Вид урока: Урок-семинар
Тип урока: Защита проектов по предварительно, индивидуально заданной теме.
Материально-техническое оснащение урока: - оформление кабинета: наглядность плакат по теме урока; высказывания Абая Кунанбаева - (мини-плакаты ) на рабочей доске ТСО (компьютер, мультимедийные технологии, стеллаж - (Рекомендуемая литература) стенд - иллюстрации по казахскому прикладному искусству, мини-выставка практических работ учащихся данного профиля;
для работы презентационные видео и слайды проекты-рефераты; пояснительные таблички (рецензор, докладчик, делегаты, экспертная комиссия) на столах присутствующих - карточки: экспертные, оценочные, самодиагностики, бумага форматА4, ручки, карандаши, дипломы).
План урока
Предварительная работа:
- деление на малые группы (в количестве 2х-3х участников) для создания презентационных проектов и рефератов;
- работа над слайд проектами- рефератами и видео фильмом;
- творческая консультация преподавателя;
- определение очередности защиты проектов.
- Организационный момент. Вступительная часть ведущего - преподавателя:
- Основная часть:
- знакомство с участниками и рецензорами
- выбор комиссии из зрителей для подсчета рисунков зрителей (не менее 3х учеников) за презентацию в номинации "Зрительские симпатии".
- защита видео и слайд проектов;
- (игра со зрителями):
- занимательные вопросы: "А знаете ли вы?"
- марафон-мультимедиа: "Обереги и тотемы"
- Раздаточный материал - заполнение карты самодиагностики (приложение 1).
- голосование по рисункам зрителей; за лучшую презентацию "Зрительские симпатии".
- Заключительная часть:
- подведение итогов;
- награждения.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительная часть ведущего - преподавателя:
Здравствуйте! Давайте вспомним, какой великий праздник был накануне- (День Независимости Республики Казахстан). Совершенно верно. А знаете ли вы, что казахский народ, впитавший многовековые традиции своих разноплеменных предшественников, воспринял и развил применительно к своим потребностям и вкусам производство предметов первой необходимости, которые сначала шли только на удовлетворение родовых, семейных и личных нужд, а впоследствии стали предназначаться и для торгового обмена.
В Казахстане созданы специальные научно- исследовательские учреждения, сотрудники которых собирают и бережно хранят, исследуют и публикуют материалы, относящиеся к культурным и художественным ценностям казахского народа. Особая заслуга в этой области принадлежит коллективу ученых сектора археологии и этнографии Академии наук Казахстана. В собирании, исследовании и пропаганде произведений народного искусства велика роль и музеев Казахстана. Все они располагают ценными коллекциями по истории, этнографии и прикладному искусству казахов. Археологические собрания Центрального государственного музея Казахстана, ныне г. Астаны, насчитывают более двадцати пяти тысяч экспонатов, характеризующие культуру и быт племен, населявших территорию Казахстана в глубокой древности и явивших основой казахской народности.
Особенно разнообразно представлены в музее материалы прикладного искусства, которое несколько столетий являлось в Казахстане единственным видом художественного творчества, не запрещенным религией. Поэтому талантливость народа, начиная с 18 и начала 20 веков проявилась именно в этой области искусства, богато подлинными шедеврами фантазии и мастерства.
На нашем семинаре вы ознакомитесь с некоторыми совершенными образцами, созданными казахскими народными умельцами.
Цель презентации:
- показать значимость художественных произведений, характеризующих быт и культуру казахского народа;
- открытие творческого потенциала учащихся;
- закрепление знаний по изучению казахского народного прикладного искусства, через презентацию.
2. Основная часть:
На основании проведенной жеребьевки определена очередность защиты проектов.
Вступительная часть.
Много мифов и легенд сложено о творении рук древних мастеров. В то далекое время у них не было таких, как в современном мире, инструментов и техники для изготовления предметов прикладного искусства, но они донесли до нас жизнь древних племен через наскальное изображение - петроглифы. Об этом искусстве древней эпохи нам поведают Дамир и Мария (приглашаются для презентации).
Презентация слайда - проекта №1. "Исторические памятники прошлого. Петроглифы- рисунки на скалах", авторы: Кусаинов Дамир , Киселева Мария, сшк № 7.
Вступительная часть.
На протяжении 17-20 веков в зимних и летних аулах были мастерские ювелиров - шеберхана. О таинстве ценной красоты, что изготовляли в этих мастерских - усталыках нам расскажут и покажут Асемгуль и Марат, ведь ценность золота познается только ювелирами (приглашаются для презентации).
Презентация слайда - проекта №2. "Ювелирное искусство Казахстана" автор: Нугманова Асемгуль, Муканов Марат сшк №5.
Занимательные вопросы: "А знаете ли вы?" (игра со зрителями)
Вступительная часть.
Много сведений об изделиях прикладного искусства содержится в разных поэмах, не менее интересный материал можно почерпнуть из сказаний, легенд, основная тема которых - трудолюбие и талантливость народных мастеров.
Вопрос №1. А знаете ли вы, что в легенде "Онере"- "То, что прекрасно" рассказывается об одном великом не простом труженике, который каждый год ткал по ковру, поражающим всех своей красотой. Особенно красив был его ковер с красным фоном.
Какой же чин этого труженика? (хан)
Вопрос №2. А знаете ли вы, что в легенде "Сумрай - хан" описана жизнь знаменитого народного мастера, у которого было 100 сыновей и 100 дочерей (учеников и учениц) - все прекрасные умельцы. Однажды хан запретил пользоваться водой из его канала, а потом убил главного мастера и отрезал руку его дочери - прекрасной как весенний цветок. Народ ворвался в ставку храма и умертвил его. В знак почтения к мастеру его ученики посвятили ему узор, а его дочери - орнамент с мотивами.
Как называются эти узоры? ( Узор- Су (вода) и орнамент с мотивами цветка)
Вступительная часть.
Народ жил, творил прекрасное, разводил домашних животных, задумывался о хранении пищи. Научился обрабатывать кожу животных, создавая не просто емкость для хранения необходимых для жизнедеятельности продуктов, но и оформляя ее разными узорами. Об одном из способов оформления сосудов - теснение по коже, нам откроет в своей презентации Алия (приглашается для презентации).
Презентация слайда - проекта№3. "Теснение по коже", автор: Тутеева Алия, сшк. №5
Вступительная часть.
Народ доносил до нас жизнь своей эпохи, творил прекрасное, создавал посуду для хранения пищи, а так же скатывал из шерсти, шил из сукна одежду для тепла, красоты, и парадов. Об этом нам расскажут Наташа и Салтанат (приглашаются для презентации).
Презентация слайда - проекта №4. "Женская национальная одежда" авторы: Баранова Наташа, Капизова Салтанат, сшк №7
5 . Марафон - мультимедиа: "Обереги и тотемы", (игра со зрителями)
Вступительная часть.
Известно, что казахи покланялись наскальным изображениям копыт, украшали знамена Тюркского каганата, изображали на золотых изделиях, а также украшали свое жилище оберегами и тотемами в виде этих животных и птиц.
Выбери правильный ответ:
1. Изображение на табло слова: баран олень собака тигр.
Вопрос. Он приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. И не случайно часто изображался в виде золотых фигур многими поколениями древних мастеров.
Выберете правильный ответ?
Ответ проверяется показом изображения на табло (олень).
2. Изображение на табло слова: барс волк лиса куница.
Вопрос. В честь его у тюрко - монгольских племен проводились конные состязания, которые, продолжают жить в виде конной игры "кыз-куу" - "догони девушку".
Выберете правильный ответ?
Ответ проверяется показом изображения на табло (волк).
3. Изображение на табло слова: зебра конь баран ишак.
Вопрос. Его приносили в жертву. Череп и копыта служили оберегом, например, подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна, как предмет, оберегающий от гибели во время боя. Выберете правильный ответ?
Ответ проверяется показом изображения на табло (конь).
4. Изображение на табло слова: барс тигр бык медведь.
Вопрос. Он, по представлению древних, олицетворял силу и власть. Чтобы иметь славное потомство, новорожденным давали имя этого животного. Выберете правильный ответ?
Ответ проверяется показом изображения на табло (бык).
5. Изображение на табло слова: беркут сокол лебедь ястреб.
Вопрос. У гуннов считают, что он охранял домашний очаг. У казахов он является табу, его не убивают, почитают как священную птицу, приносящую счастье семье.
Ответ проверяется показом изображения на табло (лебедь).
Вступительная часть.
Весной, когда степь покрывается молодой травой, в зимние стоянки казахов приходят радостные заботы - подготовка к кочевью. Укладывается посуда, одежда, красивые - тесненные из кожи сосуды наполняются молоком, кумысом; с особой тщательностью упаковываются деревянные детали переносного войлочного жилья - юрты - основное и главное жилье кочевого казахского населения. Но прежде чем тронуться с ними в путь Кирилл и Даша познакомят нас с интерьером юрты (приглашаются для презентации).
Презентация слайд - проекта №5. "Юрта и ее убранство" авторы: Каргин Кирилл сшк №6, Данилова Лена, шкГ№ 4.
Вступительная часть.
Как вы видели, парадный бархатный "тускииз" - самое яркое пятно в юрте - определяет место для почетных гостей "тор", а кроме этого мягкость пушистых ворсовых ковров обуславливают - теплоту и уют; тяжелых шерстяных войлоков - приглушают звук. А когда и как они появились, пожалуйста Таня и Марьям поделитесь с нами своими знаниями (приглашаются для презентации).
Презентация слайд - проекта№6. "Возникновение и развитие ковроделия" авторы: Смирнова Таня, Кусаинова Марьям, сшк №4.
Вступительная часть.
В завершении нам Алина расскажет, как краски природы, а точнее пробуждающей весны, когда степь ало - красная и изумрудно - зеленая - вот "божественная палитра жизни", которую человек хочет хранить в своем жилище, наперекор выжженному лету, желтой осени, белому холоду зимы (приглашается для презентации).
Презентация проекта №7. "Восток- дело тонкое!" авторы: Жуганова Алина, сшк №9 (в данном фильме демонстрация ковровых изделий в юрте и в современном интерьере).
3. Заключительная часть:
После презентации всех проектов будет проведено голосование - рисунками: в голосовании принимают участие все зрители (розданы листочки и карандаши или фломастеры. На листочках, графически, изобразить элемент прикладного искусства, например: посчитали лучшим презентацию юрты, нарисовать юрту; ювелирное искусство- кольцо; ковроделие - прямоугольник-ковер; петроглифы - изображение человечка (показаны примерные образцы).
- Подсчет общих баллов по рисункам, (которые сдают комиссии, ранее выбранной из зрителей, в составе 3-х учащихся). Наличие большего количества их рисунков на одну тему (Вручение грамоты "Зрительские симпатии").
- Подведение итогов презентационных проектов. Слово дается рецензору для вручения "Грамоты за активное участие в семинаре" - 3 место, 2 место и 1 место, остальным "Сертификат за участие в семинаре".
- Подведение итогов семинара (отметить положительные и отрицательные моменты работы групп, дать краткую характеристику работе учащихся, характеристика урока по карте самодиагностики).
Оценивание презентационных проектов-рефератов.
- Оформление печатного проекта (титульный лист, содержание, приложение рисунков не менее 8) --- 10 баллов
- Защита презентации (доступная, четкая информация по содержанию рисунков) --- 10 баллов;
- Оформление презентации (большая информация по количеству рисунков на экране, не меньше 10 рисунков, четкое восприятие рисунков) --- 10 баллов.
- соблюдения регламента (не более 6 мин) --- 5 баллов
- Правильность ответов на заданные вопросы зрителей --- 5 баллов
- Внешний вид учащегося --- 5 баллов
Итоговый высший балл - 45
Темы презентационных проектов-рефератов.
1. ".Исторические памятники прошлого. Петроглифы - рисунки на скалах"
2. "Ювелирное искусство Казахстана"
3. "Теснение по коже"
4. "Юрта и ее убранство"
5. " Женская национальная одежда"
6. " Возникновение и развитие ковроделия"
7. " Восток- дело тонкое!"