Цели урока.
- Образовательные: Отработка практических умений и навыков вычисления процентов, построения диаграмм, формирование умения составлять задачи экологического содержания.
- Развивающие: Развитие элементов логического мышления, мировоззрения, речи, творческой деятельности.
- Воспитательные: Воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения и экологической культуры
Оборудование:
- Плакаты, рисунки учащихся на тему охраны окружающей среды.
- Карточки с заданиями по количеству парт или условия задач проецируются на экран.
- Жетоны: красного, желтого и зелёного цвета (из цветной бумаги) в форме листиков деревьев.
Ход урока
Ученик читает стихотворение о защите окружающей среды.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Щади зверей и птиц, деревья и кусты.
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть её, зависимая часть:
Что без неё и мощь твоя и власть?
Но дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Ребята, этот урок мы посвятим решению задач на вычисление процентов. Но задачи будут не простые, а содержащие некоторую экологическую информацию. Готовы сразиться друг с другом команды: "Вода", "Земля" и "Воздух".
Для ведения урока мне нужны 3 эксперта (выбираются из числа учащихся или старшеклассников), которые будут помогать проверять задачи.
Итак, вам предлагается для решения серия задач (текст задач на экране или на листочках на партах). Кто из вас решит задачу, тот подходит для проверки к учителю или к помощникам. За каждую верно выполненную задачу вы получите жетон. В конце урока жетоны обмениваются на оценки, чем больше жетонов, тем лучше оценка, тем выше командный балл. (Можно дифференцировать: за лёгкую задачу - зелёный жетон, за задачу среднего уровня - желтый и повышенного уровня - красный). Таким образом, подведём итоги личного и командного первенства.
И чтобы справиться с решением задач, нужно повторить: как найти процент от числа, число по процентам и как выразить в процентах одну величину от другой (отвечают по 1 человеку от команды и за верный ответ получают по жетону).
Итак, начинаем соревнование. Решение очередной задачи кто-то будет комментировать или воспроизведёт на доске.
Задача 1.
С 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86% птиц связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?
Решение: 94:100х86=80,8 ?80 видов птиц.
Округление в меньшую сторону связано с тем, что количество видов птиц выражается целым числом, причем число видов нельзя увеличить на 0,2.
Задача 2.
В нашей школе в октябре 2007 года было собрано 6 т макулатуры. Наш класс собрал 324 кг. Сколько деревьев сохранили учащиеся нашей школы и нашего класса, если 60 кг макулатуры позволяют сберечь 1 дерево?
Решение:
6000 : 60 =100 (деревьев) сберегли учащиеся нашей школы.
324 : 60 = 5,4 (дер.) сохранили учащиеся нашего класса, что составляет примерно 1/19 часть общего числа или 5,4 %.
Задача 3.
Школьники собрали 650 кг макулатуры. Из неё при переработке получается писчая бумага, масса которой составила 60% массы макулатуры. Сколько тетрадей получится из этой макулатуры, если масса одной тетради 30 г?
Решение:
650*0,6= 390 (кг)=390000(г)
390000:30=13000 - тетрадей.
Задача №4
На очистные сооружения завода за год поступило 199,653 тыс. тонн вредных веществ из них уловлено и обезврежено 175,134 тыс. тонн. Округлите данные до целых и выразите в % количество обезвреженных отходов.
Решение:
199,653 200
175,134 175
175:200*100=87,5 %
Задача 5. В 1995 году количество автомобилей всех классов на территории городского округа Самара составляло 170 тыс. единиц, а к началу 2005 года оно достигло 299 тыс. единиц. На сколько процентов увеличилось количество автомобилей?
Решение:
299-170=129 (тыс.)
170:100=1,7 (тыс.) - составил 1%
129:1,7=75,8?76%
За десять лет прирост автомобилей всех классов составил 76%.
Задача 6. По данным таблицы построить столбчатую диаграмму.
Год | Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в г. Самара (тыс. тонн) |
2001 | 51,0 |
2002 | 48,0 |
2003 | 36,0 |
2004 | 34,5 |
2005 | 33,7 |
2006 | 35,4 |
2007 | 32,8 |
2008 | 35,1 |
По данным таблицы видно, что экологическая обстановка в городе улучшается, но все же наблюдается достаточно серьёзное загрязнение атмосферы, как и во многих крупных городах с развитой промышленностью.
Задача 7. Общая площадь лесов на нашей планете составляет 42 млн. км2 (или 4,2 млрд. га). На сколько гектаров уменьшится площадь лесов за 2 года и какова она станет, если ежегодно она уменьшается в среднем на 2%?
Решение:
42 млн. км2 :100*2=0,84 млн. км2
42-0,84=41,16 млн. км2 - через один год
41,16:100х2=0,8232 млн. км2
41,16-0,8232=40,3368 млн. км2 - стала площадь лесов через два года.
Площадь лесов на нашей планете за два года уменьшилась на 0,84+0,8232=1,6632 млн. км2 (1 663 200 км2) или 166 320 га.
А теперь попробуйте составить задачи по данной информации:
1. (Для команды "Воздух")
а) Одно дерево средней величины за 24 часа способно выделить кислорода для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день один гектар зелени поглощает 220- 280 килограмм углекислого газа, при этом выделяет кислорода 180-220 килограмм.
б) Продолжительность жизни мамонтового дерева 2500 лет. Продолжительность жизни дуба составляет 40%, сосны-16 %, а груши-12%, от продолжительности мамонтового дерева.
2. (Для команды "Вода")
а) На производство 1 т бумаги расходуется 100 т воды, автомашины- 250 тонн. Тепловая электростанция потребляет 600 тонн на каждую тонну угля.
б) Объём загрязненных сточных вод, сбрасываемых в реки Российской федерации за 1 год составляет 23 км3 . Из них на долю сельского хозяйства приходится 14%, на долю промышленности -32%, на долю жилищно-коммунального хозяйства-52%.
3. (Для команды "Земля")
а) Всего по промышленности - 2599,4 млн.т. отходов.
98% отходов, образующихся на территории России, имеют промышленное происхождение.
б) Объём образования бытовых отходов в России в год составляет около150 млн. м3 (или 30 млн. т) причём приходится на долю
- пищевых отходов 35% по массе
- бумаги и картона- 38 %
- цветного и чёрного металлолома -4,5 %
- пластмассы-4,5 %
За составленную задачу в 1 действие вручается жетон зелёного цвета, в 2 или 3 действия - желтого или красного.
Урок закончить краткой беседой о необходимости охраны окружающей среды и подведением итогов. Поблагодарить помощников (вручить им красные жетоны - поставить "отлично" за урок) и участников.
Домашнее задание: Используя информацию по экологии родного края, составить по две задачи и решить.