Открытый урок по обучению грамоте в 1-м классе по теме "В.А. Осеева "Рассказы для детей"

Разделы: Начальная школа


Цель.

  • Познакомить учащихся с произведениями В.А.Осеевой "Печенье", "Три товарища", "Плохо",
  • Закреплять индивидуальный опыт самостоятельного и хорового чтения, чтения по ролям.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать в детях честность, ответственность за свои поступки, формировать нравственные понятия о добром деле, дружбе, помощи.

Оборудование.

  • Портрет В.А.Осеевой.
  • Таблица для слогового чтения.
  • Карточки с ребусами.
  • Алфавит-код для расшифровки послания.
  • Телевизор.
  • DVD.
  • Слайды-иллюстрации (на диске) к рассказам В.Осеевой "Печенье", "Три товарища", "Плохо".

План урока

Этап урока Вид работы Материал Время
1. Организация класса. Физкультминутка. Стихи с имитацией движений. 1мин.
2. Разминка. 1. Чтение слогов: хором, синхронно парами, "как мышка", "как медведь", "как молоток", "как эхо" Слоговая таблица. 3мин.
    2. Разгадывание ребусов: королева, двор, картина, семья, сорока. Файлы с ребусами. 2мин.
    3.Отгадывание загадок, деление отгадок по слогам, постановка ударения. Загадки про буквы, алфавит, газету, рюкзак. 3мин.
3. Новая тема. 1. Расшифровка девиза урока: "Мало уметь читать, надо уметь думать". 1. Пронумерованный алфавит.

2. На доске записаны числа: "14,1,13,16 21,14,6,20,30 25,10,20,1,20,30 15,1,5,16

21,14,6,20,30 5,21,14,1.20,30

Файлы со словами: "Мало уметь читать, надо уметь думать".

2мин.
    2. Краткое сообщение учителя о В.А.Осеевой: "А, вы, знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать маленькие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: "Мало уметь читать, надо уметь думать": Портрет В.А. Осеевой. 3мин.
    3. Чтение рассказа "Печенье".

- А поскольку мы прошли все буквы, то мы будем читать и размышлять о поступках мальчиков и девочек./Читает хорошо читающий ученик/

Рассказ В.А.Осеевой "Печенье". 4мин.
    4.Беседа по вопросам;

1. К чему готовились мама и бабушка?

2. Как поступили мальчики с печеньем?

3. Какой вывод вы можете сделать? Чему учит нас это произведение?

4. Прочитайте пословицы на доске. Какая пословица, по вашему мнению, подходит к этому рассказу?

Плакат с пословицами. 2мин.
    5. Чтение рассказа "Три товарища" "про себя". Рассказ В.А.Осеевой "Три товарища". 3мин.
    6. Беседа по вопросам с элементами выборочного чтения:

1. Кто из ребят оказался настоящим товарищем?

2. Найдите и прочитайте, как описывает его действие автор?

3. Кому из вас повезло с отзывчивыми товарищами так же, как и Вите?

  2мин.
    7. Чтение рассказа "Три товарища" по ролям.   4мин.
    8. Чтение рассказа "Плохо" учителем.

Мальчики ничего не делали, а женщина сказала, что это плохо.

Почему?

Рассказ В.А.Осеевой "Плохо". 3мин.
4. Рефлексия. 1.Определение по слайдам-иллюстрациям, к какому произведению они относятся. Слайды - иллюстрации к рассказам В.А.Осеевой "Печенье", "Три товарища", "Плохо". 2мин.
    2.Выбор пословицы, подходящей ко всем рассказам В.А.Осеевой. Плакат

"1.Доброе дело без награды не остаётся.

2. Делай добро и жди добра.

3. Доброе дело и в воде не тонет.

4. За доброе - жди добра, за худое - худа.

5. Истинное добро всегда просто."

1мин.
5. Итог. Проблемная ситуация:

- Как вы считаете, что же надо делать, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее?

Жить по совести.

Быть внимательными к окружающим.

Заботится о близких и друзьях.

1мин.