Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
- Начать формирование у учащихся представления о реках.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
- Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
- Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
Оборудование:
- экран,
- мультимедиа,
- физическая карта мира,
- карта Российской Федерации.
Ход урока
1. Орг. момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку
Ребята! Перед вами лежат маршрутные листы, которые помогут вам сегодня в изучении новой темы. По ходу урока вы их будете заполнять.
Введение:
Определение с учащимися темы, задач и плана урока
Загадка
Течет, течет - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река.)
Тема сегодняшнего урока “Реки”.
Давайте, определим, что именно мы должны узнать сегодня на уроке.
(Ученики предлагают сначала самостоятельно, а затем с помощью учебника.)
Итак, основные задачи нашего сегодняшнего урока знакомство с новыми терминами и определениями, так же мы продолжим работу с атласом и контурными картами, научимся давать описание реки, как географического объекта.
3. Изучение нового:
Рассказ учителя.
Сколько их на нашей планете, больших и малых? Очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.
- Самая длинная река мира - Нил (Африка).
- Самая полноводная в мире - Амазонка (Ю. Америка).
- Самая длинная у нас в стране - Обь с Иртышем.
- Самая полноводная в нашей стране - Енисей
Далеко не все реки нанесены на карты. Между тем человек, как правило, селился по их берегам, с ними была связана его жизнь во всех проявлениях - они его кормили, поили, были объектом духовного освоения. Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды.
Случалось реки наказывали. Да, да, наказывали. По территории современного Ирака протекала когда-то река Диала. В одном из походов персидского царя Кира II в ней утонул царский конь, и повелитель, разгневавшись, приказал... казнить реку. Было вырыто триста шестьдесят каналов — и Диалы не стало.
Итак, что же такое река?
(Ученики дают определение вместе с учителем)
РЕКА - поток воды, текущий в природном углублении. Это углубление называется РУСЛОМ РЕКИ. (Слайд)
Обычно русло находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого РЕЧНОЙ ДОЛИНОЙ. (Слайд).
Как правило, реки текут постоянно, но встречаются и временно пересыхающие.
Такие реки называются ВАДИ. (Слайд)
...Вдоль побережья Красного моря тянется полоса земли, пересеченная многочисленными долинами с крутыми склонами. По этим долинам проходят караванные пути, связывающие Египет с приморьем. Есть у долин и другая “обязанность”— они служат естественным укрытием для людей от песчаных и пыльных бурь. Положение резко меняется, когда в этих местах разражается ливень. Случается здесь это очень редко, но все-таки бывает. И тогда долины превращаются в бурные реки — вади, живущие несколько часов. Беда, если вади прихватит караван. Такие реки на карте указываются пунктирной линией голубого или коричневого цвета.
Каждая река и даже ручеёк имеет ИСТОК и УСТЬЕ. (Слайд)
Исток-начало реки. Истоки бывают разные.
Исток может находиться на возвышенности, как у р. Волга.
Для одних рек озеро — это конечный пункт, для других, наоборот, начало. Из озер, например, вытекают Нева и Ангара...
Одна из величайших рек Азии Инд стекает с Тибетского нагорья. Здесь есть ущелья, глубина которых измеряется несколькими километрами.
Как бы река не начиналась, но если у неё есть притоки, то вниз по течению она становится шире и полноводнее. Только в реках, начинающихся в горах и текущих по пустыне, количество воды уменьшается, а иногда они “теряются” в песках. (Показать на карте)
Место, где река впадает в другую реку, озеро или в море, называется УСТЬЕМ реки. (Слайд)
А слыхали ли вы о реках без устья? Есть, оказывается, и такие. В вечных снегах Памиро-Алтая берет начало большая среднеазиатская река Зеравшан. Вырвавшись из гор, она затем растекается по многочисленным каналам и арыкам и отдает им свою воду, хотя ее истинно географическое “предназначение”— быть притоком Амударьи. Но до нее Зеравшан не доходит.
Большинство же рек впадают в моря, океаны, заливы, озера и другие реки.
(Привести пример у карты)
Реки, впадающие в другие реки, называются ПРИТОКИ. Они могут быть ЛЕВЫЕ и ПРАВЫЕ.
ВОПРОС: Как определить, где левые и правые притоки?
(Привести пример у карты)
Главная река со всеми притоками образует РЕЧНУЮ СИСТЕМУ.
(Слайд)
ВОПРОС: Сравните речную систему рек Амазонка и Нил.
Местность, с которой река собирает поверхностные и подземные воды называется БАССЕЙНОМ РЕКИ. Каждая река обязательно имеет бассейн. Самый большой речной бассейн у Амазонки. Его площадь равна площади Австралии - 7 млн. км2. Амазонка собирает воду с Амазонской низменности - это ее бассейн.
ВОПРОС: Что является бассейном реки Волги? Оби? (Восточно-Европейская равнина, Западно-сибирская равнина).
(Дети работают с картой)
Граница между бассейном рек называется ВОДОРАЗДЕЛОМ. По одну сторону водораздела реки текут в один бассейн, по другую - в другой. В природе это, как правило, возвышенные территории или горы. Водоразделом являются, например. Уральские горы.
ВОПРОС: Бассейны, каких рек они разделяют?
(Оби и Волги, Оби и других рек, текущих в Северный Ледовитый океан).
По характеру течения реки могут быть ГОРНЫМИ и РАВНИННЫМИ.
РАВНИННЫЕ РЕКИ текут спокойно, в широких долинах. (Слайд)
Не обладая силой, достаточной для того, чтобы прокладывать себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается её русло. При достаточной глубине равнинные реки удобны для судоходства.
В высоких горах, среди вечных льдов, рождаются бурные ГОРНЫЕ РЕКИ. (Слайд)
Они стремительно скатываются вниз, прорезая даже самые крепкие породы. Обычно русла горных рек — глубокие скалистые ущелья. Дно их заполнено большими и мелкими камнями — обломками горных пород. Массы песка, глины, валунов выносит вода со склонов.
Чем выше место рождения горной реки, тем с большей силой проявляется ее разрушительная деятельность. Дунай, например, сносит вниз ежегодно около восьмидесяти миллионов кубических метров разрушенных пород.
Но больше всех, пожалуй, великая река Китая — Хуанхэ... (Слайд)
Сравните: в каждом кубическом метре нильской воды содержится в среднем около одного килограмма взвешенных твердых частиц, в воде Хуанхэ их больше в тридцать раз. Ведь эта река протекает среди мощных пластов лёсса — осадочной породы, которая легко разрушается водой. Поэтому вода Хуанхэ желтоватая, и море, куда она впадает, тоже называется Желтым.
Даже на равнинных реках могут быть участки, где течение реки изменяется. Это происходит из-за выхода твердых горных погод, пересекающих русло.
Такие нагромождения камней образуют ПОРОГИ. (Слайд)
Падая с такого уступа, река образует ВОДОПАД (Слайд)
Самый высокий водопад на Земле Анхель, его высота 1054 м. Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.
Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный.
Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Огромное значение для реки имеет ПИТАНИЕ, т.е. пополнение реки водой.
Реки питаются дождевой водой, талыми водами снега и льда, подземными водами. Сочетание нескольких типов питания называется СМЕШАННЫМ ПИТАНИЕМ.
4. Закрепление.
1. Определение элементов речной системы по рисунку (раздать детям) самостоятельно в парах с последующей проверкой на доске.
2. Задание классу: (Слайд)
Используя карту РФ, описать р. Обь (коллективная работа) по плану:
1. Главная река
2. Исток, устье главной реки
3. Направление течения
4. Притоки (левые и правые )
5. Характер течения
3. Отработка умения
Самостоятельное описание речной системы по вариантам
I вариант - р. Енисей II вариант - р. Волга
5. Домашнее задание (Слайд )
В контурных картах подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи, отметив разными цветными карандашами элементы речной системы (исток, устье, правые, левые притоки)
Читать п.30.
6 .Подведение итогов
Что изучили? Чему научились? Все ли задачи урока выполнили?
Анализ деятельности учащихся.