Использование ИКТ на уроке технологии по теме "Планирование и учет расходов на питание семьи"

Разделы: Технология


Цели:

  • Систематизировать и расширить знания по теме бюджета семьи.
  • Научить учащихся самостоятельно рассчитывать расходную часть семейного бюджета с помощью электронных приложений компьютера. Активизировать творческий потенциал учащихся. Развивать экономическое мышление.

Оборудование: компьютер, электронное приложение, рабочие тетради учащихся, карточки с вариантами блюд, карточки со стоимостью продуктов.

Подготовительная работа: создать таблицы в приложении EXСEL для автоматического подсчёта суммы ежедневного расхода и итоговой суммы недельного расхода бюджета семьи и для расчета себестоимости продуктов при изготовлении блюд в домашних условиях; поместить созданные таблицы на рабочий стол, присвоив им название “Сумма” и “Себестоимость” соответственно; составить карточки для подсчёта себестоимости полуфабрикатов или готовых изделий, выяснить их стоимость, а так же стоимость продуктов входящих в их состав в розничной торговле; познакомить учащихся с темой и задачами будущего урока, обсудить форму проведения урока; учащимся в течении недели фиксировать все денежные доходы семьи.

Место проведения урока: кабинет информатики.

I Организационный момент

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка наличия тетрадей и выполнения домашнего задания.

II Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока

От многого зависит счастье семьи – гармонии интересов её членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь – и от экономического уклада семьи, экономической грамотности её членов. В семейной экономической деятельности контроллёров нет. Вы сами рассчитываете и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдёт речь на уроке, тема которого: “Планирование и учет расходов на питание семьи”.

III Повторение пройденного материала по вопросам

- Что такое бюджет семьи?

- Каким бывает бюджет?

- Из каких статей складывается доходная часть бюджета?

- Из каких статей складывается расходная часть бюджета?

- Назовите способы экономии средств семейного бюджета.

IV Практическая работа

Объяснение учителя

Статьи семейного бюджета нужно выстраивать исходя из доходов. Вы должны точно знать, что вы можете себе позволить, а чего нет. Знаете ли вы, какая часть доходов уходит в вашей семье на питание, на коммунальные услуги, обязательные платежи и т.д.? Нет? А знать необходимо. Это ориентиры, по которым вы будете сверять экономический курс семьи.

Ключевое слово в экономике семьи – учёт. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учёт надо вести обязательно.

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь делать это рационально. Дети помогают своим родителям делать покупки в магазине. А у некоторых ребят покупка хлеба, молока – их постоянная обязанность. Поучимся сами, а за одно поможем родителям вести учёт покупок.

Задание для учащихся №1

В течение недели вы в рабочую тетрадь записывали все продукты питания, которые приобретались вашей семьёй. Сейчас на уроке необходимо внести все записанные вами продукты в электронную таблицу, которую я для вас создала заранее, и посчитать, сколько расходовалось денег ежедневно, и какая сумма денег уходила на продукты питания, которые приобретались несколько раз в неделю. А также посчитать общий расход на продукты за всю неделю.

На уроках информатики вы научились работать с электронными таблицами EXСEL. Поэтому я вас попрошу произвести необходимые расчёты с помощью формул этой таблицы.

Найдите на компьютере, на рабочем столе документ Excel “Сумма”. Откройте его; у вас должна появиться таблица учёта. Предлагаю вам озаглавить данную таблицу, используя пословицы или поговорки на экономическую тему. Затем внесите в электронную таблицу учёта свои данные за неделю. При заполнении таблицы подсчёт сумм будет выполняться в автоматическом режиме.

По итогам подсчёта сделайте и запишите вывод внизу таблицы о соответствии расходной части бюджету вашей семьи. Если расходная часть слишком велика, внесите свои предложения по экономии средств семейного бюджета. Не забывайте, что вы учитывали расходы на продукты питания только в течении недели, а в месяце таких недель четыре.

Наименование продуктов Учёт потребления продуктов питания Итого, руб.
ДНИ НЕДЕЛИ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
И Т О Г О                
ВЫВОД:

Задание для учащихся №2

Учащимся розданы карточки с названием полуфабрикатов или готовых изделий, в которых указан перечень и необходимое количество используемых продуктов для приготовления 1 килограмма изделия, а так же стоимость изделия в розничной торговле.

Объяснение учителя

Найдите на компьютере, на рабочем столе документ Excel “Себестоимость”. Откройте его; у вас должна появиться таблица расчёта продуктов. В таблицу внесите данные карточки, которые вы получили. Произведите расчет себестоимости предложенных полуфабрикатов или изделий, используя стоимость продуктов, которые в них входят, при условии, если их приготовить в домашних условиях. При заполнении таблицы подсчёт суммы будет так же выполняться в автоматическом режиме

По итогам подсчёта сравните себестоимость изделий, приготовленных в домашних условиях и стоимость продуктов питания, приобретенных в магазине. Сделайте соответствующий вывод.

Карточки полуфабрикатов и готовых изделий

Голубцы с мясом и рисом ( 90 руб. за 1кг.)

Капуста свежая – 400гр.

Фарш мясной – 250гр.

Крупа рисовая – 50гр.

Лук репчатый – 70гр.

Вареники с картошкой (45 руб. за 1кг.)

Мука – 500гр.

Яйца – 3шт.

Картофель – 500гр.

Пельмени (92 руб. за 1кг.)

Мука – 500гр.

Яйца – 3шт.

Фарш мясной – 500гр.

Лук репчатый – 100гр.

Блины фаршированные с мясом

(88 руб. за 1кг.)

Мука – 400гр.

Яйца – 5шт.

Фарш мясной – 300гр.

Лук репчатый – 50гр.

Молоко – 0,6л.

Печенье (42 руб. за 1кг.)

Мука – 600гр.

Маргарин – 200гр.

Сахар – 200гр.

Яйца – 3шт.

Сметана – 50гр.

Ванилин – 1пакетик

Котлеты (114 руб. за 1кг.)

Фарш мясной – 1кг.

Яйца – 1шт.

Лук репчатый – 100гр.

Панировочные сухари – 100гр.

Булочка (32 руб. за 10шт.)

Мука – 300гр.

Маргарин – 50гр.

Сахар – 100гр.

Яйца – 2шт.

Молоко – 100гр.

Ванилин – 1пакетик

Майонез (30 руб. за 1кг.)

Растительное масло – 250гр.

Яйца – 2шт.

Стоимость продуктов

Капуста свежая – подсобное хозяйство

Фарш мясной – 100 руб. за 1 кг.

Крупа рисовая – 34 руб. за 1 кг.

Лук репчатый – подсобное хозяйство

Картофель – подсобное хозяйство

Маргарин – 45 руб. за 1 кг.

Молоко – 28 руб. за 1 литр

Мука – 13 руб. за 1 кг.

Сахар – 22 руб. за 1 кг.

Яйца – 3 руб. за 1 шт.

Ванилин – 2 руб. за 1 пакетик

Растительное масло – 57 руб.за 1 литр

Панировочные сухари – 23 руб. за 1 кг.

Расчёт себестоимости продуктов

Наименование цена количество сумма
      0,00
      0,00
      0,00
      0,00
      0,00
      0,00
      0,00
      0,00
      0,00
Итого    

V Ответы учащихся

Учащиеся после выполнения практической работы озвучивают свои

результаты, делают соответствующие выводы.

Далее идет коллективное обсуждение услышанных выводов, в ходе которых учащиеся могут задать свои вопросы.

Первая практическая работа должна показать, что учёт расходов может являться ориентиром к планированию семейного бюджета. Расходы не должны быть случайными.

Вторая практическая работа наглядно показывает, насколько выгоднее уметь готовить пищу в домашних условиях. Однако такое мнение может сложиться не у всех.

На уроке важно создать открытую доверительную обстановку, чтобы школьники могли свободно выражать свою точку зрения. Не нужно запрещать высказывать самые на первый взгляд безумные идеи. Задача учителя – следить за тем, чтобы дискуссия шла в конструктивном русле. У детей необходимо формировать умение аргументировано отстаивать свою позицию. При этом нужно строго следить за регламентом выступлений, который должен быть в пределах 1 – 2 минут на каждого выступающего. За урок должны успеть выступить все учащиеся.

VI Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Домашний учёт позволит вам точно определить, сколько каких продуктов нужно семье на месяц. Анализ статей расходов на питание на протяжении нескольких месяцев просто необходим, так как это позволяет лучше планировать и сохранять средства. Считайте, прикидывайте, анализируйте, прогнозируйте и просто проводите эксперименты. Гарантирую: побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймёте, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться. Успехов вам на этом поприще.

В конце урока, я хочу дать вам несколько полезных советов:

- Перед тем как пойти в магазин составьте список необходимых товаров, это вам позволит сосредоточиться на выборе именно нужных товаров, тем самым вы не заставите себе вспоминать: “А что же мне нужно купить?”

- Не ходите в продуктовый магазин на голодный желудок, т.к. в таком состоянии вы способны купить гораздо больше, потому что все хочется попробовать.

- Определив необходимый перечень товаров, примерно подсчитайте какая понадобится сумма денег, и именно эту сумму (можно чуть-чуть побольше ) возьмите с собой в магазин. Это вам позволит сэкономить на непредвиденных расходах.

- Сомневаетесь в качестве товара – не берите его, не указана дата реализации или место производителя – также не стоит брать этот товар.

- Приобретя товар или продукты питания – обязательно возьмите чек, это вам позволить вернуть товар в случаи необходимости.

VII Выставление оценок

При оценивании учащихся учитывается то, насколько ответственно они подошли к выполнению домашнего задания, собирая информацию о приобретенных продуктов питания у всех членов семьи. Если таблица окажется слишком маленькой, то это может быть следствием того, что учащийся домашнюю работу выполнил фиктивно. Это может подтвердиться в его выводах, которые могут быть необъективными.

На уровень оценивания также влияет умение ученика делать обоснованный вывод, задавать вопросы и вносить свои предложения (возможно в письменном виде).