Цели:
- актуализировать знания и умения учащихся;
- формировать активную гражданскую позицию, правовую компетенцию.
Условия игры.
- В ней участвуют три команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.
- Эксперты – обучающиеся, с которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.
Оборудование:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
- Декларация прав ребенка 1959 г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
- Конституция РФ. 1993 г.;
- Учебник “Введение в обществознание” для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова М. 2007 г.
Программа игры.
- Конкурс “Правовой статус ребенка”.
- Конкурс “Юридическая практика”.
- Конкур “Международное право”.
- Конкурс “Точка зрения”.
Ход игры
Конкурс 1. “Правовой статус ребенка”
Данный конкурс проверяет знания учащихся в
правовом статусе ребенка на различных
возрастных этапах.
Каждая команда получает два набора карточек:1)
основные возрастные вехи в жизни ребенка; 2)
приобретаемые права и обязанности,
возникновение ответственности.
За каждый правильный ответ -1 балл.
1-й набор (8 карточек) – основные вехи в
жизни ребенка.
А) с рождения;
Б) с 6 лет;
В) с 10 лет;
Г) с 14 лет;
Д) с 15 лет;
Е) с 16 лет;
Ж) с 17 лет;
З) с 18 лет.
2-й набор карточек (24 карточки) – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
- В праве посещать школу.
- Имеет право на имя, отчество, фамилию.
- Приобретает право на гражданство.
- Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
- Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
- Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.
- Может вступать в молодежные общественные объединения.
- Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.
- Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления ( убийство, разбой, кража, вымогательство.
- Допускается поступление на работу( на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
- Становится полностью дееспособным( совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.
- Подлежит первоначальной постановке на воинский учет( выдается приписное свидетельство).
- Несет уголовную ответственность за любые преступления.
- Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке( через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения( например хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
- Имеет право самостоятельного заключения трудового договора ( контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву( сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
- Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
- Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.
- Может стать членом кооператива, акционерного общества.
- Может быть объявлен в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипированным), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.
- Имеет право на получение паспорта.
- Имеет право вступать в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
- Имеет право поступать на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.
- Может быть исключен из школы за нарушения.
- Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
Конкурс 2. Юридическая практика
.За правильный ответ – 1 балл.
Тест.
1.Что из перечисленного одновременно является и правом и обязанностью родителей?
А) обеспечить получение ребенком высшего образования;
Б) воспитывать своего ребенка;
В) создавать условия для изучения иностранного языка;
Г) обеспечивать возможность отдыха за границей.
2. Родители должны осуществлять воспитание своих детей до
А) совершеннолетия;
Б) окончания высшего учебного заведения;
В) начала ребенком трудовой деятельности;
Г) вступления ребенка в брак.
3). Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка признается человеческое дитя до
А) достижения 18 лет;
Б) начала трудовой деятельности;
В) достижения 20 лет;
Г) вступления в брак.
4. Какое слово пропущено в следующей фразе:
“ Важнейшим документом, в котором закреплены
права ребенка, является……… о рвах ребенка.
5. Найдите в приведенном ниже списке культурные права ребенка и обведите цифры, под которыми они указаны.
А) право ребенка на бесплатное и обязательное начальное образование;
Б) право ребенка на гуманное обращение;
В) обеспечивается право ребенка пользоваться родным языком;
Г) право исповедовать свою религию;
Д) право ребенка на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях;
Е) право на презумпцию невиновности.
6.Сторож спал на посту, что позволило ворам похитить ценное имущество. Какой вид правонарушения совершил сторож?
А) административный проступок;
Б) преступление;
В) дисциплинарный проступок;
Г) гражданский проступок.
7.16-летний Иванов ворвался в коммерческий киоск, угрожая продавцу ножом, похитил деньги и продукты питания. К какому виду юридической ответственности будет привлечен Иванов?
Конкурс 3. Международное право
Каждой группе заранее дают выдержки из международных документов. Команда делает Плакат, иллюстрирующий этот документ. Команды обмениваются этими плакатами и угадывают , что за документ. Ответ аргументируют.
Максимальное количество баллов – 10.
Конвенция о правах ребенка:
1.“Право на жизнь”.
Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах нашей страны. О сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиция и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.
2.“Право ребенка на защиту государства от всех форм физического, нравственного и психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации”.
В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми. Никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Если такое происходит у Вас дома или в семье вашего друга, нужно рассказать все взрослому, которому вы доверяете,попросить помощи.
3.“Право на защиту от разлучения с родителями”.
Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.
Конкурс 4. “Точка зрения”
“Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это Не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже свободу” (И. Кант)
Выскажите свою точку зрения на данную проблему.
Команда в течение 5 минут должна представить
свою точку зрения по данной проблеме.
Максимальное количество баллов – 5.
Подведение итогов игры.