Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения". 4-й класс УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • повторить имеющиеся сведения о предложении;
  • научить определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены);
  • познакомить с тем, как связаны (объединены) однородные члены в предложении (перечислительной интонацией);
  • развивать речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: карточки с заданиями.

Технология: проблемное обучение

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Учитель: Предлагаю провести аукцион знаний на тему “Что мы знаем о предложении”. Разыгрывается звание знатока. Подведение итога.

– Сегодня мы продолжим изучать предложения и раскроем ещё одну тайну русского языка. Давайте отправимся на экскурсию, а куда – отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай!

Дети. Библиотека.

Запись числа в тетрадях. Рассказ учителя о видах библиотек.

3. Индивидуальная работа

а) Работа с толковым словарем: 2 значения слова библиотека.

По вариантам:

б) фонетический разбор слова.
в) разбор слова как части речи. Проверка
г) Этимология слова

4. Постановка учебной проблемы

– Наш друг Майкл тоже был в библиотеке, и вот как он рассказал об этом.

Я ходил в детскую библиотеку. Миша ходил в детскую библиотеку. Таня ходила в детскую библиотеку. Мы там рассматривали новые книги. Мы там выбирали новые книги.

– Поднимите руки, кому понравился текст.
– Что не понравилось?

5. Работа в парах

– Подумайте, как можно отредактировать предложения Майкла.

Проверка.

Я, Миша и Таня ходили в детскую библиотеку. Мы там рассматривали и выбирали новые книги.

– Каким получился текст? (Более кратким, точным, понятным.)

6. Работа над новым материалом

– Давайте запишем 1-е предложение, решим орфографические задачи.

– Найдите основу 1-го предложения.

– Что вы заметили особого в этом предложении? (3 подлежащих при одном сказуемом. Подлежащие относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. (Установление связи)

Запись 2-го предложения.

– Найдите основу 2-го предложения. Что в этом предложении вы заметили особого? (2 сказуемых при 1 подлежащем. Сказуемые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос).

– Подумайте, может эти члены предложения можно как-то назвать одним научным словом? Какие ассоциации вызывают у вас такие понятия: одно, одинаковые

(Выслушиваются ответы детей)

– Давайте, сравним наши предположения.

Чтение сообщения по учебнику с. 49

– Как вы думаете, какой будет •тема нашего урока? Какие задачи перед собой мы поставим?

(Выслушиваются предположения детей, делается вывод)

– Итак, сегодня мы должны запомнить, что такое однородные члены предложения, учиться составлять и записывать предложения с однородными членами.

6. Физкультминутка

7. Знаки препинания при однородных членах предложения

– Перед вами предложение. Прочтите его выразительно.

В “Мурзилке” есть на каждой странице рисунки рассказы стихи небылицы.

(– Однородные члены предложений связаны перечислительной интонацией: при чтении на каждом однородном члене ставится логическое ударение, и каждое слово произносится одинаковым тоном, а после каждого однородного члена делается пауза.)

– А как на письме осуществляются эти правила? (Между однородными членами ставиться “,”)

– Перед вами еще одно предложение. Сравните их.

В “Мурзилке” есть на каждой странице интересные занимательные захватывающие рассказы.

– Запишите это предложение, разберите его по членам, и назовите однородные члены. Какие знаки препинания вы поставили?

8. Упражнение в составлении предложений с однородными членами

Карточка для учащихся:

Выберите то задание, с которым можете справиться самостоятельно:

1-й уровень:

Спиши предложение и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.
В библиотеке ты можешь найти материал для доклада реферата проекта.

2-й уровень: составь предложения

В читальном зале ты можешь не рви не загибай не пачкай станицы
В книге  
  почитать новые журналы газеты

3-й уровень:

Составь и запиши предложение с однородными членами (о любимых книгах)

Проверка. (Обращается внимание на знаки препинания)

9. Работа в группах

Творческое задание: придумайте схему– подсказку для Майкла, чтобы правильно записывать предложения с однородными членами.

Проверка. Сравнение с образцом.

10. Закрепление

Предлагаю вспомнить предложения из любимых произведений и дополнить их однородными членами, запишите их и составьте схему (по вариантам).

1. Избушка там, на курьих ножках стоит (без окон, без дверей).
2. По дороге зимней (скучной) тройка борзая бежит.
3.. Испугался крокодил завопил (заголосил).

Проверка. Схемы дети рисуют на доске.

11. Рефлексия

Экспресс-контроль. Тест “Однородные члены предложения”

(При правильном ответе дети хлопают в ладоши).

1. Какие члены предложения называются однородными?

  • Отвечающие на вопросы кто? что?
  • Относящиеся к подлежащему.
  • Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову

2. Как связаны между собой однородные члены предложения?

  • Связаны знаками препинания.
  • Связаны интонацией перечисления

3. Какие члены предложения могут быть однородными?

  • Только подлежащие
  • Только сказуемые и второстепенные члены
  • Все члены предложения.

12. Домашнее задание

Упр. № 466 (уст.), № 467

– Всем спасибо за работу, надеюсь, что дома родным вы обязательно расскажете еще об одной тайне русского языка, которую мы сегодня разгадали.