Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, тает снег, прилет птиц, появление травы, цветов). Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить запоминать заклички, потешки, играть в народные игры. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе; к русскому народному творчеству. Развивать логическое мышление, память.
Ход мероприятия
Хозяюшка: Здравствуйте, ребятки, маленькие котятки! Проходите, проходите! Рассаживайтесь поудобней. Какие вы все маленькие! Прямо-таки как мой дружочек. Мы здесь с ним вместе живем. Не хотите ли узнать, кто мой маленький друг? Отгадайте загадку: “Мягкие лапки, а в лапках царапки”. (Котик).
Хозяюшка: Правильно, ребятки. (Слышится “мяу-мяу”).
Хозяюшка: А вот и он. Все на печке лежит, греется!
Хозяюшка: А я бы хотела узнать, знаете ли вы, ребята, какую-нибудь потешку?
(Рассказывают два человека).
Хозяюшка: Спасибо вам, ребятишки! Как Вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?
Кот: Мяу-мяу!
Хозяюшка: А теперь давайте поиграем с моим котиком.
Игра “Кот Васька”.
Дети сидят на стульчиках. Кот прогуливается перед детьми, идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, “мяукает”.
Хозяюшка и дети:
Ходит Васька беленький
Хвост у Васьки серенький,
А бежит стрелой…
(Кот бежит и садится на лавку, засыпает.)
Хозяюшка:
Глазки закрываются –
Спит иль притворяется?
Зубы у кота –
Острая игла.
Хозяюшка: Пойдемте, посмотрим, спит ли котик
Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
(Кот догоняет детей, они убегают от него и садятся на стульчики).
Хозяюшка: Спасибо тебе, котик-коток, что поиграл с нашими ребятишками, но сейчас ты наверное хочешь снова залезть на печку и немного отдохнуть.
Кот: Мяу-мяу.
Хозяюшка: Ребята, давайте попрощаемся с нашим гостем.
Дети: До свидания, котик.
Хозяюшка: А раньше нашу страну называли Русь. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолки, и стены, и мебель, и посуда. Посмотрите на нашу волшебную избу. Что вы в ней видите?
Дети: Стол, семья, животные и т.д.
Хозяюшка: Почти все в избе делалось своими руками. Люди долгими вечерами резали миски и ложки, вышивали. Плели лапти, корзины. Взрослым помогали и дети, свое мастерство они передавали от поколения к поколению. Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Недаром говориться – “Лапотная Русь”.
Хозяюшка: Но не только хорошо работать мог русский народ, но и веселиться.
Частушки
Девочка 1:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей
Девочка 2:
У меня на сарафане
Петухи, да петухи.
Когда вырасту большая –
Берегитесь, женихи!
Девочка 3:
Эй, топни, нога,
Топни правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Хозяюшка: Как вы весело пропели частушки, и даже пригласили нас потанцевать, ну что, пойдемте, ребята.
Хозяюшка: Славно поплясали, даже на улице стало теплее, а на сердце веселее! А сейчас спрошу у всех: Какое наступает время года?
Дети: Весна!
Хозяюшка: У русского народа существовала вера, что если увидел скворца – весна у крыльца.
Хозяюшка: Ребята, а каких весенних птиц вы еще знаете.
Дети: Жаворонки.
Ребенок: Сколько проталинок – столько и жаворонков.
Хозяюшка: В народе говорят: жаворонки прилетели, на крыльях весну принесли. Поэтому, ребята, нужно кликать перелетных птиц. Они первые предвестники весны.
Дети:
Жаворонки прилетите.
Холодную зиму унесите,
Теплую весну принесите!
Нам зима- то наскучила,
Без хлебушка замучила
Зима подкрадывается и обсыпает детей “снегом”
(Дети разбегаются).
Зима: Это кто меня не любит? Кто выгнать хочет?
Я зима злая, злая.
По полям, по лесам летаю,
Всех снегом заметаю!
Я порошей замету.
Вас в сосульку превращу!
Хозяюшка: Хватит тебе, Зима, лютовать. Пора Весне дорогу уступать!
Зима: Уйду. Придет время. Да вот сначала хочу, чтобы вы меня развеселили, порадовали. (Опыт со снегом.)
Хозяюшка: Ребята, смотрите, какой красивый поясок. У наших мальчиков такими поясочками подпоясаны рубашки. А давайте повеселим Зиму.
Игра с пояском
Хозяюшка:
Вот наш Вова идет,
Поясочек несет.
Кому дать, кому дать,
Кому поясочек передать?
Вова кланяется и передает поясочек следующему ребенку. (2–3 ребенка)
Хозяюшка: Дети, а давайте позовем Весну.
Дети:
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью
Радостью с радостью,
С великой милостью.
В группу под музыку входит Весна (с корзинкой, в которой жаворонки из соленого теста).
Весна (с поклоном). Здравствуйте!
Дети: Идет матушка-весна, отворяйте ворота, первый март пришел – всех детей провел; а за ним и апрель – отвори окно и дверь; а уж как пришел май – сколько хочешь гуляй.
Хозяюшка: Теперь к нам пришла настоящая, теплая Весна, которая будет радовать нас ярким, теплым солнышком, своими первыми нежными цветами (обратить внимание на оформление группы – красивые цветы, птицы и т.д.)
Весна: Славно повеселились! Пора и прощаться. Мне нужно за работу браться: поля и леса одеть в зеленый наряд, всех лесных зверей согреть своим теплом, да проверить все ли птицы вернулись из теплых стран.
Хозяюшка: Ребята, а еще наша красавица Весна приготовила нам угощение – это жаворонки, но они не простые, а волшебные. А произойдет ли чудо или волшебство мы с вами узнаем позже, а сейчас, возьмите своих птичек, угостите наших гостей, а ленточки завяжите на “дерево надежд”. И пусть исполняются все надежды и мечты у нас у всех в эту весну.