Разработка урока. Литературное чтение М.М. Пришвин "Деревья в лесу" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;
  • учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса;
  • учить работать с текстом;
  • развивать навык выразительного чтения, речь;
  • развивать познавательный интерес, кругозор;
  • развивать коммуникативные способности школьников;
  • воспитывать у детей способность любоваться природой, развивать фантазию;
  • способствовать воспитанию аккуратности;
  • способствовать формированию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • проигрыватель;
  • куклы;
  • схема Базарного;
  • снежинки;
  • листы бумаги для рисования, мелки.

Тип урока. Урок творчества.

Ход урока

I. Организационный момент

– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок в царстве Зимы. Но прежде, мне хочется спросить, кто из вас любит кататься со снежных гор на санках? Поднимите руки.
– Кому это занятие очень-очень нравится – похлопайте в ладоши.
– А скользить на коньках по гладкому льду?
– Лепить снеговиков и крепости из снега?
– Кататься на лыжах?
– Играть в снежки?
– Ловить на ладонь снежинки?
– Замечательно! Я вижу, что все вы любите зимние забавы. Поэтому не будем задерживаться и отправимся в путь – навстречу зимней сказке.
– Тихо садятся девочки (Красивые, аккуратные).
– Тихо садятся мальчики (Стройные, подтянутые).

II. Сообщение темы урока

– Путешествуя по заснеженному лесу в рассказе М. Пришвина “Деревья в лесу”, мы постараемся встретиться с красавицей Зимой.
– А ещё во время нашего путешествия мы проведём конкурс, и в конце урока я назову самого внимательного ученика, который активно работает на уроке, красиво, правильно сидит за партой, правильно поднимает руку.

III. Актуализация знаний

1) Повторение изученного.

– Ребята, вы готовы встретиться с зимней сказкой?

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.

(Слайд 1, см. Приложение 1)

Пришла к нам снежная зима.
Порхает беленький снежок.
И стала праздничной земля.
Смотри, любуйся, мой дружок!

– Вам нравится картина зимней природы?
– Как вы понимаете слова “стала праздничной земля”? (Пышные наряды на елях, снег на крыше дома, на поляне блестит и переливается, как драгоценные камни.)
– Вот уже и первая вестница зимы – снежинка, но не простая, а волшебная. Она принесла нам загадку.

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

– Ребята, как вы думаете, кто эта сказочная царица?
– Что за тройка белых коней, которая приносит нам зиму?
– Кто может назвать их?
– Мы путешествуем по зимней сказке, а вы знаете сказки о зиме? (“Морозко”, “Снегурочка”, “Мороз Иванович”.)

2) Чтение по ролям.

– Предлагаю вспомнить русскую сказку “Дети Деда Мороза” и прочитать её по ролям.
– Откройте, пожалуйста, учебники на с. 116.
– Назовите героев сказки. (Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка).
– Прочтём сказку по ролям.

3) Инсценирование сказки.

– Ребята, наш урок волшебный, поэтому герои сказки оживают.
– Кто это? (Учитель показывает перчаточную куклу – героя произведения)
– Каким вы его представляете? Если затрудняетесь, можете воспользоваться словами-подсказками.

(Слайд 2)

– Найдите в тексте и прочитайте слова героя. Постарайтесь передать его характер. (Учитель передаёт ребёнку карточку со словами героя: – Постарайся запомнить)
– Ребята, которым я дала карточки со словами героя, подойдите, пожалуйста, ко мне.
– Вам выпала роль кукловодов. Вы будете оживлять своего героя в импровизированном кукольном театре. Постарайтесь передать характер персонажа сказки.
– У вас, ребята, роль зрителя. Очень важно быть благодарным зрителем: внимательно слушать, смотреть, не выкрикивать, не перебивать актёров, а за их труд благодарить аплодисментами.
– Подбодрим наших актёров аплодисментами. (Учитель помогает подготовиться кукловодам).
– Тишина в зале. Сказка оживает. (Учитель рассказывает сказку, дети исполняют роли).
– Понравилась сказка? (Аплодисменты).
– Почему Дед Мороз похвалил Снежинку? (Ответы детей)

IV. Физкультминутка

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.

– Мы отправляемся в путь за снежинкой. Следим за ней глазами. (По схеме Базарного)
– У … самые внимательные глазки.
– Садитесь. Поморгайте глазками и закройте их.

V. Знакомство с новым материалом

1) Первичное восприятие.

– Послушайте рассказ М. Пришвина “ Деревья в лесу”. (Чтение учителем)
– Какую картину рисует автор? Что вы представили?

(Слайд 3)

– Подходит ли к тексту иллюстрация?

2) Словарная работа.

– В рассказе встречается слово пороша. Кто знает, что это?
– Прочитаем пояснение на слайде.

(Слайд 4)

– Что такое арка?
– Прочитаем пояснение на слайде.

(Слайд 5)

3) Повторное чтение детьми.

VI. Физкультминутка

– Ребята, мы читали описание зимнего пейзажа, рассматривали картины зимы, а теперь постараемся их изобразить.
– Повторяйте движения и слово снег за мной.

(Слайд 6)

На еловых лапах – снег! Снег!
Пни в пушистых шляпах – снег! Снег!
Заискрилось поле – снег! Снег!
Белое раздолье – снег! Снег!
По лугам, полянам – снег! Снег!
На катке стеклянном – снег! Снег!
И летит, кружится – снег! Снег!
Нам румянит лица – снег! Снег!
Вьётся белым роем – снег! Снег!
Ловим мы в ладони – снег! Снег!

VII. Итог урока

– С какими произведениями о зиме мы сегодня работали на уроке?
– Хочу отметить игру актёров. Без репетиции они справились с этим сложным делом.
– … хорошо читал.
– … активно работал.
– Я раздала не простые жетоны. Приглашаю вас к доске. Сложите мозаику из ваших фрагментов, а мы поддержим друзей аплодисментами.
– Кого мы встретили в зимнем лесу? (Волшебницу Зиму)

(Слайд 7)

– Красота зимней природы необыкновенна. Писатели воспевают её словами, композиторы – музыкой, художники – красками.

VIII. Рисование

Пришла зима,
И снег лежит,
Как чистый лист
Он белый-белый.
Мы кисть возьмём
И всё кругом
Раскрасим красками
Мы смело.

– Урок у нас необычный, и рисунки тоже будут необычными.
– Мы будем рисовать мелом зимний пейзаж.
– Что нарисуем зелёным цветом (белым, красным)?

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.
(Слайд 8)

– Из ваших работ мы составим выставку рисунков.
– Какие замечательные, красивые пейзажи у вас получились.

IX. Итог конкурса

– Как вы думаете, царице Зиме понравился наш урок?
– Я думаю, зима заметила вашу активность, старательность, любовь к зимней природе и обязательно отблагодарит вас белым пушистым снегом и гладким льдом на катках.
– Я хочу отметить учеников, которые на протяжении всего урока красиво сидели за партой, правильно поднимали руку, уважительно относились к одноклассникам и подарить им снежинку.
– Но вы ребята не огорчайтесь, ведь зима ещё только начинается, и снежинки обязательно прилетят к каждому из вас.

X. Домашнее задание

– На уроке мы читали рассказ, сказку о зиме. Но люди с давних пор наблюдали за зимней природой и составили поговорки и приметы. Найдите их и принесите в класс, чтобы ещё раз прочитать с друзьями.
– Спасибо за прекрасный урок.