Цели и задачи:
- познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;
- учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса;
- учить работать с текстом;
- развивать навык выразительного чтения, речь;
- развивать познавательный интерес, кругозор;
- развивать коммуникативные способности школьников;
- воспитывать у детей способность любоваться природой, развивать фантазию;
- способствовать воспитанию аккуратности;
- способствовать формированию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- проигрыватель;
- куклы;
- схема Базарного;
- снежинки;
- листы бумаги для рисования, мелки.
Тип урока. Урок творчества.
Ход урока
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами
проведём необычный урок в царстве Зимы. Но
прежде, мне хочется спросить, кто из вас любит
кататься со снежных гор на санках? Поднимите
руки.
– Кому это занятие очень-очень нравится –
похлопайте в ладоши.
– А скользить на коньках по гладкому льду?
– Лепить снеговиков и крепости из снега?
– Кататься на лыжах?
– Играть в снежки?
– Ловить на ладонь снежинки?
– Замечательно! Я вижу, что все вы любите зимние
забавы. Поэтому не будем задерживаться и
отправимся в путь – навстречу зимней сказке.
– Тихо садятся девочки (Красивые, аккуратные).
– Тихо садятся мальчики (Стройные, подтянутые).
II. Сообщение темы урока
– Путешествуя по заснеженному лесу в рассказе
М. Пришвина “Деревья в лесу”, мы постараемся
встретиться с красавицей Зимой.
– А ещё во время нашего путешествия мы проведём
конкурс, и в конце урока я назову самого
внимательного ученика, который активно работает
на уроке, красиво, правильно сидит за партой,
правильно поднимает руку.
III. Актуализация знаний
1) Повторение изученного.
– Ребята, вы готовы встретиться с зимней сказкой?
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.
(Слайд 1, см. Приложение 1)
Пришла к нам снежная зима.
Порхает беленький снежок.
И стала праздничной земля.
Смотри, любуйся, мой дружок!
– Вам нравится картина зимней природы?
– Как вы понимаете слова “стала праздничной
земля”? (Пышные наряды на елях, снег на крыше
дома, на поляне блестит и переливается, как
драгоценные камни.)
– Вот уже и первая вестница зимы – снежинка, но
не простая, а волшебная. Она принесла нам загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
– Ребята, как вы думаете, кто эта сказочная
царица?
– Что за тройка белых коней, которая приносит нам
зиму?
– Кто может назвать их?
– Мы путешествуем по зимней сказке, а вы знаете
сказки о зиме? (“Морозко”, “Снегурочка”,
“Мороз Иванович”.)
2) Чтение по ролям.
– Предлагаю вспомнить русскую сказку “Дети
Деда Мороза” и прочитать её по ролям.
– Откройте, пожалуйста, учебники на с. 116.
– Назовите героев сказки. (Дед Мороз, Ветер, Лёд,
Иней, Снежинка).
– Прочтём сказку по ролям.
3) Инсценирование сказки.
– Ребята, наш урок волшебный, поэтому герои
сказки оживают.
– Кто это? (Учитель показывает перчаточную куклу
– героя произведения)
– Каким вы его представляете? Если
затрудняетесь, можете воспользоваться
словами-подсказками.
(Слайд 2)
– Найдите в тексте и прочитайте слова героя.
Постарайтесь передать его характер. (Учитель
передаёт ребёнку карточку со словами героя: –
Постарайся запомнить)
– Ребята, которым я дала карточки со словами
героя, подойдите, пожалуйста, ко мне.
– Вам выпала роль кукловодов. Вы будете оживлять
своего героя в импровизированном кукольном
театре. Постарайтесь передать характер
персонажа сказки.
– У вас, ребята, роль зрителя. Очень важно быть
благодарным зрителем: внимательно слушать,
смотреть, не выкрикивать, не перебивать актёров,
а за их труд благодарить аплодисментами.
– Подбодрим наших актёров аплодисментами. (Учитель
помогает подготовиться кукловодам).
– Тишина в зале. Сказка оживает. (Учитель
рассказывает сказку, дети исполняют роли).
– Понравилась сказка? (Аплодисменты).
– Почему Дед Мороз похвалил Снежинку? (Ответы
детей)
IV. Физкультминутка
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.
– Мы отправляемся в путь за снежинкой. Следим
за ней глазами. (По схеме Базарного)
– У … самые внимательные глазки.
– Садитесь. Поморгайте глазками и закройте их.
V. Знакомство с новым материалом
1) Первичное восприятие.
– Послушайте рассказ М. Пришвина “ Деревья в
лесу”. (Чтение учителем)
– Какую картину рисует автор? Что вы представили?
(Слайд 3)
– Подходит ли к тексту иллюстрация?
2) Словарная работа.
– В рассказе встречается слово пороша. Кто
знает, что это?
– Прочитаем пояснение на слайде.
(Слайд 4)
– Что такое арка?
– Прочитаем пояснение на слайде.
(Слайд 5)
3) Повторное чтение детьми.
VI. Физкультминутка
– Ребята, мы читали описание зимнего пейзажа,
рассматривали картины зимы, а теперь постараемся
их изобразить.
– Повторяйте движения и слово снег за мной.
(Слайд 6)
На еловых лапах – снег! Снег!
Пни в пушистых шляпах – снег! Снег!
Заискрилось поле – снег! Снег!
Белое раздолье – снег! Снег!
По лугам, полянам – снег! Снег!
На катке стеклянном – снег! Снег!
И летит, кружится – снег! Снег!
Нам румянит лица – снег! Снег!
Вьётся белым роем – снег! Снег!
Ловим мы в ладони – снег! Снег!
VII. Итог урока
– С какими произведениями о зиме мы сегодня
работали на уроке?
– Хочу отметить игру актёров. Без репетиции они
справились с этим сложным делом.
– … хорошо читал.
– … активно работал.
– Я раздала не простые жетоны. Приглашаю вас к
доске. Сложите мозаику из ваших фрагментов, а мы
поддержим друзей аплодисментами.
– Кого мы встретили в зимнем лесу? (Волшебницу
Зиму)
(Слайд 7)
– Красота зимней природы необыкновенна. Писатели воспевают её словами, композиторы – музыкой, художники – красками.
VIII. Рисование
Пришла зима,
И снег лежит,
Как чистый лист
Он белый-белый.
Мы кисть возьмём
И всё кругом
Раскрасим красками
Мы смело.
– Урок у нас необычный, и рисунки тоже будут
необычными.
– Мы будем рисовать мелом зимний пейзаж.
– Что нарисуем зелёным цветом (белым, красным)?
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”
Декабрь. Январь.
(Слайд 8)
– Из ваших работ мы составим выставку рисунков.
– Какие замечательные, красивые пейзажи у вас
получились.
IX. Итог конкурса
– Как вы думаете, царице Зиме понравился наш
урок?
– Я думаю, зима заметила вашу активность,
старательность, любовь к зимней природе и
обязательно отблагодарит вас белым пушистым
снегом и гладким льдом на катках.
– Я хочу отметить учеников, которые на
протяжении всего урока красиво сидели за партой,
правильно поднимали руку, уважительно
относились к одноклассникам и подарить им
снежинку.
– Но вы ребята не огорчайтесь, ведь зима ещё
только начинается, и снежинки обязательно
прилетят к каждому из вас.
X. Домашнее задание
– На уроке мы читали рассказ, сказку о зиме. Но
люди с давних пор наблюдали за зимней природой и
составили поговорки и приметы. Найдите их и
принесите в класс, чтобы ещё раз прочитать с
друзьями.
– Спасибо за прекрасный урок.