Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве А. Л. Барто, развивать умения понимать мысли и чувства повествователя, прививать интерес к чтению, активизировать семейное чтение.
Оборудование: портрет А. Л. Барто, выставка книг поэтессы, грамзапись стихов в исполнении поэта, карточки с названиями произведений, мультимедийная установка.
Время проведения: Праздник проводится в конце учебного года в школьной библиотеке. В празднике принимают участие учащиеся 1-х и 3-х классов, учителя, родители, библиотекарь.
Ход праздникаУченица.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг!
Г.Ладонщиков
Ведущий 1. Сегодня у нас замечательный день, мы встретились, чтобы поговорить о жизни и творчестве А. Л. Барто. Как много вокруг замечательных, любимых книг! Кому они адресованы, чему они учат? На эти вопросы мы ответим в конце нашей встречи.
Страницы жизни А. Л. Барто (см. Приложение 1)
Агния Львовна Барто родилась в 1906 году в Москве в семье врача-ветеринара. Училась в балетном училище, но её привлекла поэзия, и в 1925 году А. Барто принесла в издательство стихотворение “Китайчонок Ван Ли”. Талант начинающей поэтессы заметили и посоветовали писать для детей. Всю свою жизнь А. Барто служила самоотверженно детской литературе.
В книге “Записки детского поэта” Агния Львовна пишет: “У моих читателей- детей,- нет вчерашнего дня, у них все – впереди. Все сегодня и завтра. Стихи, написанные для них, должны быть неистощимо молоды”. Они молоды и современны и сегодня.
Агния Львовна часто встречалась с детьми – своими юными читателями. Постоянное живое общение Барто с детьми вносило в её стихи то новое, что вносит время в нашу жизнь. Она узнавала, что интересует детей, что их радует, огорчает и писала об этом в своих стихах. По сценариям Барто было снято несколько фильмов для детей. К стихам Барто известные композиторы писали музыку. В течение девяти лет Барто вела на радио передачу “Найти человека”, в которой занималась поисками людей, разлучённых войной. С её помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть “Найти человека”. Агния Львовна была президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей, участником конгрессов в защиту детей. За поэтический труд ей была присуждена Международная премия имени Х.К.Андерсена. Творчество А. Л. Барто было посвящено детям.
Встреча с книгами Барто в детстве не забывается в течение всей жизни. Приехал как-то в гости к писателям первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Самые знаменитые писатели окружили его плотной толпой и, как дети, тянули к нему блокнотики и ручки, прося автограф. Агния Львовна скромно стояла в сторонке, понимая, что ей, слабой женщине, ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт протиснулся к ней и тихо спросил:
– Агния Львовна, можно я дам Вам автограф?
Он вырвал из блокнота листок и сделал такую надпись: “Уронили мишку на пол…Гагарин”
Оказалось, что детский поэт Агния Барто знаменитее всех самых знаменитых писателей.[3]
Ведущий 2. Поговорим о творчестве поэта.
– Ребята, а что написал Гагарин на листке? Откуда эти строки?
Стихи из сборника “Игрушки” написаны для самых маленьких детей, только что начинающих говорить, потому что четкие строчки легко запоминаются. Стихи эти помнят и знают все. Ведь маленьким детям читают стихи родители. Вырастают дети, сами становятся родителями и читают эти стихи своим детям. В этом сборнике 17 стихов про любимые игрушки детей.
Агния Львовна пишет: “Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своём творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно, весело о серьёзном и важном”.
“Думай, думай”- так называется сборник стихов для ребят постарше, они уже посерьезнее и названия стихов непривычны для детской поэзии: совесть, одиночество, ревность. В стихах раскрывается самосознание ребенка, мир как будто расширяется и отношение к нему более серьезное, взрослое, человеческое. (Чтение стихотворений “Разговор с дочкой”, “Совесть”.)
Следующая страница творчества А. Барто – сатира. Послушайте диалог поэта с читателем.
“– Зачем вы про меня написали? Это все
неправда!
– Почему ты решил, что это про тебя?
– Так в классе все говорят.
– А тебе сколько лет?
– Десять.
– А я эти стихи написала 15 лет назад…. Когда тебя
и на свете не было”.
– Почему мальчик недоволен, что про него написали?
Высмеивание, по-другому, критика недостатков, пороков и называется сатирой. Сатира Барто меткая, острая, но не злая: автор знает, что ребенок может исправиться от временных недостатков. Такая сатира учит лечить недостатки дружным смехом. В нашей детской поэзии Барто была создателем сатиры для детей. (“Вот так защитник”, “Шуточка про Шурочку”)
“Переводы с детского” – книга поэтически обработанных стихов детей разных стран в переводе Агнии Барто. Поэтесса писала: “Давно я собираю детские стихи. Сначала просто для себя привозила их из тех стран, где побывала. Потом подумала: наверно, нашим детям захочется узнать, о чём пишут их сверстники “невеликие поэты” в разных концах земли”. (“Мама”)
Эти стихи говорят о том, что мысли и чувства детей разных стран одинаковы.
Произведения А. Л. Барто известны и в нашей стране и за рубежом. В свой юбилей Барто получила телеграмму:
“Дорогая Агния Львовна!
Это чудесно, что в литературе для детей есть Вы. Ваши стихи помогают детям радостно воспринимать окружающий мир, лирически напоминают о том, что в жизни есть вещи, над которыми стоит задуматься, сатирически обличают перед детьми самую суть отрицательных явлений. И все они указывают путь к добру.
Коллектив республиканской детской библиотеки Абхазской АССР, г. Сухуми”[2]
А.Л. Барто с нами нет, а её стихи живут, не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности.
Ученица. Работая над проектом “Стихи А. Барто для самых маленьких” я узнала много интересного о жизни Агнии Львовны. Вот один эпизод. На встречах с детьми Агния Барто часто говорила: “Я начну читать стихотворение, а вы все вместе, его продолжайте, если знаете. Моё дело сочинять стихи, а читать их должны вы, наши читатели!” И когда поэт произносил только первые строчки стихотворения, дети дружно, наизусть продолжали его до конца. Сейчас и мы попробуем вместе почитать стихи Барто и разгадать кроссворд, составленный из заголовков стихов для самых маленьких.
- Уронили мишку на пол,
(Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.) (Мишка)
- Назовите имя детской поэтессы.
- Матросская шапка,
(Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
– Прокати капитан!) (Кораблик)
- Нет, напрасно мы решили
(Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.) (Грузовик)
- Я люблю свою лошадку,
(Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.) (Лошадка)
- Идёт бычок, качается,
(Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается –
Сейчас я упаду!) (Бычок)
- Наша Таня громко плачет:
(Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.) (Мячик)
Кроссворд “Игрушки”
Ответы: 1.Мишка. 2.Агния. 3.Кораблик. 4.Грузовик. 5.Лошадка. 6.Бычок. 7.Мячик.
Спортивный конкурс
Ученица, прыгая со скакалкой, рассказывает отрывок из стихотворения “Верёвочка”, а затем проводит конкурс-соревнование.
– Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…
Шуточный конкурс
Звучит грамзапись стихотворения Агнии Барто “Болтунья” в исполнении автора. Участникам праздника предлагается проговорить скороговоркой отрывок из стихотворения.
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Конкурс чтецов
К празднику дети и родители подготовили выразительное чтение наизусть стихотворений любимой поэтессы: “Думают ли звери?”, “Я расту”, “Резиновая Зина”, “Мы не заметили жука”, “Любочка”, “Лёшенька, Лёшенька”, “В школу”.
Ведущий 1. Подведём итоги нашей встречи с любимым поэтом, ответим на вопрос, поставленный в начале праздника: для кого были написаны эти стихотворения? К конкурсу подготовлены картинки с изображением детей и взрослых, а также карточки с названиями стихотворений. После короткого обсуждения карточки прикрепляются к картинкам, в результате чего составляется схема:
Дети | Стихи А. Барто | Взрослые |
Мы пришли к выводу, что “произведения А. Л. Барто почти всегда двухадресны: они обращены к младшему и к старшему поколениям”.[3]
Однажды в квартире Агнии Львовны был взрослый народ: врачи, учёные, художники, редакторы, поэты… А когда начали стихи читать, все взрослые люди вдруг стали детьми. Они смеялись и радовались, как дети! А дети, когда стихи читает Агния Львовна, вдруг становятся внимательными и как бы взрослыми.[1]
Читая стихи Агнии Барто, дети взрослеют и начинают понимать родителей. А взрослые, наоборот, вспомнив собственное детство, лучше вникают в проблемы детей, несомненно, совместное чтение произведений Барто помогает установить в семье отношения взаимопонимания, согласия, дружбы.
Учительство особенно ценит Барто – “прекрасного поэта и педагога, чьи произведения прочно вошли в арсенал средств … воспитания подрастающего поколения”[3]. Поэтические сокровища Агнии Барто будут принадлежать все время всем поколениям. Всем полезно чтение её стихов – в этом секрет их жизнеспособности! Они как драгоценный подарок и праздник. Дарите эти подарки себе и детям, устраивайте семейные праздники!
Литература
- Агния Барто. Стихи детям.// Библиотека мировой литературы для детей. – М.: Детская литература, 1981.
- Большая Российская Энциклопедия т.3. М.,2005.
- Зубарева Е.Е. Детская литература. М.: Просвещение, 1989.