Разработка открытого урока по декоративной композиции для 1-го класса ДШИ "Волшебный лоскуток"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Развитие образного мышления у детей посредством знакомства с народным искусством шитьем из разноцветной ткани).

Задачи:

  • развитие наблюдательности у детей и умение анализировать увиденное;
  • знакомство с народным творчеством (лоскутное шитье из ткани);
  • развитие воображения, художественного вкуса;
  • умение закомпоновать лист;
  • закрепление навыков работы гуашевыми красками;
  • нахождение цельного цветового решения в определенной гамме;
  • задание: Придумать свое лоскутное одеяло, на основе изучения натурного материала (лоскутки ткани приколотые к основе).

Для учащихся: листы бумаги формат А-3, краски гуашь – 12 цветов, кисти, баночки для воды, салфетка для рук, карандаши, мольберты.

Для преподавателя: наглядный ряд на планшете приколоты различные кусочки ткани х/б, просмотр работ выполненных в технике печворк и книги по народному творчеству.

Оборудование: стол, планшет.

План урока

Занятие в ДШИ, в соответствии с расписанием, рассчитано на 3 учебных часа по 45 минут с двумя 5-минутными перерывами.

  1. Организационный момент (5 минут).
  2. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом. Рассказ преподавателя о народном искусстве и показ иллюстративного материала (20 минут).
  • закрепление знаний по цветоведению: теплая, холодная гамма, смешанная;
  • закрепление навыков построения композиции, используя геометрические фигуры (треугольник, квадрат, ромб);
  • создание творческой работы на заданную тему –лоскутное одеяло.
  1. Практическая деятельность учащихся. Разработка творческого эскиза – на маленьком формате (20 минут). Последующие 2 урока – выполнение творческой работы красками.
  2. Обсуждение готовых работ (5 минут).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем рисовать, знакомиться с народным творчеством, фантазировать, творить. Мольберты поставить вокруг планшета с лоскутками, стоящем на столе. Приготовить все инструменты: воду, кисти, гуашь, карандаши, бумагу.

2. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом и объяснение сути творческого задания

Лоскутки приклеиваются на доску обтянутую тканью иголочками. Рассматриваем их с учениками. .Ребята, обратите внимание, что лоскутки разные по форме и цвету. Прислушайтесь – вот этот синий яркий в мелкий цветочек говорит, что он здесь самый главный, ведь из него сшито праздничное платье для хозяйки дома, а этот красный с удивительным узором вторит ему – Я самый важный, так как из меня пошит сарафанчик для Настены, а светлый лоскуток в мелкий горошек выдвинулся вперед и заявляет: «Я самый лучший – из меня сшита рубаха для хозяина дома, а этот голубой с синим рисунком расхваливает себя и так все себя хвалят – даже сориться стали». Но мы с Вами, посмотрев на них видим в каждом из них свою красоту и нарядность, праздничность и игривость. Как же их помирить? Подумайте? Приколотые лоскутки, что они нам напоминают ?Многие догадались сразу .Это же лоскутное одеяло, как у бабушки в деревне. Молодцы! Совершенно верно! Ведь здесь нашлось место всем . Все рядом уживаются, и один служит для того, чтобы подчеркнуть красоту и выразительность другого Как в большой и дружной семье! Где все значимы, важны, и у каждого есть свое место, и все любимы. Мы с вами все это увидели в маленьких кусочках ткани. Обращается внимание на бережное отношение к любым предметам быта и обихода, как сохраняли и берегли, не выбрасывая даже небольшие остатки ткани. Ведь она стоила очень дорого. А потом все шло в дело, и зависело от фантазии мастерицы, как их сложить и выполнить свой единственный орнамент, который не похож на соседский. Шло настоящее соревнование, у кого интереснее узор сложится. Истоки современного лоскутного шитья уходят в далекое прошлое и приемы некоторые используются до сих пор. Показ альбомов по народному творчеству и работ художников, где использованы набивные ткани: Репродукции картин Пластова, Рябушкина, Кустодиева, Билибина. Рассматривая цветовую гамму лоскутков и их форму, остановили свой выбор на треугольной, квадратной и ромбовой форме. Пробуем компоновать. Можно использовать для наглядности кусочки цветового картона и подвигать их на листе, объясняя закономерности композиционного листа .По разному разложить, выстраивая их в строгие ряды или выбрать один самый крупный и вокруг него образовать линию обороны из нескольких рядов, или разложить чередуя темные и светлые кусочки, создавая определенный ритм. Вариантов очень много. У кого то получится симметричная композиция, а может быть и динамичная, где будет подчеркнута выразительность ритмического движения. Все зависит только от вВас, придумывайте, творите, фантазируйте.

3. Творческая индивидуальная практическая деятельность учащихся

(20 минут). Перерыв (5 минут). Ребята начинают придумывать свои эскизы, выбирая при этом цветовую гамму интересную для них. Когда композиция сложилась, можно переносить ее на формат А-3. Каждый из ребят придумал свое лоскутное одеяло, неповторимое особенное, которым бы захотелось укрыться и спрятаться от бед.

4. Продолжение работы

2 учебных часа по 45 минут с перерывом 5 минут. Начинаем работать красками. Вспоминаем, что есть теплые и холодные краски, ищем оттенки на палитре. Работы выполняются в технике гуашевой живописи – очень благодатный материал для решения поставленной задачи: она дает возможности ритмических и колористических поисков, а также возможность исправить неудачные фрагменты. У каждого получается свое настроение в работе и свое цветовое решение.

5. Обсуждение работ, подводятся итоги

В конце занятия проводится просмотр, законченных работ. Рисунки получились яркими, выразительными. Ребята получили радость от рисования и создали свои собственные “лоскутные одеяла”.