Цели:
- формирование представления о родном крае;
- развитие познавательной активности, наблюдательности, умения
- работать с картой и дополнительной литературой, рассуждать,
- анализировать и делать выводы;
- привитие бережного отношения к природе родного края
Основные методические приёмы: составление кластера, “Мишень”
Оборудование и наглядные пособия: фонограмма записи “Наш край”, цветные жетоны, образцы кластера, тексты для работы в группах, физическая карта РФ и Кемеровской области, справочно-энциклопедическая литература, атлас Кемеровской области, мишень с магнитными дротиками, листы бумаги и фломастеры.
Ход урока
Перед началом занятия на столах для каждого участника лежат жетоны 4 цветов.
I. Организационный момент |
|
Звучит музыка. – Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить мы сегодня будем о нашем крае) – Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела “Родной край – часть большой страны”. – Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? – Вот об этом мы будем говорить сегодня.
|
|
ІІ. Стадия “Вызов” |
|
– Настоящее путешествие по нашему
родному краю будет продолжаться всю вашу жизнь.
Вы увидите, какой наш край необычный, красивый. Вы
будите ходить в лес, на реку, в горы, будите
посещать с друзьями и родными разные города и
сёла Кузбасса. Знания о природе родного края вам
очень пригодятся в дальнейшей жизни. – Чтобы узнать насколько хорошо вы знаете свой край, нам поможет письмо Васи Перепуткина. – Я буду читать текст, а вы внимательно слушать и помечать допущенные ошибки. Лучшим знатоком родного края окажется тот, кто заметит все ошибки и правильно объяснит неточности. (Приложение 1) |
|
С трудом перевалив через самые высокие горы(!) Кемеровской области – Салаирский кряж, я оказался на огромной плоской равнине (!) Кузнецкой котловине. Равнина покрыта непроходимыми лесами (!). ни одной деревушки или города здесь не встретишь (!), только встречаются на моём пути вековые дубы (!), высокие берёзы, бурные реки (!). а от встреч с животными страшно становится: здесь и кабаны (!), и лоси, и волки. | У всех тексты |
– Какие ошибки вы нашли? 1) Салаирский кряж – самые низкие горы в Кемеровской области 2) Кузнецкая котловина – холмистая равнина 3) На Кузнецкой котловине нет непроходимых лесов, лишь берёзово – осиновые колки (островки леса) 4) Кузнецкая котловина – это самый густонаселённый район Кузбасса, где находится большинство городов и сёл 5) Дубы у нас не растут в естественных условиях 6) Бурных рек в Кузнецкой котловине нет 7) Кабаны у нас не водятся – Ребята, вы не смогли найти все ошибки… – Значит, нам с вами предстоит ещё много узнать о родном крае и давайте обратимся к учебнику, на стр.146 пункт № 4. – Возьмите карандаш, прочтите текст, найдите и отметьте карандашом план, по которому мы будем изучать наш край. – Прочитайте то, что вы отметили. |
|
ІІІ. Стадия осмысления. Технология “Зигзаг” |
|
– А сейчас мы разделимся на группы (по
цветам жетонов: 4 группы по 4 человека) 1-я
группа – “Историки” – Каждая группа будет работать над своей темой. |
Обратить внимание на цвета жетонов |
Ваша задача: самостоятельно
познакомится с текстом, который лежит на столах в
каждой группе; коллективно составить кластер
(образец на столе); запомнить так материал, чтобы
вы могли познакомить с ним одноклассников.
(Приложение 2) (Сказать об индивидуальных кластерах) – При работе в группах вам рекомендуется пользоваться дополнительной литературой, которую видите на выставке, картами и атласами. – Время работы 10 минут. – Вернитесь в первоначальные группы, но прежде чем продолжить работу, немного отдохнём. Физкультминутка
– А сейчас вы должны обменяться изученным материалом. Каждый должен запомнить материал так, чтобы смог ответить на вопросы по изученной теме. Время на работу 10 минут. |
Тексты и образец кластера на столах |
ІV. Стадия рефлексия. Приём “Мишень”. (Проверка знаний) |
|
(Используем мишень и магнитные
дротики.) – Сейчас я проверю, как вы усвоили изученный материал. – Каждая группа делает 1 выстрел по мишени, который определит номер вопроса. Стрелок должен дать полный и точный ответ на вопрос по теме “Наш край”. От результата ответа зависит оценка всей группы. (Приложение 3) – Первая группа, ваш выстрел… – Молодцы, вы все поработали хорошо, большое спасибо. |
Вопросы разложить на столе |
V. Итог урока |
|
Наше занятие подошло к концу. Пусть оно
завершится стихотворением, которое является
заветом для нас с вами.
|