Урок математики в 1-м классе по теме "Ломаная линия"

Разделы: Начальная школа


Цель: Знакомство с простыми плоскими фигурами.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями “ломаная” линия, замкнутая и незамкнутая “ломаные” линии.
  • Способствовать формированию приёмов умственной деятельности.
  • Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Оборудование: Полоски картона различной длины, кусочки пластилина, листы бумаги для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Слайд 3, см. Приложение 1

– Сколько отрезков видите на чертеже?
– Давайте проверим.
– Назовите отрезок, равный сумме отрезков АМ, МК, КД.
– Как получили отрезок АД? (Сложили отрезки АМ, МК, КД.)
– Что значит сложить отрезки? (Соединить так, чтобы конец первого отрезка был бы началом второго и т.д.)

III. Постановка учебной задачи

– Сейчас я расскажу вам одну историю. Слушайте внимательно и смотрите.

Слайд 4.

– Жила-была прямая линия. Но однажды злой Бармалей поломал её на куски.

Слайд 5.

– Как называются эти куски? (Отрезки.)
– А добрый доктор Айболит их скрепил, вот так.

Слайд 6.

– Как же называется эта фигура? (Высказывания детей.)
– Проверим ваши предположения.

Слайд 7.

– Вставьте цифры в окошки.

* – 0 = 8
3 + 4 = *
8 – * = 5
* + 5 = 9
3 + * = 9
* – 7 = 2
6
Л
9
О
8
М
7
А
4
Н
7
А
3
Я

IV. Решение учебной задачи

Работа в паре.
На столах у детей полоски картона и кусочки пластилина.

А знаете ли вы, что злой Бармалей побывал и у нас?
На ваших столах лежат отрезки, которые остались от прямой. Попробуйте построить ломаную.

– Что будете делать? Как строить? (Соединим отрезки так, чтобы конец одного отрезка был бы началом следующего.)
– Части ломаной не лежат на одной прямой. (Дети помещают свои ломаные линии на доску.)
– Почему ваши ломаные такие разные? (Отрезки были различной длины, по – разному соединили.)

Слайд 9. № 282.

– Какая из данных фигур ломаная линия?
– Как называются фигуры 1, 2, 3?
– Назовите отрезки, из которых состоит ломаная.
– Как называются эти отрезки? (Звенья.)
– Сколько звеньев у ломаной
– Точки А, М, Е,Д,О – вершины ломаной.

Работа по учебнику.

Стр.120, 283. Слайд 10.

– Какая фигура лишняя?
– Как она называется?
– Как называются другие фигуры?
– Сколько звеньев у ломаной?
– Сколько вершин?

Самостоятельная работа.
(Работа выполняется на отдельных листах.)

– Попробуйте построить ломаную линию, соединив точки.
– Как будете соединять отрезки, по какому правилу?

(Анализ 2 – 3 работ)
Слайд 11.
№ 284.

– Какая ломаная отличается от всех других?
– Чем?
– Такую ломаную называют замкнутой.
– Как можно назвать другие ломаные? (Незамкнутые.)
– Сколько звеньев у ломаной?
– Сколько вершин?

Самостоятельная работа.

ТПО с. 34, 73.

V. Итог урока

– С какой фигурой познакомились?
– Как называются части ломаной?
– Как называются точки соединения звеньев?
– Какими могут быть ломаные?
– Назовите наименьшее количество звеньев, которое может быть у ломаной?