Цели:
- Формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи-ши.
- Отрабатывать умения находить слова в предложении.
- Записывать под диктовку слова с сочетаниями жи-ши.
- Расширять словарный запас учащихся.
- Развивать речь, мышление.
- Воспитывать внимательность, самостоятельность, любовь к поэзии, к родному краю.
Оборудование:
- Листики берез с буквами.
- Листы осенние.
- Демонстрационная карточка “жи-ши”.
- Учебник: Русский язык Т.Г.Рамзаева М.П. 2001г.
- Корзинка с яблочками.
Ход урока
1. Организационный момент
На доске нарисовано дерево и облака.
Знакомство с гостями.
Правильная посадка за партами.
Учитель:
“Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!”
2. Чистописание
Напоминаются гигиенические навыки при письме. Повторяем изученное правило.
– жи жилет жи
– ши шинель ши
Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.
3. Постановка цели урока
– Сегодня мы еще раз побываем на осенней поляне. Ну, конечно, не на настоящей, а сказочной. Вам придется вспомнить, что мы проходили на внеклассном чтении и на ознакомлении. А в первую очередь вспомнить правило по русскому языку и уметь его применять.
– Какое время года сейчас?
– По каким приметам вы это узнали?
Дети коротко отвечают на вопросы.
4. Словарная работа
– В первом задании нам поможет осеннее дерево.
“Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей”.
На доске:
М...сква, вдру…, яг…да, л…сица, в…р…бей.
– Вставить пропущенные буквы, листочки снять с
дерева и поставить на место точек.
– Со словом воробей устно составить
предложение.
5. Выборочное списывание
– Отгадай загадки. В отгадках найди сочетания жи, ши.
- Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
- Ходят с края на край, режут черный каравай. (Ножи)
- В щели глядятся, вылезти боятся. (Мыши)
- Две курносые подружки не отстанут друг от дружки, обе по снегу бегут, обе по снегу бегут, обе песенки поют. (Лыжи)
- Белые горошки на зелёных ножках. (Ландыши)
Дети записывают в тетрадь отгадки, выделяя жи-ши.
6. Физкультминутка
А на поляне встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
– Какое правило повторяли? Что показалось необычным в стихотворении? (Ерши – рыбы)
Дети еще раз проговаривают правило написания сочетаний.
7. Работа с учебником
Упражнение 62, задание читать вслух. Выполнять самостоятельно.
8. Работа по карточкам
“Осыпался с березы лист, и как ковер, устлал
дорогу…”
– Взять листья с доски выполнить задания.
Вставить пропущенные сочетания “жи-ши”.
Пру…на, ти…на, сне…ка, ма…на.
Свои листочки прикрепить на доску.
9. Подведение итога урока
– С каким правилом работали весь урок?
– Все сделали правильно. К нам пришла осень (открыть
картинку).
– Какими дарами осень нас одаривает?
(Показать корзинку и отдать детям яблочки.)
10. Домашнее задание
Упражнение 61.
11. Итог урока
Учитель читает отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова “Славная осень”.
“Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть, ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер”.