Интегрированный урок русский язык + внеклассное чтение + ознакомление с окружающим миром по теме "Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи-ши.
  • Отрабатывать умения находить слова в предложении.
  • Записывать под диктовку слова с сочетаниями жи-ши.
  • Расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать речь, мышление.
  • Воспитывать внимательность, самостоятельность, любовь к поэзии, к родному краю.

Оборудование:

  • Листики берез с буквами.
  • Листы осенние.
  • Демонстрационная карточка “жи-ши”.
  • Учебник: Русский язык Т.Г.Рамзаева М.П. 2001г.
  • Корзинка с яблочками.

Ход урока

1. Организационный момент

На доске нарисовано дерево и облака.

Знакомство с гостями.
Правильная посадка за партами.

Учитель:

“Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!”

2. Чистописание

Напоминаются гигиенические навыки при письме. Повторяем изученное правило.

– жи жилет жи
– ши шинель ши

Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.

3. Постановка цели урока

– Сегодня мы еще раз побываем на осенней поляне. Ну, конечно, не на настоящей, а сказочной. Вам придется вспомнить, что мы проходили на внеклассном чтении и на ознакомлении. А в первую очередь вспомнить правило по русскому языку и уметь его применять.

– Какое время года сейчас?
– По каким приметам вы это узнали?

Дети коротко отвечают на вопросы.

4. Словарная работа

– В первом задании нам поможет осеннее дерево.

“Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей”.

На доске:
М...сква, вдру…, яг…да, л…сица, в…р…бей.

– Вставить пропущенные буквы, листочки снять с дерева и поставить на место точек.
– Со словом воробей устно составить предложение.

5. Выборочное списывание

– Отгадай загадки. В отгадках найди сочетания жи, ши.

  • Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
  • Ходят с края на край, режут черный каравай. (Ножи)
  • В щели глядятся, вылезти боятся. (Мыши)
  • Две курносые подружки не отстанут друг от дружки, обе по снегу бегут, обе по снегу бегут, обе песенки поют. (Лыжи)
  • Белые горошки на зелёных ножках. (Ландыши)

Дети записывают в тетрадь отгадки, выделяя жи-ши.

6. Физкультминутка

А на поляне встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.

– Какое правило повторяли? Что показалось необычным в стихотворении? (Ерши – рыбы)

Дети еще раз проговаривают правило написания сочетаний.

7. Работа с учебником

Упражнение 62, задание читать вслух. Выполнять самостоятельно.

8. Работа по карточкам

“Осыпался с березы лист, и как ковер, устлал дорогу…”
– Взять листья с доски выполнить задания. Вставить пропущенные сочетания “жи-ши”.

Пру…на, ти…на, сне…ка, ма…на.

Свои листочки прикрепить на доску.

9. Подведение итога урока

– С каким правилом работали весь урок?
– Все сделали правильно. К нам пришла осень (открыть картинку).
– Какими дарами осень нас одаривает?

(Показать корзинку и отдать детям яблочки.)

10. Домашнее задание

Упражнение 61.

11. Итог урока

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова “Славная осень”.

“Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть, ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер”.