Цели: формирование фонематических процессов
Задачи:
- закреплять звук [С] в словах, находить его место в слове, дифференцировать пройденные звуки в словах паронимах, продолжать работать над слоговой структурой слова, составлять предложения со словами.
- развивать фонематические процессы, мышление, тонкую моторику, просодическую сторону речи, навыки звукового анализа и синтеза,
- воспитывать культуру общения и умение работать в коллективе, создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.
Оборудование:
- письмо,
- карта,
- “волшебная палочка”,
- снежинки,
- фломастеры чёрные,
- карточки,
- пособие “Волшебные часы”,
- пособие “Слоговой поезд”,
- ёлочка,
- магнитофон,
- шкатулка,
- пригласительные билеты.
Предварительная работа:
- разучивание массажного упражнения,
- повторение чистоговорки,
- разучивание динамической паузы,
- написание письма сказочному герою.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед: Посмотрите к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки.
2. Введение в тему.
Логопед: Ребята скажите, а какой у вас завтра праздник?
Дети: Новый год.
Логопед: А кто к вам придёт на Новый год?
Дети: Дед мороз и снегурочка.
Логопед: Ой, посмотрите, что-то у нас ёлочка загрустила, не сверкают её разноцветные иголочки, не горят шарики, фонарики. Как же мы будем Новый год встречать? А ведь приедет Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой. (Стук в дверь, входит почтальон Печкин).
3. Основная часть.
Почтальон Печкин.
Я почтальон веселый,
Я всегда спешу.
Открытки, телеграммы, посылки разношу.
А вам я вот принес письмо.
(Отдает конверт, в нем: письмо, картинка снегурочки, карта и волшебная палочка).
Почтальон Печкин:
А мне пора дальше в путь. До свидания!
Дети:
До свидания!
Логопед:
От кого может быть письмо? Давайте откроем?
(Дети открывают конверт, смотрят, что в нём).
Дети:
Снегурочка, письмо, карта, волшебная палочка.
Логопед:
Значит письмо от кого ребята?
Дети:
От снегурочки.
Логопед:
Можно я его прочитаю?
Дети:
(Соглашаются с логопедом).
Логопед:
Дорогие дети! Узнала от своего друга Ветра, что Звукоедики пытаются помешать вашему празднику, они заколдовали вашу ёлочку, и чтобы её расколдовать вы должны выполнить правильно все задания, а поможет вам в этом карта и волшебная палочка. Снегурочка.
Логопед:
Ребята что мы должны значит сделать?
Дети:
Выполнить все задания по карте, и освободить ёлочку от волшебных чар Звукоедиков, вернуть ёлочку к нам на праздник.
Логопед:
Ну, что мы справимся с заданием?
Дети:
Да!
Логопед:
А вы не боитесь?
Дети:
Нет! Мы же смелые и умелые.
4. Массаж лицевых мышц.
Логопед:
Давайте попросим силы у нашего солнышка, чтобы оно нас согревало и оберегало в пути.
Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи.
Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой
Поделись своею силою! левой ладони и наоборот)
Просыпайтесь лучики (поочередное поглаживание пальчиков)
Согревайтесь, рученьки.
Солнышко проснулось, (поглаживающие движения от середины
Лобика коснулось, лба к верхней части ушей)
Лучиками провело
И погладило.
Солнышко проснулось, (поглаживание от носа к средней части
К щёчкам прикоснулось, ушей)
Лучиками провело
И погладило.
Солнце личико согрело (поглаживание от середины подбородка
Потеплело, потеплело. к нижней части ушей)
Наши рученьки потянулись (потянулись руками вверх
Наши губки улыбнулись. улыбнулись)
Логопед: Ну, что силы прибавились?
Дети: Да!
Логопед: А, чтобы отправиться в путешествие, нам надо выбрать хранителя волшебной карты, чтобы он берёг и охранял её. Выбрать вам его поможет волшебная палочка.
Развитие навыков коммуникативности с помощью социо-игровых приёмов.
Логопед: Встаньте в круг. Палочку будете передавать по кругу под музыку, когда музыка остановиться, у кого окажется в руках палочка тот и будет хранителем карты. Давайте договоримся, в какую сторону мы будем передавать палочку. (Дети договариваются в какую сторону будут передавать палочку и выбирают хранителя карты).
Логопед: Хранитель карты посмотри по карте, первую станцию нашего назначения. (дети читают)
Дети: Первая станция: “Снежинкино”.
Логопед: Найдите пару с помощью глаз и по хлопку подойдите друг к другу. Возьмите снежинки из коробочки и пройдите за столы парами. Звукоедики отгрызли первый звук в словах. Вы должны восстановить звук и вписать его в слово. Узнать место звука в слове. Проверку задания выполняйте друг у друга. (дети выполняют задание, проверяют выполнение задания друг у друга)
Логопед: Какие же слова у нас получились? Кого я коснусь волшебной палочкой, тот и назовёт своё слово, и звук который он нашёл. (проверили задание)
Логопед: А теперь составь предложения с получившимися словами в парах, чтобы два слова находились в одном предложении. Не забывайте красивые слова. (дети выполняют задания)
Логопед: Молодцы и умницы! Повесьте снежинки себе на шею, они нам ещё пригодятся.
Логопед: Мы можем отправляться дальше. Где у нас хранитель карты? Какая следующая станция?
Учить различать звуки. Слова-паронимы. Деление на группы с помощью снежинок.
Дети: Следующая станция: “Волшебные часы”
Логопед: Посмотрите на свои снежинки, они разного цвета, разделитесь на две команды по цвету снежинок. (дети делятся на две команды)
Логопед: Каждая команда возьмите карточки из коробочки. Одна команда выбирает слово, отмечая его стрелочкой на наших часах, вторая команда выбирает рифмовочку к этому слову, закрепляя второй стрелочкой. Затем задание у команд меняется. С заданием вы справились, все карточки поставили по местам.
Логопед: Хранитель карты посмотрите, какая следующая станция.
Дети: Следующая станция “Слововоз”
Динамическая пауза:
Логопед: -Хотите на сказочном поезде доехать до следующей станции, встаём друг за другом (идут по кругу, изображая поезд). А чтобы по дороге не было скучно повторяйте слова:
Поезд едет скрежеща – Ж-Ч-ЩА, Ж-Ч-ЩА,
Так работает мотор – Р-Р-Р.
Вот я выгляну в окно – О-О-О.
Ветер обдувает нос – С-С-С.
На леса спустилась ночь – Ч-Ч-Ч.
Логопед: Ребята! Слова из вагонов вышли на перрон, и Звукоежки все их перемешали, слова не знают, в какой же поезд им вернуться. Вам нужно взять картинку, посчитать, сколько слогов в слове, отхлопать, оттопать и разместить в поезд по количеству слогов в слове. А теперь, возьмите, пожалуйста, картинку, присядьте на коврик кружком, подумайте над заданием. Все подумали?
Дети: (ответы детей)
Логопед: В какую сторону будем передавать палочку? (Дети выбирают сторону, в какую будут передавать палочку)
Логопед: У кого в руках окажется палочка, тот будет выполнять задание. (дети выполняют задание)
Логопед: Молодцы все справились с заданием!
Логопед: Ребята, вы устали? Замёрзли? Давайте немного отдохнём, погреемся. Я приглашаю вас на игру “Давайте поздороваемся”.
Дети: (соглашаются)
Физминутка.
Логопед:
Ребята по группе можно двигаться в разном направлении (хаотично), здороваться со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками. (Во время игры
запрещено разговаривать).
Логопед: Ну, что отдохнули? Можем отправляться дальше?
Дети: (ответы детей)
Логопед: Хранить карты, какая следующая станция?
Дети: Следующая станция: “Ёлочка”.
Логопед: Давайте нарядим нашу ёлочку нашими снежинками, и проверим, правильно ли мы выполнили все задания? Скажем заклинание.
Дети:
У ёлки иголки колки.
Мы любим нашу ёлку. (дети повторяю 3 раза скороговорку, ёлочка включается, начинает крутиться вокруг себя)
Логопед: Молодцы и умницы! Вы правильно выполнили все задания и расколдовали нашу ёлочку, победило зло, восторжествовало добро.
Логопед: Ребята, посмотрите, какой – то конверт висит на нашей ёлочке.
Дети: (снимают конверт с ёлочки)
Логопед: Это задание от нашей ёлочки
Анализ эмпатия.!
– Выберите кружочек, который соответствует тому настроению, которое было у вас во время занятия:
- Желтый. Если вам было комфортно, удобно, весело и уютно
- Красный. Если: вам сначала было неуютно, некомфортно, а затем стало весело, радостно,
- Синий. Если во время занятия у вас был страх и вы чувствовали себя неудобно.
Логопед: Судя по количеству желтых и красных кружочков у вас было хорошее и весёлое настроение. Скажите, что больше всего вам запомнилось на занятии.
Дети: (ответы детей)
Логопед: Ребята что – то ещё лежит под ёлочкой? (достаёт шкатулку, в неё, пригласительные на праздник, дети берут себе пригласительный билет).
Логопед: В шкатулочке ещё есть пригласительные билеты. Давайте наших гостей, пригласим к вам на утренник?
Дети: (ответы детей, дети раздают пригласительные гостям).
Итог занятия:
Логопед: Вот и подошло к концу путешествие. Спасибо вам! До свидания!