Цели урока:
- дидактическая – познать характерные черты богов древних египтян;
- психологическая – сформировать представления о богах Египта;
- воспитательная – сформировать интереса к истории Древнего мира
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня мы будем работать по группам. Для этого сформируем три группы. В каждой группе выберите капитана и человека, отвечающего за заполнение “Путеводного листа”.(приложение №1).Если группа готова дать ответ-капитан поднятием руки информирует учителя и назначает человека, который ответит на заданный вопрос. Если дан полный, развернутый ответ, то группа получает красный жетон. Если ответ не аргументирован, не в полном объеме пояснена точка зрения– желтый жетон, если неверный ответ– белый жетон. В конце урока каждый оценивает свою работу, выставив оценку и после подсчета жетонов– вторая оценка
II. Ориентировачно– мотивационный этап.
1. 3 группа – работает с определениями(1 экземпляр помещается на доске,2-на парте)группа совместными усилиями, без помощи учебника и тетради заполняет).
(Приложение №2).
2 группа – работа с контурными картами( на столе в конверте лежит разрезанный фрагмент карты. Группа совместными усилиями собирает и называет что обозначает выделенный красным цветом объект. Необходимо объяснить что за выделенный объект и показать данный объект на карте у доски, кроме этого занести результат в “Путевые листы”.)
(Приложение 1.1)
1 группа – работает с учителем, отвечая на вопросы:
– Что такое Египет?
– Показать на карте у доски.
– Назовите столицу Египта.
– Показать на карте у доски.
– Назовите государства, расположенные по
соседству с Египтом.
– Показать на карте у доски.
По мере готовности проверяется работа 3 и 2 группы.
2.Вашему вниманию предлагаются рисунки с различными изображениями, они размещены на парте каждой группы в конверте.
– Найдите, относящиеся к древнему Египту.
– К какому понятию относятся данные выражения?( Религия)
– Зафиксируйте тему сегодняшнего урока ответственные за заполнение в “Путевые листы”, а остальные члены групп в рабочие тетради.
3. Мы познакомились с Богами Древнего Египта. Вспомним их имена и занятия, которым они покровительствовали.
– Назовите главного Бога, по мнению египтян.
– Найдите изображение на столе в конверте. Капитан показывает изображение. (Учитель размещает изображение бога Амон Ра на доске)(приложение 3.1)
– Сейчас прослушаем сообщение об этом Боге.
– Очень почитали бога Нила. (Учитель размечает изображение на доске, дети на парте).(приложение 3.2)
– Почитаемым был бог Осирис. Найдите и покажите изображение данного бога.
– Что вы о нем знаете?
– Разместите изображение, копируя размещение, данное на доске. (Приложение 3.3)
– Очень почитали египтяне младшего брата Осириса-бога пустыни.
– Назовите его имя.
– Не забывайте о правилах работы в группе: Капитан группы поднимает руку и назначает человека, который ответит на поставленный вопрос. Помните о полном, аргументированном ответе и о жетонах, которые ваша группа может заработать.
– Разместите изображение бога Сета. (Приложение 3.4)
– Кто изображен на данном рисунке? (учитель демонстрирует изображение фараона) (приложение 3.5)
– Почему вы сделали данный вывод?
4.Вашему вниманию в “Путевых листах” предлагается историческая задача. (Приложение 1.4) Ознакомьтесь с ее условием.(Фараона называли сыном неба. Его прославляли “О, солнце, видящий своими лучами” Большой честью считалось, если фараон разрешит поцеловать свою сандалю. – Какая связь существовала между религией и государством? – Куда поместим портрет фараона в схеме?)
– Какая связь существовала между религией и государственной властью?
– Ответственные каждой группы запишите вывод в “Путевые листы”, а все остальные – в рабочую тетрадь. (Между религией и государственной властью существовала тесная связь. Фараон считался египтянами богом на земле.)
– Куда разместим изображение фараона?
– Почему?
– Перед вами в “Путевых листах под номером 5 находится задание. (Приложение 1.5). Каждая команда в течении 3минут выполняет его. Полученные результаты фиксирует ответственный за заполнение. По истечение данного времени, каждая группа сдает “Путевой лист” и сдает учителю.
III. Рефлексивно-оценочный этап
– Оцените свою работу (каждый учащийся себе выставляет оценку за работу)
– Что понравилось?
– Что узнали нового?
– Спланируйте совместными усилиями и запишите план работы по ликвидации пробелов по данной теме.