Использование дидактического материала на уроках русского языка по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Практика многих лет работы выявила необходимость в подборе и систематизации дидактических материалов с учетом специфики изучаемого материала. По поводу причастия у лингвистов до сих пор нет единого мнения. Некоторые лингвисты выделяют причастие в отдельную часть речи, другие предлагают считать причастие гибридно-глагольной формой. Сложность усвоения знаний о причастии ещё и в том, что употребление причастий свойственно в основном литературной речи.

Кроме того, традиционная форма хранения дидактических материалов в форме выполненных на бумаге карточек и плакатов в настоящее время начинает устаревать, так как не позволяет мобильно использовать их в компьютерных технологиях. Целесообразно в данном случае хранить дидактический материал на цифровых носителях, так как это открывает новые возможности использования их на уроках.

Цель данной работы – систематизировать материал по теме “Причастие” и показать систему работы с ним на уроках русского языка.

Для этого необходимо было решить ряд задач:

  1. Рассмотреть виды дидактических материалов и определить принцип их систематизации;
  2. Подобрать, изучить и систематизировать дидактический материал с учетом выбранного принципа;
  3. Показать методику применения подобранного дидактического материала на уроках русского языка и выявить его результативность.

Представленный в данной работе ДМ систематизирован мною по принципу его участия в учебном процессе. С учетом этого положения выделены следующие разделы ДМ:

1. Таблицы, схемы, опорные конспекты, алгоритмы (средства наглядности);

2. Карточки с упражнениями, заданиями различного характера.

3. Игры.

4. Тесты для диагностики знаний, умений и навыков.

Таблицы, схемы, опорные конспекты, алгоритмы (Т,С,ОК,А)

Т,С,ОК появляются на уроках в форме плаката при изучении нового материала для фронтальной работы при объяснительно-иллюстративном и лекционном методе обучения, а также как самостоятельное моделирование в процессе овладения материалом. В дальнейшем они или дублируются учащимися в специально заведенных для этого случая тетрадках-справочниках или раздаются учителем на уроках как карточки-подсказки.

Приемы работы с Т,С,ОК могут быть различны При моделировании Т,С,ОК я часто использую эвристическую беседу, затем – составление полного развернутого ответа по теме урока, задания типа “Восстанови запись” (когда какие-либо компоненты Т,С,ОК заменяются многоточием), или “Исправь ошибку” (когда в таблицу или схему изначально внесены ошибочные сведения), подбор примеров к положениям Т,С,ОК. В дальнейшем данный вид ДМ рекомендую детям при монологическом ответе у доски по определенной теме. Моделирование таблицы может происходить не на одном уроке, а поэтапно на нескольких уроках. Например, схема “Суффиксы причастий” дополняется материалом на последующих уроках и трансформируется в таблицу “Разряды причастий”, а далее – в “Правописание суффиксов причастий” (см. приложение 1).

Раздел “Карточки с упражнениями, заданиями различного характера” Карточки также использую в начале следующих уроков в качестве фронтальных, групповых, индивидуальных заданий для повторения пройденного материала. Встречаются Карточки с большим числом заданий. Это не означает, что все они должны быть выполнены одним учеником, так появляется возможность выбора, создаются условия для организации работы в группах, парами. Карточки необходимо растиражировать так, чтобы хватило на каждую парту (для работы в парах) или в нескольких экземплярах (для групповой и индивидуальной работы).

Решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Предложенные Карточки подобраны по уровням сложности. Дифференцированную работу можно использовать на следующих этапах урока: повторение ранее изученного материала, закрепление, иногда – при изучении нового материала. Домашнее задание тоже может быть дифференцированного характера.

В предложенном материале для учащихся I группы могут быть предложены задания № 1,7,14,26,27,28; для учащихся II группы - № 2,3,6 (без слов для справок), 7,10,11(2),14,21(2),25; для учащихся III группы - № 4,5,6,8,9,11(1),13,15,16,17,18,19,20,21(1),23,24 (см. приложение 2).

Игры могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Кроме того, игры – хорошее средство психологической разгрузки на уроке. Их можно использовать в качестве грамматической физминутки (например, игры № 1,10; см. приложение 3) или вместо обычных домашних заданий (например, игры № 2,3,7,11,13,14,15; см. приложение 3).

Тесты для диагностики ЗУН предлагаются или в конце урока, или в начале следующего (после повторения изученного или после проверки домашнего задания) в зависимости от степени подготовленности класса и сложности изучаемого материала. Причем тесты к теме подбираю в двух вариантах: сложном и простом, - чтобы была возможность дифференцированной проверки ЗУН (см. приложение 4). Тесты обычно тиражируются с учетом количества учащихся класса или оформляются в компьютерном варианте в программе Qtest или HYPERtest.

Применение ДМ на уроке дает положительные результаты:

  • Повышается интерес к изучению русского языка. Согласно данным анкеты, проведенной после применения данного ДМ
  • За счет дифференциации заданий появляется возможность обучить каждого учащегося в зависимости от его способностей;
  • Повышается успеваемость.
  • Данная форма оформления позволяет компактно хранить ДМ и эффективно его использовать. По данной теме созданы презентации “Понятие о причастии” и “Действительные и страдательные причастия”.

Работу по систематизации ДМ по теме “Причастие” предполагается продолжить и дополнить его материалами по образованию и правописанию причастий. Такую же работу можно провести и по другим темам изучения русского языка в школе. Дидактический материал систематизирован и обработан с опорой на следующие издания:

  1. Арисий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся./ Под ред. Л.П.Крысина. – М., Просвещение, 1995.
  2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989.
  3. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений: в 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык 6 кл.”/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М.Разумовской. – 2-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2002.

Список сокращений

ИКТ – информационно-коипьютерные технологии.

ДМ – дидактический материал.

Т,С,ОК – таблицы, схемы, опорные конспекты.

Приложение 5 (Урок в 7-м классе по программе В.В.Бабайцевой)

Презентации 1 (Причастие, как особая форма глагола)

Презентации 2 (Действительные и страдательные причастия)