Урок географии в 9-м классе по теме "Население Башкортостана"

Разделы: География


Цели:

  1. Закрепить и проверить знания учащихся по теме: «Население РБ»
  2. Отработать умения обобщать и систематизировать знания по данной теме.
  3. Совершенствовать умения проводить анализ таблиц, графиков, диаграмм, навыков работы с тематическими картами.
  4. Нарабатывать умения решать задачи по определению естественного движения населения.
  5. Учить ребят применять знания в новой ситуации, делать выводы, предложения, на основе полученной информации.
  6. Продолжить формировать умения работать с компьютером, с ресурсами Интернет.
  7. Воспитывать усердие, старание при работе с ПК. Отработка приемов самостоятель ной деятельности  учащихся.
  8. Формировать у учащихся толерантного отношения к разным народам республики.

Тип урока: Урок- практикум. Урок закрепления знаний и умений по теме « Население
Башкортостана» на основе решения практических задач.
Накануне урока учащимся дается задание:

  1. повторить понятия и термины по теме;
  2. повторить основные вопросы по теме;
  3. потренироваться решать задачи по определению показателей естественного движения населения;
  4. провести социологические исследование по количеству детей в семье в ряде поколений;
  5. сформировать группы.

Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная работа;
коллективная работа;
работа в группах.

Оборудование: Карты: « Политико-административная карта РБ», « Народы России»,
учебник Хисматова М.Ф « География Башкортостана»;
персональные компьютеры, подключенные к Интернет;
раздаточный материал для учащихся: статистические данные,
половозрастные пирамиды.
 
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка практических задач, для решения в группах.
Анализ выполненных заданий.
Формулировка выводов.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание

1. Организационный момент.
Здравствуйте! Ребята, на двух предыдущих уроках мы с вами прослушали лекции по теме  « Население Башкортостана».  Сегодня  у нас  урок- практикум, в ходе которого мы закрепим знания и умения по  данной теме.  Работать  будем  в двух группах. Группа А -  будет вести практические расчеты по населению республики, а  группа Б – расчеты по нашему населенному пункту – д. Чуртан. Нам необходимо проанализировать сходства и различия  в ходе демографических процессов республики и  нашей деревни и сделать соответствующие  выводы.

2. Актуализация знаний .

У: Разместите на доске в правильной  последовательности таблички с понятиями « природа». « хозяйство», « население». Объясните предложенную вами последовательность.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением  на уроках географии необходимо.

 Задание1.
У: Прежде чем приступить к практическим расчетам повторим основные понятия по теме:
Предлагаю вам игру « Я знаю»… что такое…

Группа «А»
Демография
Естественный прирост
Миграция
Трудовые ресурсы
Патриотизм
  Группа «Б»
* Нация
* Демографический взрыв
* Толерантность
* Урбанизация
* Агломерация

( если кто затрудняется, можете пользоваться словарями  экономических терминов)

3. Постановка проблем, для решения в группах. Коллективный поиск решения .

Группа « А»

  • Проведите анализ динамики численности населения  Башкортостана за последние  10 лет по статистическим материалам .

( см. приложение1)
Используя программу постройте график динамики численности населения Башкортостана.
Сделай  вывод.

* Проанализировать динамику уровня рождаемости, смертности и ЕП Башкортостана по данным комитета гос. статистики РБ
( см. приложение 2)
Используя программу ЕХСЕL постройте график динамики рождаемости , смертности и ЕП для Башкортостана.

Сделайте выводы.
- Сокращение рождаемости происходило под воздействием более широкого участия  женщин в производстве;
- рост урбанизации;
- повышение возраста вступления в брак;
- ориентация семей на  малодетность;
- Повышение смертности связано с ухудшением экологической обстановки;
- Экономические трудности;
-

Группа « Б»
* Проведите анализ  динамики численности населения д. Чуртан за последние 10 лет. (см. приложение 1)
Используя программу ЕХСЕL  постройте  график  « Динамика  численности населения д. Чуртан»
Сделайте вывод. Сравните с результатами по РБ

*Проанализировать динамику  уровня рождаемости смертности и естественного прироста д. Чуртан по данным  таблицы  ( см приложение 2)
Используя программу ЕХСЕL  постройте график  динамики  рождаемости , смертности и естественного прироста  населения д. Чуртан
Сделайте выводы .
Сравните с процессами  естественного движения населения в РБ
- Этот процесс находит подтверждение в нашем селе. ЕП  до 2008 года был отрицательным.  В школе за последние 5 лет число учеников сократилась на 50 человек.

Задание   « Домашнее»

Группа « А»
* Приведите  социологическое исследование  в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у бабушки, прабабушки.  Постройте график, проанализируйте его и сделайте выводы.  Выявите причины изменения количества детей в семьях.

 Учащиеся представляют  свои графики и делают выводы.
- Количество детей по сравнению с прошлым  сократилось.
-Причинами этого процесса явилось:
а) смена сельского образа жизни на городской
б) более высокий уровень образования;
в) повышение требований к условиям жизни;
г) ускорение темпов жизни;
д) экономическая нестабильность

Группа « Б»
*Нужно было изучить , сколько детей в семьях ваших родных , соседей , знакомых в д. Чуртан 10 семей. 5 образованных до 1992г, а5 семей после 1992 года.
На основании данных построить столбчатые диаграммы.
Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:
- будет ли сокращаться население деревни при таком количестве детей в семьях?
- изменился ли тип воспроизводства населения на уровни семьи?
Вывод:
- Население деревни сокращается, т.к после 1992 года в семьях по 1 или2 ребенка.
- Тип воспроизводства сменился от расширенного к суженному

Задание   « Пирамида»

Учитель: Как вы объясните  слова: « Демографическая пирамида- это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем»?

Группа «А»
*Сделайте анализ повозрастной структуры населения РБ. ( см. рис 16  стр.81 учебника)
- Какого возраста людей в РБ больше всего?
-Кого рождается больше?
( на 100 мальчиков приходится 95 девочек)
- Кого больше в пожилом возрасте?
Выводы: За счет снижения рождаемости в РБ  произошло сокращение удельного веса детей.  Но вырос удельный вес  возрастной группы 60 лет и старше.  В составе мужского населения удельный вес тех, кому 60 и более лет, намного ниже, чем у женщин.

Группа « Б»
*Проведите анализ половозрастной пирамиды д. Чуртан. (см. схему в работе « Население д. Чуртан)

Сделайте выводы.
Сравните с данными по РБ.

Задание « Миграции»

Учитель: Башкортостан расположен между хорошо освоенной  европейской частью, и недавно начатой осваиваться азиатской. Поэтому миграция имела и имеет важное  значение в формировании населения.

Группа « А»
*Какова история миграционных потоков в РБ?
Почему Башкортостан притягивает миграционный поток?
- На контурную карту РБ нанесите стрелками основные потоки мигрантов. Укажите из каких регионов России.

Группа « Б»
* Перечислите семьи приехавшие в д. Чуртан после1991 года. Что явилось причиной их переезда? (опережающее задание )

- Почему д.Чуртан притягивает мигрантов?
Выводы:
- есть работа;
-доброжелательное отношение к людям;
-Поддержка со стороны руководства СПКК« Авангард»;
-предоставления жилья .

Задание « Демографические задачки»

Группа « А»

* Определить численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 000 чел.. За год в стране родилось 112 000 человек, а смертность составила 9,1 промилле.

Группа « Б»

*Численность населения района24 700 чел.
Естественная убыль  -152 чел.
Смертность 438 чел.
Определить сколько детей рождается в районе ежедневно.
Решение:
ЕУ=С ( Смертность) – Р ( Рождаемость)
-152= 438-Р
Р= 438-152 =286 чел
286чел:365 дней в году = 0,7

 

Задание « Занятость населения»

Группа « А»
*Проанализировать структуру занятости населения  по отраслям экономики( см. рис 18 стр. 86 учебника)
Сделайте вывод
- В связи с кризисными процессами наблюдаются тенденции сокращения доли занятых в ряде отраслей. В каких сферах люди могут найти работу.
- Как в республике решается проблема трудоустройства населения, его профессиональная ориентации в переподготовке кадров

Группа»Б»
*Какая ситуация сложилась на рынке труда в д. Чуртан.
- Где находят работу механизаторы в зимнее время .
- Что вы можете предложить, для решения вопроса занятости населения.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие выводы можно сделать подводя итог нашему уроку?
Что нового для себя узнали и чему новому научились?
Важна ли эта тема лично для вас, для страны?
Прошу вас закончить фразы

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • я смог…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Учитель:

Домашнее задание:   На основе ваших знаний напишите сочинение-размышление
«Семья будущего».
Выполнить задания в рабочей тетради по географии Башкортостана, стр. 25.