Цели:
- Закрепить и проверить знания учащихся по теме: «Население РБ»
- Отработать умения обобщать и систематизировать знания по данной теме.
- Совершенствовать умения проводить анализ таблиц, графиков, диаграмм, навыков работы с тематическими картами.
- Нарабатывать умения решать задачи по определению естественного движения населения.
- Учить ребят применять знания в новой ситуации, делать выводы, предложения, на основе полученной информации.
- Продолжить формировать умения работать с компьютером, с ресурсами Интернет.
- Воспитывать усердие, старание при работе с ПК. Отработка приемов самостоятель ной деятельности учащихся.
- Формировать у учащихся толерантного отношения к разным народам республики.
Тип урока: Урок- практикум. Урок закрепления знаний и умений по теме « Население
Башкортостана» на основе решения практических задач.
Накануне урока учащимся дается задание:
- повторить понятия и термины по теме;
- повторить основные вопросы по теме;
- потренироваться решать задачи по определению показателей естественного движения населения;
- провести социологические исследование по количеству детей в семье в ряде поколений;
- сформировать группы.
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная работа;
коллективная работа;
работа в группах.
Оборудование: Карты: « Политико-административная карта РБ», « Народы России»,
учебник Хисматова М.Ф « География Башкортостана»;
персональные компьютеры, подключенные к Интернет;
раздаточный материал для учащихся: статистические данные,
половозрастные пирамиды.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка практических задач, для решения в группах.
Анализ выполненных заданий.
Формулировка выводов.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Ребята, на двух предыдущих уроках мы с вами прослушали лекции по теме « Население Башкортостана». Сегодня у нас урок- практикум, в ходе которого мы закрепим знания и умения по данной теме. Работать будем в двух группах. Группа А - будет вести практические расчеты по населению республики, а группа Б – расчеты по нашему населенному пункту – д. Чуртан. Нам необходимо проанализировать сходства и различия в ходе демографических процессов республики и нашей деревни и сделать соответствующие выводы.
2. Актуализация знаний .
У: Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями « природа». « хозяйство», « население». Объясните предложенную вами последовательность.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках географии необходимо.
Задание1.
У: Прежде чем приступить к практическим расчетам повторим основные понятия по теме:
Предлагаю вам игру « Я знаю»… что такое…
Группа «А» Демография Естественный прирост Миграция Трудовые ресурсы Патриотизм |
Группа «Б» * Нация * Демографический взрыв * Толерантность * Урбанизация * Агломерация |
( если кто затрудняется, можете пользоваться словарями экономических терминов)
3. Постановка проблем, для решения в группах. Коллективный поиск решения .
Группа « А»
( см. приложение1) * Проанализировать динамику уровня рождаемости, смертности и ЕП Башкортостана по данным комитета гос. статистики РБ Сделайте выводы. |
Группа « Б» *Проанализировать динамику уровня рождаемости смертности и естественного прироста д. Чуртан по данным таблицы ( см приложение 2) |
Задание « Домашнее»
Группа « А» Учащиеся представляют свои графики и делают выводы. |
Группа « Б» |
Задание « Пирамида»
Учитель: Как вы объясните слова: « Демографическая пирамида- это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем»?
Группа «А» |
Группа « Б» Сделайте выводы. |
Задание « Миграции»
Учитель: Башкортостан расположен между хорошо освоенной европейской частью, и недавно начатой осваиваться азиатской. Поэтому миграция имела и имеет важное значение в формировании населения.
Группа « А» |
Группа « Б» - Почему д.Чуртан притягивает мигрантов? |
Задание « Демографические задачки»
Группа « А» * Определить численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 000 чел.. За год в стране родилось 112 000 человек, а смертность составила 9,1 промилле. |
Группа « Б» *Численность населения района24 700 чел.
|
Задание « Занятость населения»
Группа « А» |
Группа»Б» |
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какие выводы можно сделать подводя итог нашему уроку?
Что нового для себя узнали и чему новому научились?
Важна ли эта тема лично для вас, для страны?
Прошу вас закончить фразы
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- я смог…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Учитель:
Домашнее задание: На основе ваших знаний напишите сочинение-размышление
«Семья будущего».
Выполнить задания в рабочей тетради по географии Башкортостана, стр. 25.