Цели урока:
образовательный аспект:
- закрепление знаний элементов письма;
- совершенствование навыков безотрывного письма;
развивающий аспект:
- развитие сенсорной и двигательной сферы (ориентировка в пространстве, соразмерность движений);
- развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, конструкции предложения);
- развитие мышления (обучение сравнению, анализу, систематизации, классификации);
воспитывающий аспект:
- формирование гуманных отношений, доброты, дисциплинированности;
- воспитание аккуратности, требовательности к себе;
- воспитание патриотизма, гордости за Родину.
Оборудование урока:
1) типовые наглядные пособия:
- плакат-памятка по организации процесса письма,
- алфавит;
2) дидактический материал, изготовленный непосредственно для урока:
- учебные заготовки тетрадной страницы;
- лекала с трафаретным образцом;
- калька;
- набор букв;
- карточки с элементами букв.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент: - настрой на учебную деятельность посредством коллективного проговаривания стихотворения - опора на плакат-памятку по организации письма |
Стихотворение: Я тетрадь свою
открою |
Сообщение плана урока классу: Сегодня на уроке мы будем тренироваться в написании букв и их соединений, составлять предложения, поиграем, а ещё узнаем интересное об истории нашего города |
|
Актуализация опорных знаний: - работа с набором букв : г, д, е, ё, ж - стихотворение:
- фронтальная работа (с опорой на набор букв и алфавит) (Рисунок 1) |
Вопросы классу: - Найдите пять соседок? - На какие две группы можно разбить эти буквы? Гласные и согласные. - Назовите буквы обозначающие согласные буквы. Г, д, ж - Назовите буквы обозначающие гласные звуки. Е, ё. - Давайте поставим буквы в алфавитном порядке. - Наши буквы чем-то встревожены. Они задают все время один и тот же вопрос. Не знаете какой? Знаем, если все буквы прочитать вместе, то получится предложение: “Где ёж?” |
Сообщение задач урока классу:
(Рисунок 2) Сегодня к нам на урок пришел “волшебный ежик”. Для того, чтобы научить нас быстро, красиво и грамотно писать, он будет помогать нам на протяжении всего урока:
|
|
Отработка ЗУН: - сопутствующее повторение: нахождение и обведение элементов букв, проблемно-поисковое задание на нахождение различных элементов; - организация контроля. Поменяйтесь листочками, проверьте, как ваш сосед обвел элементы, подчеркните элементы, которые вам понравилис: - отработка написания соединений в буквосочетаниях “Гд”, “ёж”, “жи”, “же”; - применение соединений при написании предложения; - сопутствующее повторение орфографии при оформлении предложений; - творческое задание по развитию речи; - сопутствующее повторение орфограммы с непроверяемым написанием “жи-ши”. |
Задание классу: - В каких буквах встречается элемент “наклонная палочка”? (Назовите, найдите на трафарете, обведите) - В каких буквах встречается элемент “петелечка”? (Назовите, найдите на трафарете, обведите) - В каких буквах встречается элемент “наклонная палочка с закруглением вверху и внизу”? (Назовите, найдите на трафарете, обведите) - В каких буквах встречается элемент “крючочек”? (Назовите, найдите на трафарете, обведите) - В каких буквах встречается элемент “овал”? (Назовите, найдите на трафарете, обведите) - В каких буквах встречается элемент “полуовал”? (Назовите, найдите на трафарете, обведите) Взаимоконтроль:
Выполнение упражнений на листах с трафаретом. Задания классу: А какие соединения букв вы знаете? Среднее, нижнее, верхнее. Обратите внимание, что все соединения на листочке средние, кроме жи. Запишите эти соединения на листочках рядом с показом. Самостоятельная работа: написание предложения “Где ёж?”. Текущее повторение: Что нужно помнить при записи предложения? Пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный, восклицательный знаки. Фронтальная работа с классом: образуют новые слова, придумывают предложения, составляют рассказ: Давайте составим слова, образованные от слова ёж (ежиха, ежик, ежи). А что вы должны помнить при написании этих слов. Какую орфограмму? Жи, ши пиши с и. |
Закрепление ЗУН: - иллюстрация написания слова на доске; - отработка написания соединений; - перевод звукового образа в прописную букву; - организация игровой деятельности, объяснение правил и условий игры: Делим класс на две команды. Сначала дети из первой команды красиво пишут показанные мной буквы пальчиком на спине своего товарища, потом наоборот. Если ученик отгадал букву, его сосед поднимает руку: - физкультминутка на снятие усталости и мышечного напряжения:
- беседа о большой и малой Родине; - проблемно-развивающее задание: на доске прописными буквами, но без соединений написано слово “Воронеж”; - работа с дидактическим материалом (трафарет, калька), объяснение задания; - сопутствующее повторение орфографических правил (написание имён собственных); - эвристическая беседа об освобождении Воронежа: Какой сегодня день? Чем знаменателен этот день для Воронежа. В этот день 66 года назад город Воронеж был освобожден от врага.
Тогда дома в городе были разрушены. А как выглядит наш город сейчас? - Закрепление правил безотрывного письма, перевод печатных букв в прописные. -Проблемно-поисковое задание. Наш город не только красивый, у него ещё интересное название. А почему Воронеж так называется вы ещё узнаете, пока будете учиться в школе. В школе вас ждёт ещё очень много нового и интересного. |
Коллективная работа: - визуальное наблюдение за работой учителя; - повтор написания слова в воздухе; - запись слов в тетради. Включение класса в игру: - распределение по вариантам; - выполнение условий игры; - взаимоконтроль. Динамическая пауза: - вращение кулачков; - сжимание и разжимание кулачков; - поднимаем поочередно по одному пальчику; - наклоны кулачков; - из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение Определить, что сделано не так, назвать необходимые соединения. Выполнение условий задания: Возьмите вспомогательный листик. Положите его правильно на тетрадь. Найдите слово Воронеж. Посмотрите внимательно на него. Положите на это слово кальку и обведите слово Воронеж. Затем напишем слово Воронеж на вспомогательных листах. (Почему это слово пишется с большой буквы? Название города.) Запишите слово. Наложите кальку на это слово и проверьте, правильно ли вы написали это слово. 25 января. Это день освобождения Воронежа. Чтение предложений: “Воронеж – красивый город. Мы любим наш Воронеж”. Самостоятельная работа: написание предложения. На вспомогательных листах записано два предложения. Прочитайте эти предложения. Запишите их у себя в тетради с комментированием. Найдите в названии нашего города зашифрованные названия животных. Какие это животные? Ворон и ёж. |
Подведение итогов урока по оценке степени успешности различных видов деятельности учащихся. | Рефлексия |