Программное содержание:
Закрепить с детьми:
- знания и умения классифицировать виды транспорта;
- умение находить специальный транспорт, знать его назначение;
- название частей улицы;
- представления об опасностях, подстерегающих на улицах и дорогах;
- представления о классификации дорожных знаков;
- умения двигаться в соответствии с сигналами светофора.
- Автоматизировать поставленные звуки у детей подготовительной группы.
- Составлять сложно-подчиненные предложения.
- Координировать речь с движениями.
- Готовить руку к письму.
- Развивать логическое мышление, внимание.
- Воспитывать грамотного пешехода.
Материал.
Демонстрационный:
- дидактические карточки с дорожными знаками и дорожными ситуациями,
- модель по ознакомлению с пространством,
- плоскостная модель улицы,
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Улицы города».
Раздаточный:
- картинки с изображением транспорта,
- лист бумаги с нарисованной фигуркой человечка,
- цветные карандаши,
- разрезные картинки дорожных знаков.
Словарь: пешеход, тротуар, специальный транспорт, названия дорожных знаков.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, где мы сейчас с вами находимся?
Дети: В группе "Золотая рыбка".
Воспитатель: А где находится группа "Золотая рыбка"?
Дети: В детском саду "Вишенка".
Воспитатель: А где расположен детский сад "Вишенка"?
Дети: На улице Талнахская в городе Норильске.
Воспитатель: А какие еще улицы есть в нашем городе?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся на урок в школу светофорных наук. Но туда попадет только тот, кто скажет, на какой улице он живет.
Ребенок: Я живу на улице Кирова.
Воспитатель: Проходи.
В большем городе в многоэтажном доме живет маленький мальчик Лелик. Вот он. В том же городе на той же улице, но в другом доме живет его бабушка. Соскучился Лелик по бабушке и решил навестить ее. Давайте, вместе с Леликом и отправимся в гости к бабушке. Но для начала нам надо составить улицу, на которой они живут.
(Показывает на доску, где нарисованы дома). А чего нам не хватает на улице, вы узнаете из загадки.
Ребенок:
Всем она давно знакома
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот,
Куда хочешь, поведет.
Дети: Дорога.
Воспитатель: Правильно. Давайте ее нарисуем.
Дети рисуют.
Воспитатель помогает.
Воспитатель: Это будет разделительная полоса. По этой части дороги машины едут в одну сторону, а по этой – в другую. (рисует стрелочки)
Воспитатель: Для чего нужна дорога?
Дети: Для машин.
Воспитатель: А где же ходят люди?
Дети: По тротуару.
Воспитатель: Правильно, для людей на улице сделана специальная дорожка – тротуар. Как называют людей, которые ходят по тротуару?
Дети: Пешеходы.
Дети рисуют тротуар.
Воспитатель: Вот и готова у нас улица. Давайте придумаем ей название. (Ответы детей) Но как-то тихо на ней. Чего нам не хватает?
Дети: Машин.
Воспитатель: Какие виды наземного транспорта можно увидеть на дорогах?
Дети: Легковой, грузовой, пассажирский, специальный.
Воспитатель: Сейчас мы будем прикреплять картинки с транспортом. Сначала дети подготовительной группы выберут специальный транспорт и скажут нам на чем они едут, куда и зачем. (дети выполняют задание). Дети старшей группы будут называть машины. Девочки выбирают легковой и пассажирский транспорт, а мальчики – грузовой. (дети выполняют задание).
А сейчас послушайте загадки. (загадывает загадки про трамвай и троллейбус):
По рельсам вагон к остановке идет
Дуга электрический ток подает.
Вагоновожатый в кабине своей
Нам весело скажет:
«Садитесь скорей!»Я мчусь, держась за ровода-
Не заблужусь я никогда!
А почему мы не выбрали трамвай и троллейбус? Как вы думаете, почему в нашем городе нет этих видов транспорта?
Дети: Не натянуты провода, их обрывает сильный ветер. У нас не проложены рельсы, их зимой занесет снегом.
Воспитатель: Превращу я вас сейчас всех в машины в этот час.
Игра "Едем, едем на машине…":
Едем, едем на машине.
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы в даль.Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы хоть куда!
Воспитатель: Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дорогам? Дети стоят возле воспитателя.
Дети: Светофор и дорожные знаки. Надо знать правила дорожного движения.
Воспитатель: А кто может рассказать про светофор.
Ребенок загадывает загадку:
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге
Где машины движутся, где сошлись пути
Помогает улицу людям перейти.
Воспитатель:
У любого перекрестка нас встречает светофор
И заводит очень просто с пешеходом разговор:
Если свет зажегся красный – (дети): значит двигаться опасно,
Желтый – (дети): лучше подожди,
Свет зеленый – (дети): проходи.
Воспитатель: Какие вы знатоки. А я вот вас проверю. Скажите, где находится у светофора красный свет?
Дети: Вверху
Воспитатель: Подымаем руки вверх. А желтый сигнал светофора?
Дети: В середине.
Воспитатель: Согните руки на уровне плеч. А на какой сигнал мы переходим дорогу?
Дети: На зеленый.
Воспитатель: Где он находится? Покажите.
Игра "Светофор":
Воспитатель: Сейчас я буду называть сигнальный свет, а вы показывать, где они расположены. Будьте внимательны, я постараюсь вас запутать. Молодцы, вы хорошо знаете сигналы светофора. Садитесь на свои места.
Воспитатель: Но посмотрите на улицу. Здесь нет ни одного знака, а произошло вот что. Налетел как-то на город озорной вихрь, сорвал все дорожные знаки и забросил их в глубокий овраг. Жители нашли дорожные знаки, но они в таком плачевном состоянии, просто беда. Ни один знак не похож на себя. Они распались на части и в городе стали происходить аварии. Ребята, давайте поможем жителям города собрать знаки. Даю, вам задание, собрать знаки и рассказать, для чего они нужны. (Дети выполняют задание)
Какие молодцы вы ребята. Теперь расставим знаки на улице, где живут Лелик и его бабушка. Вот здесь поставим пешеходные переходы и автобусные остановки. А около школы установим знак «Осторожно дети». (Дети устанавливают на доске знаки)
У Лелика ножки маленькие, он далеко идти устанет. Как быстрее можно добраться до бабушки?
Дети: На автобусе.
Воспитатель: Но для этого Лелик должен перейти дорогу. Кто может рассказать, как правильно это сделать?
Ответы детей: Надо переходить по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора. Сначала надо посмотреть налево, дойти до середины посмотреть направо.
Воспитатель: Светофор для пешеходов тоже сломался. Давайте его отремонтируем.
Надо дорисовать человечка и отгадать команду светофора.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: У Лелика в это время подъехал автобус. Он теперь не пешеход, а кто? А кто ведет автобус? (Ответы детей) Вышел Лелик на остановке и сразу решил перейти дорогу (Воспитатель показывает иллюстрацию). Что случилось с Леликом? Почему Лелик не увидел машину? Как правильно перейти дорогу, после того, как ты вышел из автобуса? (Ответы детей)
Вот такая история произошла с Леликом. Но мы с вами будем внимательными пешеходами, и будем соблюдать правила дорожного движения.
Игра "Веселый пешеход":
Дети встают в круг лицом в центр.
Идет по городу веселый пешеход - шагают на месте.
Гуляет он по улицам и весело поет – хлопают в ладоши.
«Буду правила движенья выполнять без возраженья – «пружинка», руки на поясе.
Буду слушать я без спора указанья светофора. – наклоны вперед, руки назад-вверх.
Буду я идти вперед только там, где переход – шагают на месте.
Осторожно – красный цвет! Значит мне дороги нет! – «грозят» пальцем.
Желтый – осторожен будь! – приседают, руки вперед, ладони вниз.
На зеленый – смело в путь! – поднимаются, руки на поясе.
Стал свободен переход, смело я иду вперед – шагают на месте, руки к плечам.
Подмигивает глазом приятель светофор – сжимают-разжимают кулачки.
Стоят, гудят машины, куда не кинешь взор! – вращают руками воображаемый руль.
1-2 –левой! Свободен переход! – шагают на месте.
1-2 – левой! Я – веселый пешеход! – хлопают в ладоши, поднимают руки вверх.
Воспитатель: Какие правила для пешеходов вы знаете?
(Ответы детей.)
В конце дня все машины возвращаются в гараж. Выходите, выбирайте себе машину, и будем играть.
Игра "Гараж":
Воспитатель: Стоял гараж и жил в нем автобус. Едет мимо автомобиль и сигналит:
– Автобус, пропусти меня в гараж.
– Скажи, что у нас общего, тогда - пущу, а не скажешь, не пущу.
В конце занятия воспитатель предлагает детям подарить гостям отремонтированного зеленого человечка.