Занятие "Урок в школе светофорных наук"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Закрепить с детьми:

  • знания и умения классифицировать виды транспорта;
  • умение находить специальный транспорт, знать его назначение;
  • название частей улицы;
  • представления об опасностях, подстерегающих на улицах и дорогах;
  • представления о классификации дорожных знаков;
  • умения двигаться в соответствии с сигналами светофора.
  • Автоматизировать поставленные звуки у детей подготовительной группы.
  • Составлять сложно-подчиненные предложения.
  • Координировать речь с движениями.
  • Готовить руку к письму.
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Воспитывать грамотного пешехода.

Материал.

Демонстрационный:

  • дидактические карточки с дорожными знаками и дорожными ситуациями,
  • модель по ознакомлению с пространством,
  • плоскостная модель улицы,
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Улицы города».

Раздаточный:

  • картинки с изображением транспорта,
  • лист бумаги с нарисованной фигуркой человечка,
  • цветные карандаши,
  • разрезные картинки дорожных знаков.

Словарь: пешеход, тротуар, специальный транспорт, названия дорожных знаков.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, где мы сейчас с вами находимся?

Дети: В группе "Золотая рыбка".

Воспитатель: А где находится группа "Золотая рыбка"?

Дети: В детском саду "Вишенка".

Воспитатель: А где расположен детский сад "Вишенка"?

Дети: На улице Талнахская в городе Норильске.

Воспитатель: А какие еще улицы есть в нашем городе?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся на урок в школу светофорных наук. Но туда попадет только тот, кто скажет, на какой улице он живет.

Ребенок: Я живу на улице Кирова.

Воспитатель: Проходи.

В большем городе в многоэтажном доме живет маленький мальчик Лелик. Вот он. В том же городе на той же улице, но в другом доме живет его бабушка. Соскучился Лелик по бабушке и решил навестить ее. Давайте, вместе с Леликом и отправимся в гости к бабушке. Но для начала нам надо составить улицу, на которой они живут.

(Показывает на доску, где нарисованы дома). А чего нам не хватает на улице, вы узнаете из загадки.

Ребенок:

Всем она давно знакома
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот,
Куда хочешь, поведет.

Дети: Дорога.

Воспитатель: Правильно. Давайте ее нарисуем.

Дети рисуют.

Воспитатель помогает.

Воспитатель: Это будет разделительная полоса. По этой части дороги машины едут в одну сторону, а по этой – в другую. (рисует стрелочки)

Воспитатель: Для чего нужна дорога?

Дети: Для машин.

Воспитатель: А где же ходят люди?

Дети: По тротуару.

Воспитатель: Правильно, для людей на улице сделана специальная дорожка – тротуар. Как называют людей, которые ходят по тротуару?

Дети: Пешеходы.

Дети рисуют тротуар.

Воспитатель: Вот и готова у нас улица. Давайте придумаем ей название. (Ответы детей) Но как-то тихо на ней. Чего нам не хватает?

Дети: Машин.

Воспитатель: Какие виды наземного транспорта можно увидеть на дорогах?

Дети: Легковой, грузовой, пассажирский, специальный.

Воспитатель: Сейчас мы будем прикреплять картинки с транспортом. Сначала дети подготовительной группы выберут специальный транспорт и скажут нам на чем они едут, куда и зачем. (дети выполняют задание). Дети старшей группы будут называть машины. Девочки выбирают легковой и пассажирский транспорт, а мальчики – грузовой. (дети выполняют задание).

А сейчас послушайте загадки. (загадывает загадки про трамвай и троллейбус):

По рельсам вагон к остановке идет
Дуга электрический ток подает.
Вагоновожатый в кабине своей
Нам весело скажет:
«Садитесь скорей!»

Я мчусь, держась за ровода-
Не заблужусь я никогда!

А почему мы не выбрали трамвай и троллейбус? Как вы думаете, почему в нашем городе нет этих видов транспорта?

Дети: Не натянуты провода, их обрывает сильный ветер. У нас не проложены рельсы, их зимой занесет снегом.

Воспитатель: Превращу я вас сейчас всех в машины в этот час.

Игра "Едем, едем на машине…":

Едем, едем на машине.
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы в даль.

Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы хоть куда!

Воспитатель: Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дорогам? Дети стоят возле воспитателя.

Дети: Светофор и дорожные знаки. Надо знать правила дорожного движения.

Воспитатель: А кто может рассказать про светофор.

Ребенок загадывает загадку:

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге
Где машины движутся, где сошлись пути
Помогает улицу людям перейти.

Воспитатель:

У любого перекрестка нас встречает светофор
И заводит очень просто с пешеходом разговор:
Если свет зажегся красный – (дети): значит двигаться опасно,
Желтый – (дети): лучше подожди,
Свет зеленый – (дети): проходи.

Воспитатель: Какие вы знатоки. А я вот вас проверю. Скажите, где находится у светофора красный свет?

Дети: Вверху

Воспитатель: Подымаем руки вверх. А желтый сигнал светофора?

Дети: В середине.

Воспитатель: Согните руки на уровне плеч. А на какой сигнал мы переходим дорогу?

Дети: На зеленый.

Воспитатель: Где он находится? Покажите.

Игра "Светофор":

Воспитатель: Сейчас я буду называть сигнальный свет, а вы показывать, где они расположены. Будьте внимательны, я постараюсь вас запутать. Молодцы, вы хорошо знаете сигналы светофора. Садитесь на свои места.

Воспитатель: Но посмотрите на улицу. Здесь нет ни одного знака, а произошло вот что. Налетел как-то на город озорной вихрь, сорвал все дорожные знаки и забросил их в глубокий овраг. Жители нашли дорожные знаки, но они в таком плачевном состоянии, просто беда. Ни один знак не похож на себя. Они распались на части и в городе стали происходить аварии. Ребята, давайте поможем жителям города собрать знаки. Даю, вам задание, собрать знаки и рассказать, для чего они нужны. (Дети выполняют задание)

Какие молодцы вы ребята. Теперь расставим знаки на улице, где живут Лелик и его бабушка. Вот здесь поставим пешеходные переходы и автобусные остановки. А около школы установим знак «Осторожно дети». (Дети устанавливают на доске знаки)

У Лелика ножки маленькие, он далеко идти устанет. Как быстрее можно добраться до бабушки?

Дети: На автобусе.

Воспитатель: Но для этого Лелик должен перейти дорогу. Кто может рассказать, как правильно это сделать?

Ответы детей: Надо переходить по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора. Сначала надо посмотреть налево, дойти до середины посмотреть направо.

Воспитатель: Светофор для пешеходов тоже сломался. Давайте его отремонтируем.

Надо дорисовать человечка и отгадать команду светофора.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: У Лелика в это время подъехал автобус. Он теперь не пешеход, а кто? А кто ведет автобус? (Ответы детей) Вышел Лелик на остановке и сразу решил перейти дорогу (Воспитатель показывает иллюстрацию). Что случилось с Леликом? Почему Лелик не увидел машину? Как правильно перейти дорогу, после того, как ты вышел из автобуса? (Ответы детей)

Вот такая история произошла с Леликом. Но мы с вами будем внимательными пешеходами, и будем соблюдать правила дорожного движения.

Игра "Веселый пешеход":

Дети встают в круг лицом в центр.

Идет по городу веселый пешеход - шагают на месте.

Гуляет он по улицам и весело поет – хлопают в ладоши.

«Буду правила движенья выполнять без возраженья – «пружинка», руки на поясе.

Буду слушать я без спора указанья светофора. – наклоны вперед, руки назад-вверх.

Буду я идти вперед только там, где переход – шагают на месте.

Осторожно – красный цвет! Значит мне дороги нет! – «грозят» пальцем.

Желтый – осторожен будь! – приседают, руки вперед, ладони вниз.

На зеленый – смело в путь! – поднимаются, руки на поясе.

Стал свободен переход, смело я иду вперед – шагают на месте, руки к плечам.

Подмигивает глазом приятель светофор – сжимают-разжимают кулачки.

Стоят, гудят машины, куда не кинешь взор! – вращают руками воображаемый руль.

1-2 –левой! Свободен переход! – шагают на месте.

1-2 – левой! Я – веселый пешеход! – хлопают в ладоши, поднимают руки вверх.

Воспитатель: Какие правила для пешеходов вы знаете?

(Ответы детей.)

В конце дня все машины возвращаются в гараж. Выходите, выбирайте себе машину, и будем играть.

Игра "Гараж":

Воспитатель: Стоял гараж и жил в нем автобус. Едет мимо автомобиль и сигналит:

– Автобус, пропусти меня в гараж.

– Скажи, что у нас общего, тогда - пущу, а не скажешь, не пущу.

В конце занятия воспитатель предлагает детям подарить гостям отремонтированного зеленого человечка.