Цели урока:
- образовательные: раскрыть понятие центра тяжести тела, экспериментально подтвердить изученные теоретические знания.
- развивающие: развивать умение обучающихся работать в группе, формировать умение наблюдать, исследовать.
- воспитательные: воспитывать юбознательность, внимательность, усидчивость, формировать бережное отношение к оборудованию.
Тип урока: изучение нового материала, лабораторная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, фигуры плоских пластин, деревянный брусок, линейка, карандаш, штатив, подвес.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Учет знаний.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Выполнение лабораторной работы.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, сообщение темы и целей урока.
2. Учет знаний.
На прошлом уроке мы изучали вес тела и формулу силы тяжести. А можете ли вы ответить на вопрос. Правильно ли мы говорим, что вес тела составляет 50 кг?
Предлагаю вам проверить, хорошо ли вы усвоили материал. Для этого выполните тест. На экране вы увидите вопрос и три варианта ответа, выберете один правильный. На партах возьмите приготовленные листочки и подпишите их.
Слайд 2-8, приложение.
1. Какую силу называют весом?
а) сила с которой Земля притягивает к себе тела;
б) сила, возникающая при деформации растяжения или сжатия;
в) сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
2. Вес тела определяется формулой:
а) Fупр =k•∆l;
б) Р=m•g;
в) m=ρ•v.
3. Как направлен вес тела?
а) вертикально вниз;
б) вертикально вверх;
в) вправо.
4. Вес тела обозначается
а) m;
б) Р;
в) F тяж
5. Какую примерно массу имеет тело весом 120Н?
а) ≈ 120Н;
б) ≈ 12 кг;
в) ≈ 60кг.
Обменяйтесь работой с соседом и оцените её (по количеству правильных ответов выставите оценку).
Вижу, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с понятием веса тела и с формулой силы тяжести.
3. Изучение нового материала.
Изучая движение тел под действием различных сил, мы пока не обращали внимание на то, что тела имеют размеры, мы считали их материальными точками. Такое упрощение верно, если все точки тела перемещаются одинаково, т.е. если тело движется поступательно. Надо выяснить к какой точке тела должна быть приложена сила для того, чтобы его движение было действительно поступательным.
Проведем демонстрацию.
Возьмём линейку, прикрепим к её концу нить и потянем в направлении, перпендикулярном оси линейки. Она повернётся. При таком повороте разные точки линейки проходят различные пути и движутся с различными скоростями, т.е. их движение неодинаковы и линейка движется не поступательно. Изменим направление, будем тянуть вдоль её длины. Линейка движется так, что все ее точки имеют одинаковые скорости и проходят одинаковые пути. Подобные опыты приводят нас к выводу, что в каждом теле существует такая точка, в которой пересекаются направления действия сил, сообщающих телу поступательное движение. Эта точка получила название центра масс.
Рассмотрите дидактические карты. (Рисунок 1, 2)
Рисунок 1
Рисунок 2
Зачем нам нужно знать положение центра масс? Если тело движется поступательно под действием одной или нескольких сил, что эта сила или равнодействующая всех сил проходит через центр масс тела. Центр масс тела в этом случае движется так, как будто в нем сосредоточена вся масса тела и к нему приложены все силы, действующие на него. Поэтому, когда мы видим, что тело движется поступательно, то это значит, что равнодействующая всех сил, приложенных к телу, проходит через его центр масс. Центр масс часто называют и центром тяжести тел. Слайд 9-11, приложение.
Центром тяжести называют точку приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела. Для того, чтобы найти центр тяжести, надо подвесить фигуру несколько раз (2–З раза), прикрепляя нитку подвес сначала в одной, а затем в другой точке тела. Точка пересечения нитей-подвесов и будет являться искомым центром тяжести.
От положения центра тяжести зависит условие равновесия тела. Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело вновь к нему возвращается, называют устойчивым.
Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело не возвращается в начальное положение, называют неустойчивым.
Слайд 12, приложение.А теперь обратим внимание на игрушку – весёлый цилиндр, которая всё время обращена к нам “лицом вниз”. Дело в том, что у неё смещён центр тяжести, поэтому при любом повороте игрушка останавливается определённым образом. А игрушка “анаповская птица” также со смещённым центром тяжести держится клювом за подставку.
Помогите мне ответить на вопрос? Почему нелегко ходить по канату?
Резко уменьшается площадь опоры, а это значит нарушается устойчивое равновесие. Ходить по канату нелегко, и не даром награждают аплодисментами искусного канатоходца. Однако иногда зрители впадают в ошибку и признают за вершину мастерства хитрые трюки, облегчающие задачу. Артист берёт сильно изогнутое коромысло с двумя вёдрами воды; вёдра оказываются на уровне каната. С серьёзным лицом, при замолкшем оркестре, артист совершает переход по канату. Как усложнён трюк, думает неопытный зритель. На самом же деле артист облегчил свою задачу, понизив центр тяжести.
4. Физкультминутка. (Вспомним виды деформации: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб, срез.)
5. Закрепление.
- Что называется центром тяжести?
- Для чего необходимо знать центр тяжести тела?
- Как определяется центр тяжести тела?
Слайд 13-20, приложение.
Лабораторная работа. Определение центра тяжести плоской пластины.
Порядок выполнения работы:
- С помощью иголки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.
- Отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.
- Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.
- Повторить опыт, подвесив пластину в другой точке.
- Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание. Слайд 21, приложение.
1. § 10, 11 (материал из чтения)
2. Найти центры тяжести геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга.