Урок-конференция "Экология населенного пункта, в котором мы живем"

Разделы: Экология


Цель: проверить умения учащихся применять полученные знания в конкретной ситуации; подвести учащихся к выводу о необходимости постоянного контроля за состоянием окружающей среды и проведения мероприятий по улучшению экологических условий обитания человека; учить работать с различными информационными источниками, выделяя главное, составлять конспект ответа и строить рассказ, планировать свою деятельность, управлять вниманием, наблюдать, запоминать; развивать речь учащихся; повысить интерес учащихся к процессу обучения; воспитывать у учащихся чувство долга, ответственности за свой край, свое село.

Оборудование: доклады учащихся, презентация Microsoft Point c фотографиями красивых мест нашего села и загрязненных участков села бытовым мусором, образцы почв, роза ветров, топографическая карта села, колбы с водой: из летнего водопровода и с очистного сооружения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами урок – конференция, тема которой:

Экология населенного пункта, в котором мы живемили экология села Большой Атлым.

(Демонстрируются фотографии с изображением красивых мест села – презентация MicrosoftPoint, звучит стихотворение.)

Милая природа

Люблю тебя, простор земли былинный,
твоих озер и речек синеву,
гор темноту и белизну равнины,
высокий лес и низкую траву.
Мне по сердцу такое разноцветье,
разгул несхожих красок и тонов.
Их приглушить не могут ни столетья,
ни холод зим, ни короед ветров.
Деревья, что вокруг села родного
перемогают снег, и град, и гром,
перестоят века, не зная дня лихого,
не рухнут под жестоким топором.
Так на меня надеется природа
и так по-детски доверяет мне,
что мне она все ближе год от года,
и мы все чаще с ней наедине.
Два сердца, два крыла, два побратима,
нам общий трудный путь судьба дала.
Я чувствую, как жизнь необратима,
у сломленного бурею ствола.
И знаю, что, когда уйду далеко—
в края, где нет ни речек, ни берез,
природа обо мне вздохнет глубоко
и на землю прольется ливнем слез:
весенним ливнем, вызревшим до срока.
М. Ефимов (перевод с якутского А. Преловского)

Учитель: Вам известно, что термин «экология» (образован из 2 греческих слов «ойкос» - дом, жилище, родина, а «логос» - наука) – это наука о доме.

В общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и сообществ с окружающей средой.

Населенный пункт как экосистема. Элементы живой и неживой природы находятся в постоянном взаимодействии.

В нашей конференции принимают участие историки, климатологи, социологи, экологи, демографы.

Задание: прослушать внимательно выступления участников конференции, обобщить и сделать вывод.

  1. Какая экологическая проблема в нашей селе является главной?
  2. Какие пути выхода из этой ситуации предложите вы?
  3. Какие условия для жизни в нашем селе?

II. Выступления учащихся.

Темы сообщений(учащиеся готовят за 2 недели до урока с использованием презентации):

  1. История села Б-Атлым (материал взят из краеведческого музея школы). Приложение 1
  2. Природно-климатическая характеристика с.Б-Атлым. Приложение 2.
    (Составление розы ветров, образцы почв – исследовательская деятельность учащихся.)
  3. Демографическая характеристика с.Б-Атлым. Приложение 3.
    (Сравнительная таблица - исследовательская деятельность учащихся.)
  4. Особенности инфраструктуры села и перспективы ее развития. Приложение 4.
    (Топографическая карта – исследовательская деятельность учащихся).
  5. Общая экологическая характеристика экологической ситуации в с.Б-Атлым (фотографии захламленных участков села, качественный анализ воды). Приложение 5.

III. Обсуждение

1. Учащиеся вместе с учителем биологии делают выводы по сообщениям группы экологов.

(По ходу обсуждения на слайдах появляются:)

Экологические проблемы:

Загрязнение села бытовыми отходами и мусором.

Вода, текущая по летнему водопроводу, ржавая непригодная для питья.

Пути выхода из этой ситуации:

  1. Вывоз мусора в определенное администрацией место (свалка).
  2. Поставка населению чистой воды.
  3. Запрещение движения тяжелой техники весной и осенью (из-за неустановления прочности грунта дорог).
  4. Благоустройство поселка (тротуары, баки для мусора, хорошие дороги).
  5. Озеленение.
  6. Организованный выпас скота.
  7. Чувство долга и ответственности.

Учитель: что вы сделали для своего села, чтобы спасти его и сохранить?

Учащиеся:

  1. Выпустили листовки – обращения к жителям села. Приложение 6
  2. Убрали территорию школы и своего двора.
  3. Приняли участие в озеленении школы.

2. Учащиеся вместе с учителем делают выводы по остальным докладам.

Вопросы:

  • Когда и кем был основан Б-Атлым?
  • Благоприятны ли климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности в с.Б-Атлым?
  • Отрицательный или положительный естественный прирост населения за период с 1 января 2007 г. по май 2007 г.?
  • Достаточно ли развита инфраструктура в нашем селе? Почему?

IV. Итог

Благоприятные ли условия для жизни людей в нашем селе?

В нашем селе условия для жизни не совсем благоприятные, но не вредящие здоровью людей.

Наше село – это наш дом, и оттого как мы будем относиться к нему, зависит наше здоровье, наше будущее.

Природа дом живой!
В нем связаны — от века и до века —
Лишь тонкой ниточкой одной
Судьба земли с судьбою человека!

Природа не потерпит пустоты:
Где много взял — там мало не положишь,
А если навредил — уже не сможешь
Добиться первозданной чистоты!

Природа — храм!
Природа — не дворец,
В котором можно жить и веселиться!
К ней бережно и чутко относиться
Нам завещал ее создатель и творец.

Приложения 4–6 вы можете получить у автора статьи.