Цель проекта.
Воспитание экологической культуры школьников.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды.
2. Формирование экологических знаний, умений, навыков.
3. Обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
Цель деятельности детей: подружиться с птицами и помочь им зимой; больше узнать о жизни зимующих птиц; научиться делать кормушки для птиц и организовать в зимнее время птичью столовую.
Разработка проекта.
Деление класса на группы по интересам для выполнения проекта.
1. Приготовить сообщения о птицах, зимующих в нашей местности. Найти ответы на вопросы, чем питаются птицы зимой.
Выполняют задание: Сергеева Аня, Тюрмина Настя, Епифанов Леша.
2. Заготовить корм для птиц (август, сентябрь).
3. Изготовить вместе с родителями кормушки для птиц.
Выполняют работу: Ремезов Стас, Лапуц Саша, Гусев Артем.
4. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о зимующих птицах.
Выполняют: Булганина Таня, Озеров Денис.
5. Подобрать стихи о зимующих птицах.
Выполняют задание: Ефимова Катя, Епифанов Леша.
6. Подобрать материал о происхождении названий зимующих птиц.
Выполняют работу: Сергеева Аня, Тюрмина Настя.
7. Нарисовать плакаты, рисунки, сделать поделки о жизни птиц зимой.
8. Написать сочинения об одной из зимующих птиц.
9. Распространение экологических листовок с просьбой помочь зимующим птицам.
10. Найти вопросы для КВН о птицах.
Выполнение проекта.
1.Зачитывание сообщений учащихся о зимующих птицах. Питание птиц. Сроки прилёта, особенности их поведения.
2. “Птичья мастерская” - изготовление и развешивание кормушек для птиц.
3. “Птицы – наши друзья” - конкурс чтецов.
А. Яшин
…Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Н. Асеев
Тихо, тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы.
Я тебе до конца описать не могу,
Как они и бедны и красивы!
Тихо, тихо клюют на крапиве зерно, -
Без кормежки прожить не шутка!
Пусть крапивы зерно,
Хоть не сытно оно,
Да хоть что-нибудь будет в желудке…
Н. Рыленков
Первый снег опушил у деревьев ресницы,
И в лесу, и в полях – тишина, тишина.
Вдруг из сада доносится голос синицы…
Как теперь песенка сердцу нужна!
Я недаром люблю ее с детства. Я знаю,
Что весной мы всегда забываем о ней,
Но под осень, за верность отцовскому краю,
Как она всех других и милей и родней.
4. “Птичья галерея” - рисование плакатов, рисунков, изготовление поделок из пластилина.
5. Конкурс загадок о зимующих птицах.
Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червячков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
Я еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит? (Клест)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
6. Пословицы и поговорки о птицах.
- Против сотни воробьев довольно одного ястреба.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Громче всех сойка кричит, да редко права качает.
- Старого воробья на мякине не проведешь.
- Для дятла длинный язык – не порок.
- Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
- Дятлу без носа, как волку без ног.
- Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
- Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
- Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
- Спорила галка с вороном: кто черней?
- Раззадорится воробей, так и кота не боится.
7. “Птичьи имена”.
Как и почему птицы получили свое название?
Клест
Название “клест” произошло от старорусского слова клестить, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен.
От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.
Эта птица еще необычна и тем, что зимой выводит птенцов. Эта птица зимородок.
Поползень
Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.
Воробей
Эту птичку знают все! Это самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детенышей воробьи насекомыми. А аппетит у воробья отменный. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.
Но любит эта птичка и семечки, и зерна, и ягоды. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.
- Вора бей! Вора бей! – кричат люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.
Сорока
У сороки прозвище – белобока. И правда, по бокам у нее совсем белые перышки. А вот головка, крылья и хвост – черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.
Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит и ссорится – отсюда и название “сорока”.
8. Конкурс сочинений “Помоги птицам зимой”.
Сочинение
Синички.
Стоит чудесный зимний денек. Под моё окошко летят прелестные маленькие птички. Это синички. Вот они сели на ветки кудрявой берёзки. На голове черная шапочка. Спинка, крылья и хвостик - жёлтенькие. На коротенькую шейку птичка словно галстучек надела. Грудка ярко-жёлтенькая, будто жилеточка. Красивая птичка!
Клювик у птички тоненький.
Синички очень любят сало. Не забудьте об этих птичках зимой. Пусть зима для них будет доброй!
Епифанов Леша
Сочинение
Помоги птицам зимой.
Все с нетерпением ждут зимы. Вот она и пришла - пора веселых игр и забав. Дети уже приготовили лыжи и санки. Весело ребятам зимой!
Везде много снега. В воздухе кружатся пушистые снежинки. На ветвях деревьев шапки снега. Иногда они срываются и падают на землю хлопьями. Ветки покачиваются, и снежная пыль сверкает в воздухе. Красиво зимой!
Но не забудьте зимой и про птиц! В это время зимующим птицам голодно. Землю и кусты замело снегом. Где достать корм? На помощь птицам должны приходить дети.
Помни, надо развесить кормушки, и каждый день приносить корм! Иначе, кто будет радовать песнями весной?
Тюрмина Настя
Сочинение
Снегири.
Только у одной прекрасной птицы снежное имя – это снегирь.
Много в лесу разных звуков. Среди них тихие посвисты. Красногрудые птицы сидят, на покрытых каплями влаги, ветках. У нас в огороде растет черемуха. Частые гости в это время на ней – снегири. Их хорошо можно рассмотреть. Красные грудки этих птиц ярко выделяются на заснеженных ветках, будто яблоки. Нет красивее птицы!
Зимой, особенно в сильные морозы, мы должны заботиться о птицах. Снегири – первые птицы, которые появляются в наших садах с наступлением холодов. Эти птички радуют нас своей красотой, помогают пережить долгую холодную зиму.
9. “Птичий КВН”.
- Что положить в кормушку: синичке, снегирю, воробьям, клесту, зяблику, щеглам (сало, ягоды рябины, крупу и крошки, семена шишек, разные семена, семена чертополоха и репейника).
- Узнай по картинкам птиц.
- Кто зимой выводит птенцов?
- Что птицам зимой страшнее: холод или голод?
- Кто из птиц носом сажает дубы? (Cойки)
- Какие птицы делают запасы на зиму? (Cойки)
- У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
- Где синицы вьют гнезда?
- Какую пользу приносят синицы?
10. Распространение листовок среди населения с просьбой организовать зимой птичьи столовые.
Листовка.
Дети и взрослые! Помните!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут вашей помощи.
Развесьте кормушки и каждый день приносите корм.
Ведь птицы - наши друзья! Весной они вас отблагодарят.
Подведение итогов.
Ответьте на вопросы анкеты:
1. Удалось ли вам сделать то, что вы задумали, удалось ли достичь тех результатов, что вы выдвинули в начале проекта?
2. Что было сделано хорошо? Назовите такие дела.
3. Что не получилось или получилось не совсем так, как вы планировали?
4. Как вы думаете, могли бы сказать вам “спасибо” птицы за этот проект, если бы умели говорить?
5. Что нового вы узнали за время выполнения проекта? Чему научились?
6. Изменились ли вы в своем отношении к птицам? Как?
7. Испытали ли вы чувство радости, гордости, когда к вашей кормушке прилетели птички?
8. Захотелось ли вам сделать еще что-то доброе для птиц?
Не всегда просто ответить на эти вопросы самостоятельно, оценить самому свои действия и поступки, поэтому, отвечая на эти вопросы, посоветуйся со взрослыми и сверстниками. Пусть они расскажут, что думают о тебе и твоей работе.