Цели:
образовательные:
- углубить знания обучающихся о природных условиях, особенностях животного и растительного мира Южной Америки и Австралии через межпредметные связи;
- совершенствовать умения устанавливать связи между природными компонентами;
развивающие:
- развивать интерес к изучению биологии, географии, чтению художественной литературы;
- закреплять умения и навыки по созданию компьютерных слайдов;
- развивать коммуникативные способности обучающихся через игру;
- развитие у детей культуры речи;
воспитательные:
- воспитание у учащихся толерантности по отношению к народам мира, их культуре и традициям.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Задачи:
- ставить проблемные вопросы и уметь их решать.
- продолжить формирование умений работать с наглядным материалом, атласами, контурными картами, художественным текстом, видеозаписями.
- обобщить знания по географии и биологии: Южная Америка и Австралия. Приспособления животного и растительного мира к условиям жизни данных материков.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки, настенная физическая карта мира, контурные карты, атласы, учебник авт. В.А. Коринская и др., География материков и океанов, 7 кл. –М.: Дрофа, 2008, учебник авт. В.М. Константинов и др. Биология , 7 кл. – М.: Изд. Центр “Вентана - Граф” 2008. книга Ж. Верна “Дети капитана Гранта”, фильм “Дети капитана Гранта” режиссер В. Вайншток, слайды с изображением животных и растений Южной Америки и Австралии, раздаточный материал.
Проблемное домашнее задание: найти ответы на вопросы в тексте книги.
Ход урока
Начинается урок с фрагмента фильма, посвященного встрече с акулой.
Капитан. Я - капитан судна “Дункан” -Джон Манглс. После того как мы узнали том, что наш соотечественник попал в беду, мы с моими друзьями и помощниками решили отправиться на его поиски. Наш путь я буду показывать на карте, вы отмечаете его на своей контурной карте.
В конце нашего путешествия мы проверим правильность нанесения его на карту. Наш путь начинается из порта Глазго и лежит к берегам Южной Америки.
Демонстрация слайда акула – молот. Слайд №1.
Появляется Паганель, все удивляются.
- Сэр, с кем имею честь говорить?
- С Жаком-Элиасеном-Франсуа-Мари Паганелем, секретарем Парижского географического общества. Вы видите перед собой человека, который 20 лет изучал географию не выходя из кабинета, и наконец, решив заняться ею практически, направляется теперь в Индию, чтобы связать там в одно целое труды великих путешественников.
Идет небольшой диалог капитана, Паганеля и помощников о возможной высадке Паганеля на островах Мадейра, Зеленого мыса и Канарские. Паганель соглашается идти к берегам Южной Америки.
“Дункан” через Магелланов пролив подошел к западным берегам Южной Америки у 37 параллели. (Ребята продолжают отмечать путь на контурной карте)
Демонстрация отрывка из фильма о путешествии в Андах и землетрясении.
Вопросы из домашнего задания: Почему Кордильеры так часто меняют свои очертания? Чего испугались гуанако? Свое путешествие Гленарван и его спутники совершали на мулах. Кто такие мулы?
Демонстрация отрывка из фильма о кондоре и спасении Роберта.
Вопросы. Мог ли кондор унести ребенка? Чем питаются кондоры?
К путешественникам присоединяется Талькав и они продолжают путь к Восточному побережью через пампасы.
Вопросы. Что такое пампа, каковы особенности данной природной зоны? С чем связано изменение растительности пампасов при движении с запада на восток. Почему путешественники свернули с 37 параллели?
На экспедицию напали красные волки. Слайд №3.
Вопросы. Какое любопытное явление встретили путешественники на Аргентинских равнинах? (Миражи)
На их пути встретился “лес рогов”. С чем это было связано?
Демонстрация отрывка из фильма о наводнении и буре.
Вопросы. В чем была причина такого наводнения?
Во время спасения путешественников от наводнения, на них нападают кайманы. Кто такие кайманы? Слайд № 4.
Кайманы, как и большинство крокодилов, большую часть времени проводят в воде. А где они размножаются? Нужны ли в природе крокодилы?
Демонстрация отрывка из фильма рассказ Паганеля о пути по 37 параллели и идея о том, что капитан Грант в Австралии.
Встреча экспедиции капитаном Манглсом и разработка маршрута к Австралии.
Маршрут: до острова Тристан-да-Кунья, город Кейптаун, Архипелаг Амстердам….
(Отмечаются на контурной карте)
Во время путешествия погода портится.
Вопросы. Каковы причины возникновения урагана, вызвавшего сильнейший шторм? Во время шторма судно чуть не потерпело крушение. Что и как помогло предотвратить крушение?
Экспедиция высаживается в Австралии. Показ слайдов о природе Австралии и рассказ Паганеля. Слайд №5.
– “Говорю вам, повторяю вам, клянусь вам, что это самый любопытный край на всем земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, зарождаясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк, который, быть может, таит в самой сердцевине своей полуиспарившееся море; материк, где реки с каждым днем все больше и больше пересыхают; где нет сырости ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу ребром и не дают тени; где деревья часто несгораемы: где тесаный камень тает от дождя; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, как у ехидны и утконоса, что заставило ученых придумать особый класс птицезверей; где у кенгуру лапы разной длины; где лисицы порхают с дерева на дерево; где лебеди черны; где крысы вьют гнезда; где птицы поражают разнообразием своего пения и своих голосов: одна служит будильником, другая – щелкает, как бич кучера почтовой кареты, третья – подражает точильщику, четвертая – тикает, точно маятник часов; где есть такая, которая смеется по утрам, когда восходит солнце, и такая, которая плачет по вечерам, когда оно заходит. О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, опровергающая все законы природы! Ученый-ботаник Гримар имел полное основание сказать о ней: “Вот она, эта Австралия, некая пародия на мировые законы, или, вернее, вызов, брошенный всему остальному миру!””
Демонстрация отрывка из фильма “А ну-ка песню нам пропой веселый ветер”.
Вопросы: Почему Паганель так не любит эвкалиптовые леса?
В чем уникальность флоры и фауны Австралии? Кто такие эндемики и реликты? Приведите примеры из флоры и фауны Австралии.
Почему материк Австралия самый засушливый?
После хитрой уловки Айртона и его банды путешественникам, преодолевая огромные трудности, все же удалось добраться до Новой Зеландии.
Демонстрация слайдов с изображением гаттерии и киви. Слайд №6.
Вопрос. Среди новозеландцев было очень распространено людоедство. Обоснуйте причины, по которым каннибализм был распространен именно в Новой Зеландии.
Отчаявшиеся путешественники возвращаются в Англию, но по пути домой пристают к острову Табор и находят там капитана Гранта и его спутников.
Капитан Манглс подводит итоги путешествия, ученики заканчивают работу с картой.
Игра-закрепление
1. Новозеландцы во время плена сделали татуировку Паганелю. В чем ошибка Жюль Верна в описании татуировки.
2. У вас на столах раздаточный материал, назовите какие растения родиной из Южной Америки.
- Апельсин, репа, кукуруза, арбуз, огурец, помидор, лук, картофель, табак, кофейное дерево, подсолнух, тыква, какао, арахис.
3. Часто можно услышать утверждение “змеи и ужи -…” Есть ли здесь зоологическая ошибка?
4. Назвать животное или растение и определить, с какого оно материка.