Цель: Развитие творческих способностей личности, направленных на формирование эстетических индивидуальных способностей.
Задачи:
- развивать творческие способности;
- учить ребят фантазировать
- развивать художественный и эстетический вкус;
- научить ребят работать с различными материалами.
Формы работы:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- работа в группах;
- проведение выставок, творческих отчетов, показов
- участие в конкурсах разного уровня.
Методы работы:
В процессе работы по программе учащиеся овладевают следующими навыками:
- умение работать с острыми предметами;
- умение работать с различными поделочными материалами;
- умение находить самостоятельно необходимую информацию;
- умение конструировать и моделировать;
- умение выполнять работу аккуратно и качественно;
- умение работать в технике “Макраме”.
Пояснительная записка.
Наш век бизнеса, бурно развивающихся информационных технологий требует от личности развития таких качеств, как рациональное мышление, умение концентрироваться, практичности характера. С грустью приходится констатировать, что дети стали меньше общаться с природой, а больше времени проводить у компьютеров, играя в “разрушительные” игры и гонки, что делает их характер более жестким, менее добрым, отзывчивым. Происходит ожесточение души, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Предлагаемая программа развития творческой личности направлена на формирование эмоциональной стороны характера.
Программа “Волшебный мир” является частью программы РТВ “Путь к Мастеру” и предусматривает развитие художественно-прикладных способностей через систему дополнительного образования - кружок “Умелые ручки”.
Основная цель работы по программе - развитие творческих способностей личности, направленных на формирование эстетических индивидуальных способностей.
Исходя из основной цели, следует определить задачи:
- развивать творческие способности; учить ребят фантазировать;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- научить ребят работать с различными материалами;
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов и 5-7 классов.
Конечным результатом работы по программе “Волшебный мир” следует считать привитие учащимся эстетического вкуса, приобретение практических навыков, выработку умений работать с различными материалами.
Набор в кружок осуществляется методом активной агитации (объявления, устная форма агитации, выставки работ).
Работа в кружке способствует расширению технического кругозора, развитию умственных способностей. В практической деятельности у детей воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, стремление как можно лучше и качественней выполнить свою работу.
Не секрет, что удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить.
В процессе работы по программе “Волшебный мир” педагог применяет различные формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах, используя методы проектов, моделирования, конструирования. По итогам работы целесообразно провести отчетную творческую выставку, возможно, оформить выставочную комнату.
Программа предусматривает 150 часов, которые распределены по следующим блокам:
1. Работа с природным материалом.
2. Работа с ТБО.
3. Работа с бумагой.
4. Работа с кожей.
5. Работа с нитками.
6. Работа с кожей.
7. Итоговые занятия.
Приведенный в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории.
Основное содержание
1. Работа с природным материалом.
Сбор природного материала, изготовление поделок, аппликаций, декоративных коллажей из сухих растений, соломки. Поделки из желудей, ракушек, семян.
Практические занятия:
Поделки по теме “Чудо-овощ”.
Поделки из желудей: “Карета для Золушки”.
Аппликация: “Осенняя фантазия”, “Волшебный цветок”, “Ёжики”, “Золотая рыбка”.
Поделки из яичной скорлупы: “Ёжик”, “Рыбка”, “Клоун”.
Аппликации из семян: “Мухомор”, “Осень”.
2. Работа с ТБО.
Изготовление забавных зверят из пробок, поделки из коктейльных трубочек.
Практические занятия:
Поделки из пробок: “Далматинцы”.
Поделки из коктейльных трубочек: “Цветы”.
3. Работа с бумагой.
Изготовление аппликаций, объёмно-выпуклых аппликаций, оригами, создание головных уборов, филигрань.
Практические занятия:
Изготовление головных уборов из бумаги.
Бумажная филигрань: “Анютины глазки”, “Мальвы”, “Виноград”.
Аппликации: “”Волшебные листья и ягоды”.
Оригами: “Волшебные цветы”.
Цветы из бумажных лент.
4. Работа с нитками.
Вязание крючком и спицами, изучение приемов плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий.
Практические занятия:
Вязание крючком: “Страусёнок”, “Солнышко”, “Салфетка”.
Вязание на спицах: изнаночные петли, лицевые петли, платочная вязка, “резинка”, прибавление и убавление петель, закрепление петель.
Шарфик для куклы, человечки из кисточек.
Техника “Макраме”: ОПУ, ДПУ, репсовый узел, сетка из различных петель, объёмный цветок из горизонтальных брид, настенные украшения, плетение по кругу.
Самостоятельная разработка поделок, составление схемы, изготовление их по творческому замыслу.
5. Работа с кожей.
Изготовление украшений из кожи, закладки, мозаики.
Практические занятия:
Украшения из кожи: бусы, заколки.
Мозаика из кусочков кожи “Садовые цветы”, “У Лукоморья”.
Календарно-тематическое планирование
| № | Дата | Тема |
| 1 | Водное занятие. Беседа о работе кружка. | |
| 2 | Организационные вопросы. | |
| 3 | Экскурсия. Наблюдение природы. | |
| 4 | Сбор природного материала. | |
| 5 | Правила сушки растений и заготовка природного материала. | |
| 6 | Изготовление поделок из овощей на выставку “Чудо- овощ” | |
| 7 | Работа с природным материалом. | |
| 8 | Работа с природным материалом. “Ежики” | |
| 9 | Аппликация из природного материала. Подбор материала. | |
| 10 | “Ваза с цветами” | |
| 11 | Поделки из желудей. | |
| 12 | “Карета для золушки” | |
| 13 | Работа с сухой травой. | |
| 14 | “Осенняя фантазия” | |
| 15 | Работа с природным материалом. | |
| 16 | “Волшебный цветок” | |
| 17 | Экскурсия. | |
| 18 | Сбор природного материала, (соломка) | |
| 19 | Работа с бумагой. | |
| 20 | История производства бумаги. | |
| 21 | Творческая работа с бумагой. | |
| 22 | Создание головного убора. | |
| 23 | Подбор материалов и инструментов. | |
| 24 | Художественный образ головного убора. | |
| 25 | Выполнение эскиза головного убора. | |
| 26 | Выполнение развертки в натуральную величину. | |
| 27 | Изготовление шляп размером 7-15 см. | |
| 28 | Разнофигурные дополнения. | |
| 29 | Определение размеров. | |
| 30 | Выполнение шляп в натуральную величину. | |
| 31 | Головные уборы различных исторических эпох. | |
| 32 | Завершение работы над изготовлением шляпы. | |
| 33 | Бумажная филигрань. | |
| 34 | Немного из истории. | |
| 35 | Композиция “Анютины глазки” | |
| 36 | Композиция “Анютины глазки” | |
| 37 | Композиция “Мальвы” | |
| 38 | Композиция “Мальвы” | |
| 39 | Композиция “Виноград” | |
| 40 | Композиция “Виноград” | |
| 41 | Работа с бумагой. Оригами. | |
| 42 | “Волшебные цветы” | |
| 43 | Объёмно-выпуклая аппликация. | |
| 44 | “Волшебные листья и ягоды” | |
| 45 | Работа с бумагой. | |
| 46 | Цветы из бумажных лент. | |
| 47 | Работа с природным материалом. | |
| 48 | “Декоративные листья” | |
| 49 | Аппликация из соломки по сказкам А. С. Пушкина. | |
| 50 | Аппликация “Золотая рыбка” | |
| 51 | Работа с различными природными материалами. | |
| 52 | Композиция из семян “Мухомор” | |
| 53 | Изготовление новогодних игрушек из различных материалов. | |
| 54 | Поделки из яичной скорлупы “Ежик” | |
| 55 | Поделки из яичной скорлупы “Рыбка” | |
| 56 | Поделки из яичной скорлупы “Клоун” | |
| 57 | Поделки из различных материалов. | |
| 58 | Изготовление бус на ёлку. | |
| 59 | Изготовление игрушки- сувенира. | |
| 60 | Изготовление игрушки- сувенира “Елочка” | |
| 61 | Работа с ТБО. | |
| 62 | Зверушки из пробок. | |
| 63 | Зверушки из пробок. “Далматинцы” | |
| 64 | Зверушки из пробок. “Далматинцы” | |
| 65 | Поделки из коктейльных трубочек. | |
| 66 | Поделки из коктейльных трубочек. “Цветы” | |
| 67 | Вязание крючком. | |
| 68 | Основные приёмы вязания. | |
| 69 | Вязание крючком. | |
| 70 | Изделия из цепочки. | |
| 71 | Вязание крючком. | |
| 72 | Забавные поделки. | |
| 73 | Вязание крючком. | |
| 73 | “Страусёнок” | |
| 74 | Вязание по кругу. | |
| 75 | “Солнышко” | |
| 76 | Вязание по кругу. | |
| 77 | Салфетка. | |
| 78 | Вязание на спицах. | |
| 79 | Материалы и инструменты. | |
| 80 | Вязание на спицах. | |
| 81 | Основные приёмы вязание на двух спицах. | |
| 82 | “Сказка о добром клубке” | |
| 83 | Набор петель начального ряда. | |
| 84 | Платочная вязка из лицевых петель. | |
| 85 | Платочная вязка из лицевых петель. | |
| 86 | Платочная вязка в полоску. | |
| 87 | Платочная вязка в полоску. | |
| 88 | Изнаночная петля. | |
| 89 | Вывязывание изнаночной петли. | |
| 90 | “Резинка”. | |
| 91 | Вывязывание “резинки”. | |
| 92 | Накид - друг петель. | |
| 93 | Два способа выполнения накида. | |
| 94 | Прибавление петель. | |
| 95 | Убавление петель. | |
| 96 | Закрепление петель последнего ряда. | |
| 97 | Закрепление петель последнего ряда. | |
| 98 | Вязание шарфика для куклы. | |
| 99 | Завершение работы. | |
| 100 | Пряжа и фантазия. | |
| 101 | Человечки из кисточек. | |
| 102 | Учимся работать с кожей. Секреты мастерства. | |
| 103 | Подготовка материала и инструмента. | |
| 104 | Украшение из кожи. | |
| 105 | Изготовление бус. | |
| 106 | Мозаика из кусочков кожи. | |
| 107 | Панно “ Садовые цветы” | |
| 108 | Мозаика из кусочков кожи. | |
| 109 | Панно “У Лукоморья” | |
| ПО | Мозаика из кусочков кожи. | |
| 111 | Закладка для книги. | |
| 112 | Техника “Макраме” С чего начинают плетение. | |
| 113 | Подбор материалов и инструментов. | |
| 114 | Закрепление нитей на основе. | |
| 115 | Как удлинить или укоротить нити. | |
| 116 | Азбука макраме. Простой узел. | |
| 117 | Узел “Капуцин” | |
| 118 | Спиральная цепочка. | |
| 119 | Двусторонняя цепочка. | |
| 120 | Цепочка “змейка”. | |
| 121 | Репсовый узел. | |
| 122 | Горизонтальный репсовый узел. | |
| 123 | Диагональный репсовый узел. | |
| 124 | Цветы из диагональных брид. | |
| 125 | Одинарный плоский узел. | |
| 126 | Двойной плоский узел. | |
| 127 | Сетка из плоских узлов. | |
| 128 | Сетка из плоских узлов. | |
| 129 | Сетка “шахматка” из двойных плоских узлов. | |
| 130 | Сетка “шахматка” из двойных плоских узлов. | |
| 131 | Объёмный цветок из горизонтальных брид. | |
| 132 | Объёмный цветок из горизонтальных брид. | |
| 133 | Ажурная цепочка из колец. | |
| 134 | Оформление изделий фестонами, кистями, бахромой (панно, кашпо). | |
| 135 | Настенные украшения из плетёных цветов и листьев. | |
| 136 | Настенные украшения из плетёных цветов и листьев. | |
| 137 | Плетение в кольце и по кругу. | |
| 138 | Плетение по кругу “ котик” начало работы. | |
| 139 | Плетение по кругу “ котик”. | |
| 140 | Работа с журналами мод. | |
| 141 | Объемное макраме. | |
| 142 | Разработка объемных игрушек на основе плоских настенных. | |
| 143 | Плетение объемных игрушек. | |
| 144 | Экология и мы. Плетение из старых капроновых колготок. | |
| 145 | Плетение цветного полотна. | |
| 146 | Самост. разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла | |
| 147 | Самост. разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла | |
| 148 | Викторина по всем темам кружка. | |
| 149 | Подведение итогов, подготовка работ к выставке. | |
| 150 | Выставка работ. |
Используемая литература
- Краузе А. Макраме. - Ташкент: Ташкент, 1987 г.
- Кузьмина М. Азбука макраме. - М.: Легпромиздат, 1993 г.
- Нагибина М.И. “Чудеса для детей из ненужных вещей” Академия развития. 1998 г.
- Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками ” Академия развития. 1998 г.
- Тарасенко С.Ф. “Вязанная игрушка” Издательство “Полымя” 1997 г.
- Тюрина Н. Основы художественного ремесла. “Чудо кожа” “ACT Пресс” 1998 г.
- Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998 г.
- Черныш И. “Поделки из природного материала” 2000 г. 9.Серия “Поделки своими руками” “Сталкер” 2005 г.
- Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997 г. 11 Шульце В. Серия “Легко и просто” “APT-Родник”. 2005 г.