Цель: Учить детей систематизировать полученные и накопленные знания, строить логические выводы.
Оборудование: выставка детских поделок, фотографии и рисунки цветов, портфолио детей, картон, цветная бумага, клей ножницы.
Дети в течение месяца готовили каждый свой портфолио о цветах, где были собраны загадки, стихи, кроссворды, легенды, написаны сочинения на тему “Почему я люблю цветы?”. Презентация
Ход урока
1. Вступление.
Учитель.
Ребята, мы продолжаем работу над проектом “Я садовником родился”, подведём итоги одного из этапов нашей работы.
- Что же такое проект?
Точное токование слов я брала из толкового словаря С.И. Ожегова.
Проект – мечта, цель, замысел.
Сегодня вам предстоит много и хорошо работать. Помогать друг другу.
Мы выбрали название нашего проекта “Я садовником родился”.
- Скажите, что же такое сад?
Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.
Мы будем говорить о цветах.
- А почему, как вы думаете, из всех растений, которые растут в саду, мы выбрали цветы?
(Дети зачитывают 2 сочинения о цветах)
Дети. “Я люблю, когда распускаются цветы. Настроение сразу поднимается. Жизнь становится красивее, ярче! Цветы не могут быть не заметные человеку. Каждый цветочек по-своему красив”.
“ Как можно не любить эти прекрасные растения? Существует столько разных цветов, с различными запахами. Я люблю розы. Они бывают красные, розовые, белые и жёлтые и обладают очень нежным и сладким ароматом. А ещё мне нравятся полевые цветы. Летом глаза разбегаются от ярких цветов. В поле увидишь и ромашки, и красные маки, голубые незабудки и колокольчики. Посмотришь на эту красоту, и в душе становится весело”.
Учитель. Да, действительно, цветы приносят наслаждение, восхищают красотой, ароматом, волнуют сердце, душу, поднимают настроение, а значит, сберегают здоровье.
Мы продолжаем изучение чудесного, волшебного мира цветов.
2. Культурные и дикорастущие растения.
- Отгадайте 2 загадки.
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашка)
Учитель. Чем отличаются цветы?
Культурные растения – выращенные человеком, не дикие.
Дикорастущие растения – растущие в диком состоянии.
- Где можно встретить дикорастущие растения?
Поле - безлесная равнина, открытое пространство.
Луг - участок, покрытый травянистой растительностью.
- Как называются такие растения? (Луговые или полевые)
3. Игра “Определи цветок”.
Учитель. Ребята у вас в портфолио собрано много загадок и написаны сочинения. Кто прочитает?
(Дети читают сочинения, загадки, а одноклассники определяют о культурном или дикорастущем растении говорится)
Дети. “Я очень люблю цветы, потому что они красивые и дарят человеку чувство радости. Мои любимые цветы – незабудки.
У зелёного лесного болота густо цветут незабудки. Очень красивы и хороши эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках отражается голубизна летнего неба.
Приятно смотреть на чистый голубой ковёр незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк”.
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Жёлтые пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках … (Мимоза)
Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Антошки
Голубые … (Незабудки)
Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник)
4. Комнатные растения.
Учитель. Но есть ещё и комнатные растения.
- Комнатные цветы относятся к культурным растениям или дикорастущим?
(Дети рассматривают фотографии кактусов, зачитывают сочинение о кактусе)
Дети. “Цветы я люблю, потому что они приносят людям радость и пользу, а ещё их можно преподнести в подарок.
В больших городах мы видим много клумб с цветами. Это украшение для города и свежий воздух.
А ещё есть комнатные цветы. Мне нравится кактус. Он весь в колючках и красиво цветёт один раз в пять лет. Аромат его бутона держится около двух часов, а вянет цветок через сутки.
Все цветы по-своему очень красивы”.
5. Рассказы о цветах.
Ребята читают легенды и стихи о цветах.
Дети. Легенда о подснежнике.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл снег, Ева замёрзла.
Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.
Подснежник.
Выглянул подснежник
А полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, -
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Легенда о розах.
Многие из наших цветов были известны и древним народам. В различных странах цветы имели своё значение. Например, роза для древних греков означала тоску о прошлом, о минувшей молодости.
В Риме розы были символом храбрости и украшали каждую арку. На головы воинов-победителей надевали венки из роз.
Греки выращивали розы для богини красоты Афродиты. Белая роза считалась символом молчания, поэтому во время разговоров на стол ставили вазу с белыми розами: это означало, что всё сказанное тут останется тайной, не будет разглашено.
6. Бережное отношение к цветам.
В нашем посёлке летом цветёт очень много красивых цветов.
(Дети зачитывают сочинение, рассматривают фотографии)
Дети. “Почему я люблю цветы? Да, потому что, цветы несут радость. Летом, когда солнышко ярко светит, в нашем посёлке ковром разрастаются ромашки, а у дорог, на длинных ножках в пышных, жёлтых шапочках растут одуванчики. Я люблю собирать цветы и дарить маме”.
Учитель. Приятно любоваться цветами. Часто хочется принести их домой или подарить близким людям. Однако прежде чем сорвать цветок, подумайте, стоит ли это делать?
Сочинение.
“С давних времён народ любовался природой. Цветы – это часть природы. Как красивы луга и леса весной и летом! Вот это подснежники и багульник в лесу. Вот – белая ромашка, вот синий василёк, а вот малиновая гвоздика. Каждый цветок имеет свой запах. Так же есть цветы лекарственные, которые лечат людей. Пришли дети на луг. Сколько кругом красивых цветов!
- Нарвём букет большой, большой! – сказала Зоя.
- Нельзя! – строго сказал Петя – если мы сорвём их, то другие не увидят этой красоты!
Цветы воодушевляют и украшают нашу жизнь”
.Учитель. Срывая цветок, мы губим все растение, которое могло бы вырасти. А возможно мы сорвали редкий цветок, требующий охраны.
- Как называют то место, куда сажают цветы?
Клумба – садовый цветник в виде замкнутой формы.
Цветник – место, где посажены цветы. Используют декоративные цветы, служащие для украшения.
(Ребята из цветной бумаги делают цветы и “сажают” в одну клумбу – прикрепляют работы на доске)
- Так выглядит наша мечта!
7. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Ваши впечатления то работы над проектом?
Вывод. Мне очень хотелось, чтобы в ходе нашей работы над проектом, вы полюбили цветы так, как люблю их я, Из глубины веков, через разные эпохи люди пронесли стремление к красоте. Однажды, посадив цветы у дома, человек уже не расставался с ними. Цветы очищают душу и делают её добрее, богаче. Урок я хочу завершить словами М. Пришвина: “Пойми живой язык природы, и скажешь ты – прекрасен мир”.