Урок русского языка "Слова, которые выражают чувства, их роль в речи", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: выяснить роль междометий в речи, совершенствовать знания о словах, выражающих чувства.

Задачи урока:

- научиться находить в речи слова, которые выражают чувства, эмоции, приказы, слова речевого этикета;

- научиться выделять междометия на письме.

Ход урока

Этапы урока

Выполнение задания

Комментарии

Использование ИКТ

I. Актуализация знаний. 1. Организационный момент.

Ах, как много интересного
Нужно будет нам узнать.
Эй! Вперед, за новым знанием!
Ну, мой друг, не подкачать!

- Ребята, повернитесь друг к другу и скажите:

- Здравствуй!

- Привет!

- Здорово!

- Вы улыбаетесь? У Вас изменилось настроение? Всего лишь три простых слова изменили наше настроение к лучшему. Это слова речевого этикета. Мы их с вами привыкли называть “волшебные слова”.

- Благодарю вас, спасибо, садитесь. Пожалуйста, обратите внимание на экран. К нам в гости пришли Таня и Ваня, они будут моими верными помощниками и Вашими товарищами.

Мотивация. Создание положительной эмоциональной атмосферы урока. Слайд 1. Презентация Герои-помощники на уроке – Таня и Ваня.
II. Знакомство с новым материалом. Введение в новый раздел.

1. Сегодня на уроке я прошу вас быть предельно внимательными и запоминать все слова речевого этикета, которые будут произнесены на уроке. В конце урока, когда будем подводить итог, мы обязательно их вспомним.

- А как называются такие слова в русском языке, мы обязательно узнаем.

После каждого верно выполненного задания Таня и Ваня будут открывать нам по одному слогу в названии.Таким образом, выполнив задания, мы сможем составить целое слово – название части речи.

- Обратите внимание на экран.

Радость Ура! Ой!

Злоба Ух!

Усталость Ох…Эх…

Бодрость Эх!

Боль Ай! Ой!

Удивление Ой? Ого-го! Ух, ты!

Грусть Эх, ох, э-хе-хе…

Страх Ой!

Огорчение Ну… Эх…

Недовольство ФУ…ФИ!

Восхищение Ах!

- Каким словом можно назвать все слова правого столбика? (Чувства)

Обратите внимание на слайд. Соответствуют ли слова второго столбика словам первого?

- Сформулируйте задание.

- Мы расположили правильно слова второго столбика. Таня и Ваня показывают нам первый слог названия части речи, которая называет слова, выражающие человеческие чувства и слова речевого этикета. Итак это…

2. Давайте прочитаем стихотворение два раза. Первый раз, когда некоторые слова скрыты, а второй раз, когда новые слова появятся на экране.

Сказала тётя: “Фи, футбол!”

Сказала мама: “Фу, футбол!”

Сестра сказала: “Ну, футбол!”

А я ответил: “Во! Футбол!”

- Когда мы читали первый раз, то некоторых слов на экране не было. Потом появились новые слова. Чем отличается втрое прочтение стихотворения от первого?

- Молодцы, Вы справились со вторым заданием. Таня с Ваней с радостью откроют вам ещё один слог.

Постановка проблемного вопроса. Требуется концентрация внимания учащихся на всех этапах.

Данный этап содержит в себе элементы исследовательской деятельности, так как некоторые междометия могут отражать различные чувства, в зависимости от интонации.

Первый этап проблемно-диалогической формы работы – вводно-мотивационный.

Самостоятельное формулирование задания. Расположить междометия в соответствии с записанными чувствами.

Проблемно-диалогическое введение новых знаний. Второй этап – мотивационно-познавательный. Чтение с выбором верной интонации.

Подведение к самостоятельному выводу – слова междометия служат в речи для выражения чувств.

Слайд 2. Междометия переставлены.

Слайд 3.

Междометия расположены в правильном порядке.

Слайд 3. Таня и Ваня открывают первый слог.

Слайд 5.

Слайд 6. Поурочные герои открывают слог “ДО”.

III. Развитие речи. Две группы.

Первая группа работает со скороговоркой:

- Соловушка соло исполнил красиво, соловушке сойки сказали: “Спасибо!”

Читаем три раза:

- медленно (чтобы понять смысл);

- шепотом (усвоение звукового состава скороговорки);

- тренировка быстрого прочтения;

Вторая группа выполняет задание ученой мышки:

- Найдите, пожалуйста, в этимологическом словаре происхождение слова “спасибо”.

- Вопрос к группам:

Какие “МЕЖДО…” использовались в скороговорке и задании мышки?

- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Таня и Ваня открывают нам еще один слог.

Усвоение алгоритма действий и действие по плану.

Работа в микрогруппах. Взаимооценивание с указанием критериев оценки.

Работа с этимологическим словарем.

Слайд 7. Поговорка.
IV. Словарная работа - Я буду читать вам стихотворение, а вы должны записать пропущенное слово.

- Ох, и трудная это … из болота тащить бегемота… ( Работа);

- Эй, бескрылый … у тебя две ножки, хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки! (Человек);

- Ой, замерзли уши, нос – ведь на улице … (мороз).

Проверим словарные слова, которые вы записали. Подчеркните орфограммы в этих словах. Разделите слова на слоги и для переноса.

- Какие новые слова мы встретили? Какие чувства они выражали?

- За выполнение этого задания вы получаете еще один слог!

Слайд-игра. Индивидуальная работа учащегося, владеющего компьютером.

Самоконтроль + внешняя проверка (на слайде).

Слайд-игра “Вставь букву”.

- Вставить пропущенные буквы.

- Какие буквы остались лишними?

- Дай характеристику согласного звука.

Слайд 10. Слог “ТИ”.

V. Физкультминутка. Зарядка с попугаем и обезьянкой из мультипликационного фильма “38 попугаев”.   Слайд 11

Слайд 12. Отрывок из мультфильма.

VI. Распознавание нового слова в речи. - Я буду читать слова, а вы будете находить слово междомети….. в моих предложениях. При проверке внимание на выделение этих слов на письме.

- В пятнышках спинка…
Ах, как неловко…
И покраснела божья коровка.
- Щиплет уши, щиплет нос.
Ой, на улице мороз!

- Эй, бескрылый человек, у тебя две ножки. Хоть ты ростом и велик, едят тебя мошки.

А я маленький совсем, зато сам я мошек ем.

- Ох, ученица-озорница получила единицу.

- Шел я лесом…
Ух, страшился.
В небе месяц появился.
Сразу лес не страшен стал.
Эй, кто шарик потерял?

- Прошу перечислить “Междомети...”, которые встретились. Сформулируйте правило выделения “междометии..” на письме.

(Междометие на письме выделяется запятой)

Совершенно верно. Итак, последний слог нашего слова!

Формулирование самостоятельно правила:

“ Междометия на письме выделяются запятой”.

Слайд 13. Божья коровка.

Слайд 14. Мороз.

Слайд 15. Воробей.

Слайд 16. Слог “Е”. Слово “междометие”.

VII. Закрепление нового материала. Работа по учебнику.

Стр. 66. Упр. 120 – по заданию учебника

Составление предложений с междометиями.

Упр. 104 – письменно.

Самостоятельная работа.  
IX. Обобщение, закрепление изученного. - С какими словами познакомились на уроке?

- Какие слова речевого этикета мы использовали?

- Со значением какого слова ознакомились, используя этимологический словарь?

- А Вам интересно, откуда произошли слова “благодарю, пожалуйста, извините…”?

- Где Вы можете узнать значение этих слов?

   
X. Итог урока. Просмотр мультипликационного фильма “Жили-были Ох и АХ”. (Отрывок).    
XI. Домашняя работа. Используя этимологический словарь определить происхождение слов речевого этикета.