Цель урока: выяснить роль междометий в речи, совершенствовать знания о словах, выражающих чувства.
Задачи урока:
- научиться находить в речи слова, которые выражают чувства, эмоции, приказы, слова речевого этикета;
- научиться выделять междометия на письме.
Ход урока
Этапы урока |
Выполнение задания |
Комментарии |
Использование ИКТ |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. Ах,
как много интересного - Ребята, повернитесь друг к другу и скажите: - Здравствуй! - Привет! - Здорово! - Вы улыбаетесь? У Вас изменилось настроение? Всего лишь три простых слова изменили наше настроение к лучшему. Это слова речевого этикета. Мы их с вами привыкли называть “волшебные слова”. - Благодарю вас, спасибо, садитесь. Пожалуйста, обратите внимание на экран. К нам в гости пришли Таня и Ваня, они будут моими верными помощниками и Вашими товарищами. |
Мотивация. Создание положительной эмоциональной атмосферы урока. | Слайд 1. Презентация Герои-помощники на уроке – Таня и Ваня. |
II. Знакомство с новым материалом. | Введение в новый раздел. 1. Сегодня на уроке я прошу вас быть предельно внимательными и запоминать все слова речевого этикета, которые будут произнесены на уроке. В конце урока, когда будем подводить итог, мы обязательно их вспомним. - А как называются такие слова в русском языке, мы обязательно узнаем. После каждого верно выполненного задания Таня и Ваня будут открывать нам по одному слогу в названии.Таким образом, выполнив задания, мы сможем составить целое слово – название части речи. - Обратите внимание на экран. Радость Ура! Ой! Злоба Ух! Усталость Ох…Эх… Бодрость Эх! Боль Ай! Ой! Удивление Ой? Ого-го! Ух, ты! Грусть Эх, ох, э-хе-хе… Страх Ой! Огорчение Ну… Эх… Недовольство ФУ…ФИ! Восхищение Ах! - Каким словом можно назвать все слова правого столбика? (Чувства) Обратите внимание на слайд. Соответствуют ли слова второго столбика словам первого? - Сформулируйте задание. - Мы расположили правильно слова второго столбика. Таня и Ваня показывают нам первый слог названия части речи, которая называет слова, выражающие человеческие чувства и слова речевого этикета. Итак это… 2. Давайте прочитаем стихотворение два раза. Первый раз, когда некоторые слова скрыты, а второй раз, когда новые слова появятся на экране. Сказала тётя: “Фи, футбол!” Сказала мама: “Фу, футбол!” Сестра сказала: “Ну, футбол!” А я ответил: “Во! Футбол!” - Когда мы читали первый раз, то некоторых слов на экране не было. Потом появились новые слова. Чем отличается втрое прочтение стихотворения от первого? - Молодцы, Вы справились со вторым заданием. Таня с Ваней с радостью откроют вам ещё один слог. |
Постановка проблемного вопроса.
Требуется концентрация внимания учащихся на
всех этапах. Данный этап содержит в себе элементы исследовательской деятельности, так как некоторые междометия могут отражать различные чувства, в зависимости от интонации. Первый этап проблемно-диалогической формы работы – вводно-мотивационный. Самостоятельное формулирование задания. Расположить междометия в соответствии с записанными чувствами. Проблемно-диалогическое введение новых знаний. Второй этап – мотивационно-познавательный. Чтение с выбором верной интонации. Подведение к самостоятельному выводу – слова междометия служат в речи для выражения чувств. |
Слайд 2. Междометия переставлены. Слайд 3. Междометия расположены в правильном порядке. Слайд 3. Таня и Ваня открывают первый слог. Слайд 5. Слайд 6. Поурочные герои открывают слог “ДО”. |
III. Развитие речи. | Две группы. Первая группа работает со скороговоркой: - Соловушка соло исполнил красиво, соловушке сойки сказали: “Спасибо!” Читаем три раза: - медленно (чтобы понять смысл); - шепотом (усвоение звукового состава скороговорки); - тренировка быстрого прочтения; Вторая группа выполняет задание ученой мышки: - Найдите, пожалуйста, в этимологическом словаре происхождение слова “спасибо”. - Вопрос к группам: Какие “МЕЖДО…” использовались в скороговорке и задании мышки? - Молодцы, вы справились и с этим заданием. Таня и Ваня открывают нам еще один слог. |
Усвоение алгоритма действий и
действие по плану. Работа в микрогруппах. Взаимооценивание с указанием критериев оценки. Работа с этимологическим словарем. |
Слайд 7. Поговорка. |
IV. Словарная работа | - Я буду читать вам
стихотворение, а вы должны записать пропущенное
слово. - Ох, и трудная это … из болота тащить бегемота… ( Работа); - Эй, бескрылый … у тебя две ножки, хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки! (Человек); - Ой, замерзли уши, нос – ведь на улице … (мороз). Проверим словарные слова, которые вы записали. Подчеркните орфограммы в этих словах. Разделите слова на слоги и для переноса. - Какие новые слова мы встретили? Какие чувства они выражали? - За выполнение этого задания вы получаете еще один слог! |
Слайд-игра. Индивидуальная
работа учащегося, владеющего компьютером. Самоконтроль + внешняя проверка (на слайде). |
Слайд-игра “Вставь букву”. - Вставить пропущенные буквы. - Какие буквы остались лишними? - Дай характеристику согласного звука. Слайд 10. Слог “ТИ”. |
V. Физкультминутка. | Зарядка с попугаем и обезьянкой из мультипликационного фильма “38 попугаев”. | Слайд 11 Слайд 12. Отрывок из мультфильма. |
|
VI. Распознавание нового слова в речи. | - Я буду читать слова, а вы будете
находить слово междомети….. в моих предложениях.
При проверке внимание на выделение этих слов на
письме. - В пятнышках спинка… - Эй, бескрылый человек, у тебя две ножки. Хоть ты ростом и велик, едят тебя мошки. А я маленький совсем, зато сам я мошек ем. - Ох, ученица-озорница получила единицу. - Шел я лесом… - Прошу перечислить “Междомети...”, которые встретились. Сформулируйте правило выделения “междометии..” на письме. (Междометие на письме выделяется запятой) Совершенно верно. Итак, последний слог нашего слова! |
Формулирование самостоятельно
правила: “ Междометия на письме выделяются запятой”. |
Слайд 13. Божья коровка. Слайд 14. Мороз. Слайд 15. Воробей. Слайд 16. Слог “Е”. Слово “междометие”. |
VII. Закрепление нового материала. | Работа по учебнику. Стр. 66. Упр. 120 – по заданию учебника Составление предложений с междометиями. Упр. 104 – письменно. |
Самостоятельная работа. | |
IX. Обобщение, закрепление изученного. | - С какими словами познакомились
на уроке? - Какие слова речевого этикета мы использовали? - Со значением какого слова ознакомились, используя этимологический словарь? - А Вам интересно, откуда произошли слова “благодарю, пожалуйста, извините…”? - Где Вы можете узнать значение этих слов? |
||
X. Итог урока. | Просмотр мультипликационного фильма “Жили-были Ох и АХ”. (Отрывок). | ||
XI. Домашняя работа. | Используя этимологический словарь определить происхождение слов речевого этикета. |