I. Дидактическое обоснование урока
I. Образовательные цели:
1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с соленым тестом, составлению композиции из соленого теста.
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать формированию представления о характерных особенностях предметов, передавать пропорции, пластику.
II. Развивающие цели:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса.)
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы).
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).
2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
III. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
IV. Профориентационные цели:
4.1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях.
4.2. Развивать представление о потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4.3. Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- Кабинет трудового обучения;
- Инструменты: нож, рельефные предметы, кисти.
- Материалы: мука, соль, вода, краски, природный материал
2. Дидактическое обеспечение:
- Учебное пособие;
- Рабочая тетрадь;
- Плакаты;
- Учебно-техническая документация (УТД):
- Инструкционные карты (ИК).
- Образцы объектов труда.
Методы обучения: Рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.
Словарная работа: проект, марионетки из теста.
Тип урока: Изучение нового материала.
II. Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
2. Сообщение темы, целей урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с проектированием, с основными разделами проекта, выполним групповой проект “Картина из соленого теста”.
3. Изложение учителем нового материала.
Проект – это творческая работа. Основные разделы:
- Обоснование темы проекта.
- Технологическая последовательность выполнения проекта.
- Выбор материала, инструментов.
- Выбор оптимальной технологии. Составление плана своей работы.
- Экономико-экологическое заключение.
- Самооценка качества выполнения проекта. (учащиеся записывают в тетрадь).
Немножко истории. Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.
В Европе в древности фигурный хлеб делали только руками, без вспомогательных инструментов.
На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли “козули” - сделанные из ржаного теста.
Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.
Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Поделки из теста – очень древняя традиция
В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста.
В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.
Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста.
В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами.
В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают; типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.
В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Материалы и инструменты.
Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пшеничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.
Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкого и грубого помола. Соль грубого помола можно легко размельчить в кофемолке.
Вода. При замесе теста используется холодная вода.
Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоцветы, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении композиций.
Шаблоны. Из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием.
Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания деталей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка. Чесноковыжималка. Если тесто пропустить через нее, то получится крона деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы, благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть воплощено все, на что только хватит фантазии.
Технология изготовления.
(Тесто учитель приготавливает заранее, чтобы
соль растворилась, а учащихся знакомит с
рецептом)
1. Замес теста.
Рецепт приготовления теста: 200 г пшеничной муки, 200 г соли, 125 мл воды, 1 столовая ложка масла растительного.
Соль развести в воде, добавить муку, замесить тесто, добавить масло, чтобы тесто не прилипало к рукам. Тесто необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Чтобы тесто не засохло его нужно положить в полиэтиленовый пакет. Так оно может храниться без доступа воздуха несколько дней в холодильнике.
Если во время вымешивания тесто крошится, нужно добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам – муки.
2. Лепка изделий.
Лепить или вырезать изделие необходимо на разделочной доске смазанной водой с помощью кисти. Так же водой смачиваются все части изделия при соединении их в одно целое и все изделие целиком, прежде, чем оно попадет в духовой шкаф.
3. Сушка изделий.
Существует несколько способов сушки: воздушная сушка, сушка в духовом шкафу и комбинированная сушка.
На сегодняшнем уроке мы применим сушку в духовом шкафу.
Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые ? см толщины при температуре 75°C.
На просушку изделия в газовой плите времени требуется в два раза меньше, чем в электрической.
4. Раскрашивание изделий.
Готовые изделия можно раскрасить акварельными красками, гуашью. Чтобы краски были сочными и ложились ровно, модели перед раскрашиванием грунтуют.
Инструкционная карта. Способы изготовления изделий.
Изготовление дерева.
Раскатать тесто толщиной 1 см, вырезать ствол по шаблону, затем верхнюю часть – крону. Крону дерева оформить, пропустив тесто через чесноковыжималку. Дерево раскрасить, прикрепить к кроне сухоцветы или вылепленные из теста фрукты, цветы, листья.
Изготовление листьев.
Чтобы вылепить лист, необходимо взять небольшой кусочек теста, размять и скатать между ладонями в шарик. Затем сплющить его пальцами, а указательным и большим пальцами сжать кончик листа. Стекой нанести на лист прожилки. Лист прикрепить к изделию (место соединения смочить водой).
Изготовление фруктов (яблоко).
Слепить из теста шарик. Надавить на него слегка с двух сторон, а затем сверху и снизу сделать углубление обратной стороной кисточки. Смочить водой и вставить веточки гвоздики в углубления.
Изготовление цветов.
Из шариков одинаковой величины получатся простые цветы. Для этого расположите шарики в определенном порядке и, при желании, в центре каждого шарика зубочисткой наколите дырочку.
Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок. Соединив их вместе в центре. Можно соединить лепестки путем наложения друг на друга.
Изготовление роз.
Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружочки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток. Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки. Отгибая верхние края.
Изготовление композиций.
Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов и листьев в сочетании с фигурками из соленого теста могут быть составлены изящные картины. И мы свами сегодня сделаем такую картину – групповой проект.
5. Закрепление знаний учащихся. Практическая работа Выполнение деталей картины из соленого теста.
5.1. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- инструктаж по ИК;
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
5.2. Самостоятельная работа учащихся по ИК.
5.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
5.3.1. Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
5.3.2. Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
5.3.3. Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимися;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися;
5.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся.
6. Практическая работа – выполнение проекта.
Все выполненные детали учащимися соединяются в одну картину на большом холсте.
9. Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока:
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов индивидуального и коллективного труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
- сообщение о теме следующего урока;
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.