Цели урока:
- обобщить, повторить материал по теме "Оптические явления";
- продемонстрировать поэтичность физики и необходимость знания ее законов не только людям техники, но и людям гуманитарного склада ума, творческим личностям, занимающимся литературой и искусством;
- развивать устную речь учащихся, умение логично и образно выражать свои мысли;
- научить в ходе наблюдений за природными явлениями видеть прекрасное;
- развивать коммуникативные способности.
Такой урок можно провести перед контрольной работой, так как повторяется весь пройденный материал, а также в рамках повторения при подготовке к устному экзамену по физике за курс 9 класса. Проводила такой урок я и в училище (ПУ 44 г.Воскресенска) перед изучением раздела "Свет. Оптика", чтобы заинтересовать ребят с одной стороны и выяснить объем знаний, с которым они пришли из школы.
Оборудование и оформление кабинета:
По краям доска задрапирована тканью так, чтобы она изображала окно. С двух сторон демонстрационного стола стоят подсвечники со свечами, на столе разложены приборы для проведения практических работ по данному разделу, из которых отвечающий ученик должен будет выбрать нужные ему для ответа на поставленный вопрос, а также различные источники света; на приставном столике находится вертикально укрепленное в штативах стекло, свечи, линейка.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Мы живем в удивительном мире света. Свет доставляет нам радость видеть окружающий нас мир, познавать красоту природы.
Учитель в затемненном кабинете зажигает спичку и просит учащихся ответить на вопрос "Что же такое свет? Как вы думаете?"
Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос. Если грамотного ответа не поступает, надо направить мысли ребят в нужном направлении, чтобы получить ответ: "Свет - это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.
Учитель задает следующий вопрос "Какие источники света вы знаете?"
Учащиеся называют источники света, при этом читаются заранее приготовленные честью ребят поэтические строки об источниках света.
О спичке
Как золотая птичка,
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках:
И в этом зыбком свете,
Пусть выпавшем из рук,
Я по одной примете
Узнаю все вокруг.
А.Тарковский
О свече.
Голубое основанье,
Золотое острие:
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее мое.
И.Бунин.
Мерцая желтым язычком,
Свеча все больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живем-
Душа горит, и тело тает.
А.Тарковский.
О солнце.
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
С.Я.Маршак.
О луне.
И на лугу ночном, и здесь,
На чутком сене,
Луна бесшумно расправляет
Складки тени.
Все в лунный свет уже ко сну
Переодето,
И лишь береза на горе -
Дневного света.
Ю.Шестаков.
О звездах.
Так много звезд теснится в раме
Меж переплетами окна.
Они сверкают вечерами,
Как золотые письмена.В оконном тесном полукруге,
Припоминая, узнаешь
Многоугольники и дуги -
Вселенной огненный чертеж.
С.Я.Маршак
Учитель задает вопрос:
- Чем отличается излучение утюга или кипятильника от излучения источников света, например, электрической лампы накаливания? (Источником света называют тела, способные излучать свет.)
Всякое светящееся тело состоит из огромного числа "элементарных" излучателей. Таким образом, оптическое излучение источников света представляет собой набор излучений отдельных атомов и молекул.
Демонстрируются различные источники света, задается вопрос "Какие из них относятся к искусственным, а какие к естественным источникам света?"
"Что такое луч?" (Лучом называется геометрическая линия, указывающая на направление переноса световой энергии.)
"Какие законы распространения света вы знаете?"
- Закон прямолинейного распространения света;
- Закон отражения света; Что такое угол падения, угол отражения? Какое определение вы дадите плоскому зеркалу? Каковы характеристики изображения, даваемого плоским зеркалом?
- Закон преломления света. Что такое угол преломления света? Как читаются законы преломления света? В каком случае угол преломления больше угла падения?
"Сформулируйте эти законы".
Учащиеся формулируют эти законы, при этом используют рисунки, заранее заготовленные на доске.
Далее учащиеся отвечают на вопросы: Как образуется тень и полутень, объясняют солнечное и лунное затмение.
При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение (ответы сопровождаются демонстрацией картинки солнечного и лунного затмения).
Далее, вызывается один ученик к доске, чтобы показать классу выполнение лабораторной работы по определению показателя преломления стекла (практическая часть), другой ученик в это время рисует на доске чертеж и объясняет с аналитической точки зрения запись закона преломления.
Пока учащиеся готовятся к ответу, класс обсуждает диффузное и зеркальное отражение, учитель просит привести примеры диффузного и зеркального отражений. После этого демонстрируется работа по определению показателя преломления стекла.
Следующий ученик проводит демонстрацию со стеклом и свечами, измеряется расстояние от зажженной свечи до стекла и от стекла до незажженной свечи, поставленной так, чтобы казалось, что она тоже горит. Объясняются полученные результаты.
Учитель: Что называют линзой? Какое определение вы дадите выпуклой линзе, вогнутой линзе? Что называется фокусом линзы, фокусным расстоянием линзы? Что такое оптическая сила линзы. Какова единица ее измерения?
После ответов на эти вопросы вспоминаем ход лучей в линзах и строим изображения предметов, даваемых собирающей и рассеивающей линзой. При этом хорошо использовать интерактивную доску.
Вызывается ученики для показа выполнения лабораторных работ "Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы", а также "Получение изображения при помощи линзы"
Пока ребята готовятся, с короткими сообщениями выступают ученики, подготовившиеся по темам "Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки", "Оптические приборы", "Фотоаппарат".
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
Заключительное слово учителя. Мы с вами, ребята, увидели, как различные явления природы предстали перед нами с точки зрения науки, как красота этих явлений побудила поэтов написать прекрасные стихи. Я надеюсь, что вы лишний раз убедились, что научное познание мира нам необходимо, что рядом с ним шагает поэзия, художественные произведения, где используются оптические законы. Различные направления деятельности людей развиваются параллельно, дополняя и обогащая друг друга.