Цель урока:
- Образовательная: упражняться в написании слов с мягким знаком;
- Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, повышать словарный запас
- Воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка, бережного отношения к своему здоровью,
- Здоровьесберегающая: следить за утомляемостью детей, проводить оздоровительные минутки,
Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер, слайды с иллюстрациями.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний учащихся.
Формы урока: Практическое занятие.
Методы: Словесные - рассказ и беседа; иллюстративный; использование ТСО; игровой;
Ход урока
1. Организационный момент.
2, Чистописание.
- Ребята вспоминают правила посадки при письме.
- Написание каллиграфического узора. (Слайд 2)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте тему урока опустив повторяющийся элемент узора. (Слайд 2)
- учитель сообщает цель урока.
4. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте текст (Слайд 3)
- О чем говорится в тексте? (Сегодня наш урок будет посвящен укреплению здоровья.)
- Расскажите, как каждый из ребят укреплял здоровье?
- Дарья выбрала коньки.
- Илья делал зарядку.
- Татьяна ходила на лыжах.
- Объяснение ребятами значение слова "здоровье" ("Толковый словарь" С.И. Ожегов)
(Слайд 4)
- Определите количество букв и звуков в слове "здоровье" (сигнальные карточки)
(Слайд 5)
- Выборочное письмо:
- I вариант - слова с ь - показателем мягкости
- II вариант - слова с разделительным мягким знаком. Проверка (Слайд 6)
Вывод: - Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Когда пишется ь - показатель мягкости?
5. Отработка навыка написания слов с разделительным мягким знаком.
- Что записано на доске? (Слайд 7)
- Какое задание вы могли бы придумать с данными буквами? (Составить и записать из букв слова)
- А помогут вам выполнить это задание загадки к каждой строке.
- Какая орфограмма объединяет эти слова?
- Какую роль выполняет мягкий знак? Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак. Проверка. (Слайд 8)
- Т.к. наш урок посвящен укреплению здоровья, объясните, как каждая пара слов относится к слову "здоровье?" (ответы детей)
6. Физминутка для глаз (Слайд 9)
7. Работа по учебнику (стр. 110 упр. 209)
Списать предложения, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.
- Девочки - 1 предложение (Илья и Тарас катаются на коньках.)
- Мальчики - 2 предложение (Ветер бьет мальчикам в лицо)
Проверка: - какая орфограмма пропущена, какую роль выполняет)
8. Творческое задание.
- А что еще способствует укреплению здоровья?
- Чем вы любите больше всего заниматься в свободное время?
Сейчас мы на уроке отправимся на прогулку в зимний лес. (Слайд 10)
- Что необычного в этом тексте? (Назовите слова)
- Найдите лишнее слово и объясните свой ответ. (Белка - не словарное слово)
- Дайте характеристику этим словам (существительные, нарицательные, одушевленные)
От существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с разделительным мягким знаком. Запишите текст. Подчеркните слова с мягким знаком.
9. Итог урока.
10. Домашнее задание: с.110 упр. 210