Цель: Коррекция звукопроизношения.
Образовательные задачи:
- Активизировать словарный запас по теме "Зимующие птицы".
- Развивать логическое мышление.
- Развивать чувство темпа и ритма.
Коррекционные задачи:
- Формирование умения одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.
- Автоматизация звука "С" в прямых и обратных слогах.
- Образование множественного числа существительных.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие фонематического слуха.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение к зимующим птицам.
1. 0рганизационный момент.
2. Дыхательная гимнастика.
(Ребенок стоя держит игрушку снежинку в руке на расстоянии 10-15 см. от губ, дует, не раздувая щек, не поднимая плечи).
Логопед: Послушай стихотворение и назови время года.
Как подул Дед Мороз
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Ребенок называет время года, о котором говорится в стихотворении, берет снежинку и выполняет дыхательную гимнастику.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай снежинка, подожди немножко.
3. Артикуляционная гимнастика: упражнения "Улыбка - хоботок - домик открывается", "Накажем непослушный язычок", "Испечем блинчик", "Лопаточка", "Подуем на лопаточку", "Фокус".
4. Уточнение произношения звука (c)
(С применением опорных карточек)
Положение органов артикуляции:
а) губы слегка растянуты в улыбку;
б) зубы раскрыты на 1-2 мм;
в) кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок.
- Произнесение многократно звука (Т), по сигналу переход на звук (и), запоминание позиции артикуляционных органов.
- Длительное произнесение звука (Т): губы в улыбке, зубы раскрыты, кончик языка упирается в нижние резцы.
- Упражнение "Горка" (в песочнице):ребенок сыпет песок, насыпая горку, произнося длительно "с-с-с-с".
5. Физкультминутка (по выбору логопеда)
6. Закрепление проговаривания прямых и обратных слогов:
Са -, со -, су -сы.- ас, - ос, - ус,- ис.
Чистоговорка:
Са - са - са - на лугу сидит лиса
Со - со - со - на машине колесо
7. Пальчиковая гимнастика
Сбил, сколотил, (стучат кулачками друг о друга)
Вот колесо, (рисуют в воздухе круг обеими руками)
Сел да поехал, (рулят)Ах, хорошо! (покачивают головой) Оглянулся назад (оглядываются)
Одни спицы лежат! (показывают растопыренные пальцы).
8. Проговаривание стихотворения,
на каждый ударный слог ребенок перекладывает горошины из одной кружки в другую.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по - прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
9. Дидактическая игра "Один - много".
(образование множественного числа существительных):
Ворона, снегирь, галка, воробей, синица.
10. Упражнение на развития речевого слуха.
"Открой глаза, когда услышишь звук с" из звукового ряда: с-з-д-с-ш-с-с-з и т.д.
11. "Выложи фигуру по образцу" из счетных палочек:
Дом, елка.
В конце занятия логопед поощряет ребенка, дает задание на дом в тетради.
Список использованной литературы.
- Научно - методический журнал "Логопед" №2/2008.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии/ "Айрис - пресс", М., 2007.
- Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие/ "Феникс" - Ростов на/Д,2008.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду/ "Мозаика - Синтез", М., 2006.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) "Детство - Пресс", СПб., 2006.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006.