Цель: привлечь воспитанников к природоохранительной работе.
Задачи:
- воспитывать на примерах высокой нравственности;
- развивать чувство ответственности и бережного отношения к природе;
- познакомить с "Красной книгой".
Наглядные пособия: "Красная книга" России и Хабаровского края, репродукции с видами исчезающих зверей, птиц, растений, рыб Амурского бассейна.
Афоризмы:
Нежная матерь Природа! Слава тебе! (Н. Карамзин.)
Давным-давно задумал я
Узнать, прекрасна ли земля: (М. Лермонтов.)
О мать Земля! Я здесь один; людей не видно, но:
Хотел бы пасть я ниц и лобызать тебя! (А. Жемчужников.)
Технические средства: магнитофон, записи звуков природы, релакс "Водный мир", диски с записью произведений П.И. Чайковского "Песня жаворонка", "Болезнь куклы", Ф. Шопена "Экспромт Ля бемоль минор", "Вальс ля минор", песни М. Чепузова "Комсомольский район", Чепузов-Минский "Летняя гроза"; презентация "Природа родного края".
Ход путешествия
Звучит запись произведения П.И. Чайковского "Песня жаворонка" .
Воспитатель.
Пути в лесах тихи и безмятежны.
Они манят в объятия свои.
Войдите ж в них
И окунитесь нежно
В мир пониманья и любви:
Звучит запись произведения Ф. Шопена "Экспромт Ля бемоль минор". Вбегают два "ручейка".
Ручеек 1. Я ручеек, каждый день я путешествую. Мой путь лежит через лесную полянку: Там так много интересного!
Ручеек 2. (бегает) Посмотри, какой я быстрый! А ты как черепаха идёшь.
Ручеек 1. Я иду медленно, чтобы больше узнать об окружающей природе.
Ручеек 2. Да, что тут узнавать? Обычная природа:
Ручеек 1. Нет, не обычная! У природы нашего района есть много секретов. И она такая красивая!
Ручеек 2. Чем это она красива?
Ручеек 1. Всем! Посмотри, какие красивые цветы:
Цветы танцуют под запись произведения Ф. Шопена "Вальс ля минор" и читают стихотворения.
Я - цветок на тонкой ножке,
В шапочке из льна.
Из слюды моё окошко.
Путь мой - узенькая стёжка,
Малая страна!
Я - цветок, глаза росинки,
Веер из пера,
Синий плащ из паутинки,
Туфли из янтарной льдинки
Чище серебра.
Я - цветок пушистовекий,
Всадница огня,
Пряных снов, медка и млека,
Сохрани меня!
Звучит запись произведения Ф. Шопена "Вальс ля минор", цветы кружатся и присоединяются к ребятам.
Воспитатель. Ребята! А какие цветы нашего района знаете вы?
(ответы детей)
Ландыш.
Родился в майский день я.
И лес меня хранит.
Мне кажется, задень меня -
И всё во мне звенит.
Фиалка.
Уже замигали в чащобах лесных
Лиловые глазки фиалок моих.
Украсились ими родные леса,
И утром фиалками пахнет роса.
Ромашка.
Ромашка, ромашка,
Душистый цветок,
Жёлтая серёдка,
Белый лепесток.
Одуванчик.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице.
Колокольчик.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы,
Очень вежливы: А ты..?
Ручеек 2. Какие они красивые! А я этого даже не замечал.
(обращается к ручейку 1 и детям)
Воспитатель. Д
авайте пройдёмся медленно по лугу
И "здравствуй", скажем, каждому цветку.
Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Игра "Фея доброты" А. Лопатина, М. Скребцова "600 творческих игр для больших и маленьких" с. 57, релакс "Водный мир").
Ручеек 1. Цветы - это так красиво: Но я стал замечать, что они куда-то исчезают. Их становится всё меньше и меньше.
Ручеек 2. Почему это происходит?
Ручеек 1. А давай спросим у ребят?
(Спрашивают у детей. Дети отвечают.)
Воспитатель. Дорогие ручейки!
Вы хотите узнать, почему исчезают цветы, растения, а вместе с ними и животные, насекомые? Это грустная история. (к детям)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок:
Если Все: и Я и Ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты:
И не будет красоты.
(Звучит запись произведения П.И. Чайковского "Болезнь куклы")
Ручеек 2. Как не будет?
Ручеек 1. Неужели так много погибло цветов?
Воспитатель. Да! Погибло много и цветов, и растений, и животных.
Ручеек 1. Но как же мы можем допускать их гибель? Мы же без них пропадём.
Ручеек 2. А какую пользу приносят растения?
Воспитатель. Растения и лечат нас, и украшают нашу жизнь, заботятся о нас. А подробнее вам расскажут ребята.
(Дети рассказывают о пользе растений.)
Воспитатель. Очень много плохого произошло с растениями, пока человек понял, что и они нуждаются в охране и заботе. И тогда он создал "Красную книгу".
Ручеек 1. А почему цвет у этой книги красный?
Ручеек 2. Прямо, как у светофора!
Воспитатель. Ну конечно, как у светофора. Запрещающий. Растения, животные, насекомые, занесённые в эту книгу, надо беречь и охранять.
Ребята! А вы хотите, чтобы "Красная книга" появилась у нас в зале?
Сейчас я взмахну волшебной палочкой, которую нам подарила фея доброты, и эта книга появится у нас в зале.
(появляется книга из-за ширмы)
Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим эту книгу? (Рассматривают книгу.)
Ручеек 2. Я слышал, что в "Красной книге" страницы разноцветные, а в этой книге они простые.
Воспитатель. Правильно. В "Красной книге России" все страницы обычные. Но есть "Красная книга мира", в ней страницы разных цветов. А почему, об этом вам расскажут наши ребята.
Чёрные страницы - это те виды животных и растений, которые мы больше никогда не увидим. Они погибли.
Жёлтые страницы - это те животные и растения, которые надо срочно спасать, пока их не уничтожили. Их становиться всё меньше и меньше и скоро совсем не станет.
Белые страницы. Этих видов ещё меньше. И увидеть их можно только на островах, озёрах. В местах, до которых трудно добраться.
Ручеек 1. А эти станицы мне нравятся! Они такие спокойные, зелёненькие:
Воспитатель. Это те виды, которые удалось сохранить. Их спасли от вымирания.
Ручеек 1. Как же я хочу, чтобы все страницы стали зелёными.
Ручеек 2. И тогда: Тогда эту книгу назовут не "Красной книгой", а "Зелёной".
Воспитатель. Да это бы было просто замечательно!
Ручеек 1. Что надо сделать, чтобы это произошло?
Воспитатель. А давайте спросим у ребят?
Разговор с детьми. Звучит спокойная музыка с записью звуков природы(5).
Ручеек 1. А ещё природу надо изучать. Зная её - можно ей помочь.
Ручеек 2. Ребята, а вы знаете растения, которые растут рядом с вами: около дома, в лесу, у речки, там, где вы привыкли гулять?
Воспитатель. Сейчас мы проверим ваши знания.
Проводится викторина.
Там, где застоялась весенняя вода,
Растёт красивый жёлтый огонёк.
Цветёт он до конца весны,
Затем лишь осенью цветёт. (Калужница).Меня зубною травкой называют,
Молочником, пуховичком.
И семена мои летают,
Как парашютик над лужком. (Одуванчик).Вместо горчичника я пригожусь,
Соком жестоким к спине приложусь. (Лютик или куриная слепота).Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник).Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашка).У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки -
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха).Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш).Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина).Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис).Весной зеленела,
Летом загорела,
Красные кораллы
Осенью надела. (Рябина).
Ой не трогайте меня! Обожгу и без огня. (Крапива).
Ручеек 1. Молодцы, ребята! Вот уж не знал, что вы так хорошо знаете растения.
Ручеек 2. А какие грибы растут в нашем лесу вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель. А теперь, ребята, давайте немного поиграем.
(Игра "Ровным кругом друг за другом" - на внимание, воображение, сплочение коллектива)
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так (повторяют за воспитателем).
Воспитатель. Ребята! Наша природа богата не только красотами леса, но и водными ресурсами, которые тоже нужно охранять. И сейчас ребята познакомят вас, ручейки, с обитателями Амурского бассейна.
(Рассказы детей)
Ручеек 2. Какие вы молодцы, ребята! Теперь я вижу как был не прав. Я бежал и не замечал окружающей красоты.
Ручеек 1. Но теперь то ты её видишь! И мы все вместе, сможем беречь родную природу и бесконечно любоваться ею.
Ручеек 2. Да! Беречь, чтобы она жила долго-долго!
Воспитатель. А в заключении нашего занятия мы с ребятами приглашаем всех посмотреть экологическую сказку "О рыбаке и рыбке (на новый лад)".
(Показ сказки).
(Подведение итога занятия).
Воспитанники:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели.
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась.
Чтобы бабочка резвилась.
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И берёзка зеленела.
И под ёлкой жил смешной, колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.
Звучит песня М. Чепузова "Комсомольский район".
Использованная литература:
- Е.В. Шаталова. Праздничный калейдоскоп. Внеклассная работа в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2008. - ISBN 978-5-7057-1307-3.
- С.А. Шмаков. Уроки детского досуга. - М.: Научно-методическое объединение "Творческая педагогика", 1993.
- Стихи русских поэтов. - М.: Дет. Лит. 1978.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
- А. Лопатина, М. Скребцова. 600 творческих игр для больших и маленьких. - М.: Амрита-Русь, 2005. - ISBN 5-94355-281-2.