Урок музыки
Класс - 4. Программа: Музыка. Начальные классы. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. - 3-е издание.- Москва: "Просвещение", 2007. Программа имеет гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Раздел - "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" Тип урока - урок-посиделки.
Цель урока
- Углубить знания обучающихся о нравственно - поведенческих нормах и ценностях, закрепленных в традиционной культуре.
Задачи:
Воспитательные
- Воспитывать уважение к народному искусству как к закодированной памяти предков;
- Воспитывать толерантность к непонятному тексту, друг к другу, к другой культ
Обучающие.
- Углубить знания обучающихся о народной песне и формах ее бытования
- Совершенствовать вокальные, пластические исполнительские навыки
Развивающие.
- Развивать коммуникативную компетенцию в единстве вербальных и невербальных норм;
- Формировать способность к саморегуляции своего эмоционального состояния средствами фольклора;
- Развивать творческие способности, фантазию, воображение в процессе восприятия традиционно-песенных произведений и реализации собственных исполнительских навыков.
Ведущие методы:
- Погружение в ситуацию
- Метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки
- Проблемно - поисковый
- Игровой
Методы стимулирования музыкальной деятельности:
- Метод эмоционального воздействия
- Создание ситуации успеха
Сценарий урока
I. Вступление: Эмоциональный настрой и музыкальное приветствие.
Приветствие учителя (далее У.) и ответ детей (далее Д.). У. ведет диалог в песенном варианте, дети импровизируют ответ (по сути - песенное творчество)
Д. входят в класс, взявшись за руки, "ниточкой" за У.
II. Хоровод - игра "Заплетися, плетень".
У. исполняет a capella, "заплетает" хоровод:
Заплетись, плетень, заплетися,
Узел золотой наш, завяжися.
Горницу лучинка, освещай-ка,
Заиграй-ка, моя балалайка.
Звучит в записи русская народная плясовая. Д. имитируют игру на балалайке
III. Восприятие и пластическое интонирование "Светит месяц".
Хоровод расплетается в обратную сторону:
Расплетися, плетень, расплетися,
Золотой наш узел, развяжися,
Вместе с нами, плетень, расплетайся,
На младу берёзоньку завивайся.
Д. рассаживаются на места.
У.: Ваше мнение - звучала народная музыка или композиторская?
Д.: Народная.
У.: Почему так думаете? Назовите особенности народной музыки.
Д.: манера исполнения, слова сейчас так не произносим, в мелодии много повторов, тембры народных инструментов: балалайка, ложки, гармонь.
IV. Проверка домашнего задания.
Дети получили два варианта заданий:
Фольклорная экспедиция "Колыбельная моей мамы". Узнать, какую колыбельную пела мама или бабушка, послушать и записать "для потомков".
Исследовательское творческое задание. Дети должны были отгадать старинную загадку:
С одного дерева
Да четыре угодья:
Первое - от темной ночи свет,
Второе - некопаный колодезь,
Третье - разбитому вязь.
Четвертое - помытому здоровье,
Что за дерево такое?
Отгадки такие: 1) лучина; 2)березовый сок; 3)береста для оплетения горшка; 4)веник для бани - березка. Если будут трудности, обратить внимание детей, что подсказка была в игре "Заплетися, плетень".
У.: Конечно, глиняных горшков теперь нет. Другое дело - веник для бани. Каждый знает, что русская банька полезна и старым и малым. Все хвори выгоняет, душу веселит, тело радует. А сегодня на уроке и дыхание певческое потренирует.
V. Тренировка дыхания "Веники".
У.: Сок березовый - из "некопаного колодезя" - и сейчас рекомендуют для лечения и профилактики авитаминоза. А вот лучинка исчезла. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственно - чудесным, ушло в прошлое. При ее свете девушки и женщины пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, дети слушали бабушкины сказки, старики рассказывали - напевали про подвиги былинных богатырей, а мамы, сидя у колыбельки, укачивали своих малышей.
Результаты фольклорной экспедиции "Колыбельная моей мамы", - словесные, красиво оформленные, исполненные а capella.
VI. Песенные импровизации детей, как бы заново создающие мамину колыбельную.
У.: Как давно люди стали сочинять песни? Предположения детей.
У.: По своему происхождению многие песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми, прапредками. И, конечно, почитали солнышко как источник жизни, тепла и света. В русских песнях и загадках солнце нередко изображали в девичьем образе, приписывая человеческие черты и поведение. Затем учитель предлагает выполнить
VII. Арт-терапевтическое вокальное упражнение "Солнышко просыпается"[1].
У.: Именно с тех времен сохранилась традиция становиться в круг и водить хороводы в честь солнца.
У. предлагает вспомнить тему I четверти
Д.: "Россия - родина моя"
У.: Какие виды хороводов вы знаете?
Д.: Круговые, орнаментальные, хороводы - шествия, хороводные песни и игры.
У.: Почему хороводные песни и танцы сближают людей, делают их более дружелюбными?
Д.: Движения коллективные. Исполнение хоровода зависит от всех. Темп движения у всех разный, а действовать нужно слаженно.
У.: А вот можете ли вы действовать слаженно мы сейчас и проверим.
VIII. Координационно-подвижный канон на основе звучащих жестов "Магический круг"[2].
У. Напоминает, что в песенном репертуаре класса есть хоровод и предлагает его исполнить.
IX. Актуализация музыкальных впечатлений: вокальное исполнение с движением "Милый мой хоровод".
Итог урока
У.: Идет человек по земле и поет. Грустно ему - поет грустную песню, хорошее настроение - поет весёлую. А почему поет - спроси его - не ответит. Поет для своего удовольствия. Песня - летопись жизни народа, его душа. Почему? Потому что она всегда была рядом с человеком: и в радости, и в горе. Она помогала работать и отдыхать, сопровождала людей во время труда и праздника.
Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть -
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь -
Пляшут вечер и синие звезды.
И старушка Земля всё никак не поймет,
В чем же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
В. Гин
Комментарий к уроку.
Раздел программы по музыке в 4 классе "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" открывается эпиграфом: "На свете каждый миг мелодия родится:" Именно о множестве народных мелодий, рожденных щедростью души, богатством фантазии, неисчерпаемой любовью к своей Отчизне и своему народу безымянных народных поэтов, композиторов, музыкантов и идет речь на уроках музыки. Вхождение в мир фольклора других народов начинается от русских народных песен, наигрышей.
I этап урока
Песенные импровизации несут в себе эмоциональный заряд. То, что придумывается самостоятельно, запоминается лучше и крепче. Традиция начала урока закрепляется в сознании. Дети чувствуют себя творцами, авторами не только попевок, но и данной традиции. Есть еще некий элемент соревновательности, который стимулирует креативность: придумать нечто такое, что еще никто до тебя не придумал. (Эмоциональный аспект здоровья + творческая активность).
II - III этапы урока
Интересен для детей и прием "игрового вхождения" в урок с песней, с включением танцевальных движений, имитации игры на музыкальных инструментах - балалайке, баяне, гуслях и т.д. На данном уроке восприятие русской народной плясовой в исполнении оркестра русских народных инструментов было "проинтонированно" движениями рук, имитирующими игру на балалайке. Музыкально - ритмическое движение органично вписано в урок и в игровой форме снимает волнение детей, помогает освоиться в предложенном пространстве.
IV - V - VI этапы урока
Отгадка подобной загадки даст детям много информации о жизни наших предков. Дети узнают новые слова: лучина, колодезь, глиняный горшок, вязь, угодье (в смысле - польза), что естественно расширяет кругозор. (Интеллектуальный аспект здоровья). Охрана голоса и слуха на уроке Музыки были и остаются приоритетными. Прежде чем дать нагрузку на голосовой аппарат, необходимо провести вокальную и дыхательную разминки, при непременном соблюдении певческой установки. (Физический аспект здоровья).
В этой связи интересен прием тренировки дыхания "Веники". В русском фольклоре подобные попевки носят название "докучные", то есть - бесконечные. Вот текст такой попевки - скороговорки про веники:
Веники, веники,
Веники - помелики,
На печи валялися,
С печи оборвалися.
Кум Гаврило, кум Гаврило,
Я Гавриле говорила:
(скороговорка повторяется сначала).
Усвоение текста попевки идет устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с "голоса на голос", от "сердца к сердцу".
Затем показывается, как она должна исполняться - не прерывая дыхания, негромко, чтобы воздух экономно расходовался.
Пусть в качестве тренировки дети попробуют научиться произносить все эти шесть первых строчек, не переводя дыхания, то есть не делая более дополнительного вздоха.
Конечно, работа над попевкой продолжительна и рассчитана на несколько уроков. В этом упражнении есть одна хитрость. Чтобы произнести как можно больше слов, их надо проговаривать как можно скорее. По мере того, как ребята приобретают навык скороговорки, пусть они научатся петь докучную попевку про веники на звуках разной высоты - поднимаясь все выше и выше по музыкальному звукоряду.
Исполнение маминой колыбельной обычно проходит очень эмоционально, равнодушных нет. Дети приносят на урок "частичку своей семьи" и относятся к этому очень трепетно. Происходит приобщение к памяти рода. И, в этой связи важна роль учителя. Необходимо найти образные слова, настроить класс особым образом, чтобы этот фрагмент урока прошел без обидных замечаний со стороны воспринимающих и не обидел исполнителя.
VII этап урока
В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство. В отдельных исследованиях последних лет арт - терапевтические методики адаптированы к работе с обычными людьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально - волевой сферы личности, способствующих как духовно - нравственному, так и физическому оздоровлению.
Описание арт-терапевтического упражнения "Солнышко просыпается".
Дети должны представить, как солнышко появляется из-за горизонта и начинает светить все ярче и ярче. Ребята приседают, начинают тихо петь один звук закрытым ртом. Постепенно дети встают, поднимают руки вверх, словно навстречу восходящему солнцу. Одновременно поют звук "а". Учитель обращает внимание на способ пения "светлым" звуком, улыбаясь.
VIII этап урока
Координационно-подвижный канон на основе звучащих жестов "Магический круг"
В основе данного канона познание того, каким огромным многообразием звуков природа наделила человека. Их можно воспроизвести, используя возможности (даже самые простые - хлопки, щелчки, шлепки и т.д.) собственного тела как своеобразного и оригинального инструмента.
Описание: Исполняется без текста. Одна группа детей сидит с закрытыми глазами. Вторая друг за другом повторяет за учителем предлагаемые им звучащие жесты, реагируя на динамику, манеру исполнения, смену приемов. Звук должен "катиться" по кругу. Упражнение потребует от детей большой сосредоточенности и внимания. Оно исполняется без пауз. Группы необходимо менять местами. По окончании работы над каноном попросите сидящих в "магическом круге" детей рассказать о своих впечатлениях, об образах, которые возникли при слушании, о "цвете", различных звуков.
Варианты звуковых моделей:
легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и уменьшением силы звука создадут впечатление легкого дождя, усиливающегося от порывов ветра;
- впечатление шороха травы или листвы возникнет, если быстро потереть ладони;
- серебристый звук шуршания камыша получится при трении внешней стороны рук;
- далекие раскаты грома - от звука несильных ударов по груди;
- хлопанье крыльев взлетающей стаи - от шлепков по коленям;
- активное постукивание кулачками по полу дадут впечатление саванны;
- постукивание подушечками пальцев - бег сказочных существ.
IX этап урока
Актуализация музыкальных впечатлений: вокальное исполнение с движением "Милый мой хоровод".
Хороводную песню "Милый мой хоровод" можно не только спеть с подголосками, каноном, но и "сплести" ее в хоровод (круговой, линейный, зигзагообразный), сопровождая звучанием бубна, ложек, колокольчиков.
Активное участие в исполнении народных песен должно формировать у школьников понимание того, что фольклор всегда связан с двумя отличительными чертами:
- во-первых, с импровизацией - свободой воспроизведения мелодий, ритмов, поиском выразительности звучания голосов, сочетания сольного, группового, коллективного ("всем хором") исполнения;
- во-вторых, с вариационностью, разнообразными приемами развития музыкальной мысли, которые часто находят свое выражение в форме вариаций.
Список литературы.
1. Бакланова Т.И., Сокольникова Н. М., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: программа интегрированного курса. 1-9 кл. - М., 1997.
2. Боровик Т. Урок состояния//Искусство в школе, 2001, №1.