Предмет: Изобразительное искусство. Композиция.
Тема урока: Тематическая композиция "Мегаполис".
Тип урока: Комбинированный.
Использован метод режиссирования урока: включения учащихся в сотворческую, творческую деятельность, способствующую развитию эстетических потребностей умений и способностей.
Форма проведения урока: групповая.
Цель урока:
Образовательная:
- Расширить и углубить знания учащихся о работе в системе Интернет о умении добывать, сортировать и обобщать найденную информацию.
- Развивать и закреплять умение использовать законы и приемы композиции на практике, знание законов стилизации.
Воспитательная:
- Направить внимание ученика на познавательное и положительное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать как самостоятельность так и способность к коллективному творчеству.
Развивающая:
- Научить при работе, с реалистичным изображением архитектурных сооружений анализировать и подчеркивать отдельные детали, чтобы добиваться большей выразительности в стилизованном изображении.
- Развивать глазомер, твердость руки и навыки в использовании различных материалов.
Задачи урока:
- Обработать информацию найденную учащимися в Интернете (1-группа учащихся искали информацию об архитектурных сооружениях Романского стиля, 2 группа - Готическикого, 3 группа - Модернизм).
- Стилизовать архитектурные сооружения (упражнение тушью).
- Составить стилизованную композицию (в карандаше)
- Частично выполнить работу в цвете.
Методы урока:
- Исследовательский.
- Добывания знаний и умений путем проведения наблюдений, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.
Наглядные пособия к уроку.
- Цветовой круг.
- Тематические композиции "Мегаполис" учащихся прошлых лет.
- Карточки для упражнений.
- Репродукции с изображением архитектурных сооружений различных стилей.
- Таблица "Приемы стилизации"
Материалы. Бумага, тушь, гуашь, пастель, кисть, карандаш, перо.
Литература.
- Педагогика Н.В. Бордовская, А.А. Реан.
- Рисунок и живопись Ю.М. Кирцев.
- Композиция Л.А.Щитов, В.Н. Ларионов.
Архитуктура Нил Стивенсон.
План проведения урока:
- Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся к уроку).
- Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме.
- Обработка информации добытой в интернете.
- Постановка цели и задачи урока.
- Первичная проверка понимания, краткий опрос, обсуждение.
- Творческое применение знаний. Выполнение графического упражнения
- Физминутка. Коллективный коллаж на магнитной доске из графических упражнений.
- Усвоение нового материала. Составление эскиза.
- Работа с цветовым кругом. Локальный цвет.
- Правила восприятия цвета.
- Выполнение упражнений на смешивание цвета.
- Выполнение творческой, индивидуальной работы.
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
- Контроль за результатами.
- Домашнее задание к следующему уроку.
- Подведение итогов урока.
Конспект урока
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с особенностями стилей в архитектуре разных эпох, сегодня - же мы узнаем о них по подробнее и самые значимые особенности попытаемся применить в своей композиции.
Предоставим слово учащимся первой группы (ребята дают определение романскому стилю).
Romanum - римский - художественный стиль, связанный с античной культурой Рима и получивший распространение в странах Западной, и Центральной Европы с 10 до середины 13 века. Для архитектурных памятников характерны массивные башни и стены, мощные опоры, полукруглые арки, цилиндрические или крестовые своды, преобладание горизонтальных линий. Ребята для показа приготовили несколько снимков, которые разместили на доске: Баптистерий (крещальня), Пизанский собор и явный представитель стиля- Базилика Сант Антонио в Падуе. Фотографии остаются на доске.
Ребята отлично справились с заданием!
А теперь послушаем группу номер- 2.
Gotiko-готский, связанный с германским племенем готов- художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Главный тип здания- собор, основанный на каркасной системе, позволивший не бывалые по высоте сооружения, украшенные ажурной резьбой, скульптурами и витражами. Выдающимися произведениями готической архитектуры: во Франции - собор Нотр-Дам, в Германии собор в Кельне, в Англии Вестмистерское аббатство в Лондоне. Дополняем нашу галерею, а ребятам говорим - спасибо.
Третья группа завершит наш экскурс это - Модерн (moderne - с фр. Современный) - Художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19 начала20 века для которых характерны разрыв с историческими формами художественного творчества. В архитектуре модерна использовались новые конструкции, свободная планировка, своеобразный образно-символический декор. Творчество испанского архитектора А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.
Наша архитектурная галерея готова! Ребята мы рассмотрели три направления три совершенно разных линии. И перед нами стоит интереснейшая задача объединить эти архитектурные сооружения в один стилизованный "Мегаполис". Для начала мы вспомним, принципы стилизации рассмотрим таблицу - "Стилизация". Помним - что мы должны сохранить форму зданий, сохраняя ее пластическую выразительность, выделить главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей.
Выполняем небольшие упражнения. На листе тушью без карандашного рисунка пытаемся стилизовать наиболее понравившееся архитектурное сооружение. Упражнение на 7 минут. Готово! А теперь все вместе попытаемся составить коллаж. На мольберт кнопками прикрепляем листочки с рисунками. Вот и размялись перед серьезной работой. Коллаж составили, вспоминая правила составления композиции.
Учащиеся занимают свои места за мольбертами, формат 1/2 ватмана.
Началась творческая работа по составлению композиции.
Играет приятная музыка.
Реплики во время самостоятельной работы:
С помощью ряда приемов можно усложнить или упростить форму, цвет, детали объекта, а так же оказаться от передачи объема.
Художник может изменить предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным.
По завершению, работы выставляем на мольбертах и начинаем анализ. Учащиеся характеризуют работу рядом стоящего ученика, положительные и очень корректно отрицательные качества работы.
Сегодня на уроке мы познакомились с тремя стилями в архитектуре. Выбрали наиболее нам понравившиеся здания, поработали над этими сооружениями, стилизовали их, переработали и составили композицию под названием " Мегаполис". На следующем уроке мы продолжим работу в цвете. На сегодня урок окончен.
Завершение урока. Просмотр работ. Анализ работ учащихся.
Анализ урока
Урок тематический прошел успешно.
В проведении урока были применены
* методы организации учебно-познавательной деятельности, такие как:
- словесные, наглядные, практические.
- Аналитические
- Методы самостоятельной работы и работы под руководством.
*методы стимулирования и мотивации
*методы контроля и самоконтроля
На уроке применялись формы дифференцирования учащихся по учебным возможностям. Использовались современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные.
Урок прошел в хорошем темпе, в доверительной атмосфере.
Поставленные задачи были выполнены.