Тематическая композиция "Мегаполис"

Разделы: МХК и ИЗО


Предмет: Изобразительное искусство. Композиция.

Тема урока: Тематическая композиция "Мегаполис".

Тип урока: Комбинированный.

Использован метод режиссирования урока: включения учащихся в сотворческую, творческую деятельность, способствующую развитию эстетических потребностей умений и способностей.

Форма проведения урока: групповая.

Цель урока:

Образовательная:

  • Расширить и углубить знания учащихся о работе в системе Интернет о умении добывать, сортировать и обобщать найденную информацию.
  • Развивать и закреплять умение использовать законы и приемы композиции на практике, знание законов стилизации.

Воспитательная:

  • Направить внимание ученика на познавательное и положительное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать как самостоятельность так и способность к коллективному творчеству.

Развивающая:

  • Научить при работе, с реалистичным изображением архитектурных сооружений анализировать и подчеркивать отдельные детали, чтобы добиваться большей выразительности в стилизованном изображении.
  • Развивать глазомер, твердость руки и навыки в использовании различных материалов.

Задачи урока:

  • Обработать информацию найденную учащимися в Интернете (1-группа учащихся искали информацию об архитектурных сооружениях Романского стиля, 2 группа - Готическикого, 3 группа - Модернизм).
  • Стилизовать архитектурные сооружения (упражнение тушью).
  • Составить стилизованную композицию (в карандаше)
  • Частично выполнить работу в цвете.

Методы урока:

  • Исследовательский.
  • Добывания знаний и умений путем проведения наблюдений, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.

Наглядные пособия к уроку.

  • Цветовой круг.
  • Тематические композиции "Мегаполис" учащихся прошлых лет.
  • Карточки для упражнений.
  • Репродукции с изображением архитектурных сооружений различных стилей.
  • Таблица "Приемы стилизации"

Материалы. Бумага, тушь, гуашь, пастель, кисть, карандаш, перо.

Литература.

  1. Педагогика Н.В. Бордовская, А.А. Реан.
  2. Рисунок и живопись Ю.М. Кирцев.
  3. Композиция Л.А.Щитов, В.Н. Ларионов.

Архитуктура Нил Стивенсон.

План проведения урока:

  1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся к уроку).
  2. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме.
  3. Обработка информации добытой в интернете.
  4. Постановка цели и задачи урока.
  5. Первичная проверка понимания, краткий опрос, обсуждение.
  6. Творческое применение знаний. Выполнение графического упражнения
  7. Физминутка. Коллективный коллаж на магнитной доске из графических упражнений.
  8. Усвоение нового материала. Составление эскиза.
  9. Работа с цветовым кругом. Локальный цвет.
  10. Правила восприятия цвета.
  11. Выполнение упражнений на смешивание цвета.
  12. Выполнение творческой, индивидуальной работы.
  13. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  14. Контроль за результатами.
  15. Домашнее задание к следующему уроку.
  16. Подведение итогов урока.

Конспект урока

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с особенностями стилей в архитектуре разных эпох, сегодня - же мы узнаем о них по подробнее и самые значимые особенности попытаемся применить в своей композиции.

Предоставим слово учащимся первой группы (ребята дают определение романскому стилю).

Romanum - римский - художественный стиль, связанный с античной культурой Рима и получивший распространение в странах Западной, и Центральной Европы с 10 до середины 13 века. Для архитектурных памятников характерны массивные башни и стены, мощные опоры, полукруглые арки, цилиндрические или крестовые своды, преобладание горизонтальных линий. Ребята для показа приготовили несколько снимков, которые разместили на доске: Баптистерий (крещальня), Пизанский собор и явный представитель стиля- Базилика Сант Антонио в Падуе. Фотографии остаются на доске.

Ребята отлично справились с заданием!

А теперь послушаем группу номер- 2.

Gotiko-готский, связанный с германским племенем готов- художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Главный тип здания- собор, основанный на каркасной системе, позволивший не бывалые по высоте сооружения, украшенные ажурной резьбой, скульптурами и витражами. Выдающимися произведениями готической архитектуры: во Франции - собор Нотр-Дам, в Германии собор в Кельне, в Англии Вестмистерское аббатство в Лондоне. Дополняем нашу галерею, а ребятам говорим - спасибо.

Третья группа завершит наш экскурс это - Модерн (moderne - с фр. Современный) - Художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19 начала20 века для которых характерны разрыв с историческими формами художественного творчества. В архитектуре модерна использовались новые конструкции, свободная планировка, своеобразный образно-символический декор. Творчество испанского архитектора А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.

Наша архитектурная галерея готова! Ребята мы рассмотрели три направления три совершенно разных линии. И перед нами стоит интереснейшая задача объединить эти архитектурные сооружения в один стилизованный "Мегаполис". Для начала мы вспомним, принципы стилизации рассмотрим таблицу - "Стилизация". Помним - что мы должны сохранить форму зданий, сохраняя ее пластическую выразительность, выделить главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

Выполняем небольшие упражнения. На листе тушью без карандашного рисунка пытаемся стилизовать наиболее понравившееся архитектурное сооружение. Упражнение на 7 минут. Готово! А теперь все вместе попытаемся составить коллаж. На мольберт кнопками прикрепляем листочки с рисунками. Вот и размялись перед серьезной работой. Коллаж составили, вспоминая правила составления композиции.

Учащиеся занимают свои места за мольбертами, формат 1/2 ватмана.

Началась творческая работа по составлению композиции.

Играет приятная музыка.

Реплики во время самостоятельной работы:

С помощью ряда приемов можно усложнить или упростить форму, цвет, детали объекта, а так же оказаться от передачи объема.

Художник может изменить предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным.

По завершению, работы выставляем на мольбертах и начинаем анализ. Учащиеся характеризуют работу рядом стоящего ученика, положительные и очень корректно отрицательные качества работы.

Сегодня на уроке мы познакомились с тремя стилями в архитектуре. Выбрали наиболее нам понравившиеся здания, поработали над этими сооружениями, стилизовали их, переработали и составили композицию под названием " Мегаполис". На следующем уроке мы продолжим работу в цвете. На сегодня урок окончен.

6.jpg (87931 bytes)

Завершение урока. Просмотр работ. Анализ работ учащихся.

Анализ урока

Урок тематический прошел успешно.

В проведении урока были применены

* методы организации учебно-познавательной деятельности, такие как:

  • словесные, наглядные, практические.
  • Аналитические
  • Методы самостоятельной работы и работы под руководством.

*методы стимулирования и мотивации

*методы контроля и самоконтроля

На уроке применялись формы дифференцирования учащихся по учебным возможностям. Использовались современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные.

Урок прошел в хорошем темпе, в доверительной атмосфере.

Поставленные задачи были выполнены.