Тип урока: урок систематизации знаний.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по данной теме, закрепление вычислительных навыков, умения анализировать и решать текстовые задачи;
- развивать логическое мышление, внимание, математическую речь;
- способствовать повышению интереса к урокам математики, воспитанию чувства товарищества и взаимовыручки.
Оборудование: изображение замков, изображение ключей с записанными на них примерами, конверт с письмом, звукозапись голоса Принца.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня утром сорока принесла конверт, в котором было письмо от Золушки. Она написала, что злая мачеха закрыла ее на чердаке высокой башни за пятью дверьми и на каждой двери повесила замок с секретом. Каждый замок открывается тогда, когда выполняется задание, записанное на нем. Принц пытался помочь своей Золушке, но от горя и волнения допустил ошибки, замки не открылись и Золушка до сих пор взаперти. Что же делать? Вы хотите помочь? Тогда внимательно слушайте и выполняйте задания. Постарайтесь не допускать ошибок, иначе бедная девушка так и останется в плену.
III. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальная работа
– Мы у первого замка. Около него мачеха раскидала ключи. Решив примеры, записанные на ключах, мы узнаем код замка и сможем его открыть.
Ключи с примерами:
2 + 4 10 – 6 5 + 1 8 – 2
9 – 3 6 + 0 3 + 3 7 – 1
– Код замка 6. Но замок откроется, если вы красиво и правильно пропишите эту цифру.
2. Каллиграфическая минутка
Цифра 6 – дверной замочек,
Сверху – крюк, внизу – кружочек.
– Молодцы! С первым замком вы справились и первую дверь открыли. Но перед нами следующий замок и следующее задание.
IV. Работа по теме урока
А) Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.
1. Второй замок
– Пытаясь открыть этот замок, Принц допустил ошибки и замок так и не открылся. Найдите и исправьте ошибки.
Записано на доске:
32 + 4 = 72 57 – 51 = 06 40 + 25 = 425 64 – 31 = 51
– Знание каких правил помогло вам при
исправлении ошибок?
– Молодцы! Очередная дверь открыта! Вперед!
2. Третий замок
– Следующий замок – кодовый. Чтобы узнать код, надо решить примеры и расшифровать слово.
Самостоятельная работа
54 + 20 = _ Р
40 + 5 = _ Я
97 – 17 = _ М
24 + 12 = _ В
49 – 22 = _ Е
– Все сумели расшифровать слово?
– Какая связь между этим словом и Золушкой?
– Какие умения помогли справиться с этим
заданием?
– Молодцы! И эту преграду мы преодолели.
Физминутка
– Золушка не может сидеть без дела. И даже сидя взаперти она устроила уборку в комнате. Давайте поможем ей навести чистоту в замке. Вымоем окна, соберем паутину, вымоем пол. (Учащиеся потягиваются, выполняют наклоны в стороны и вперед)
Б) Решение задачи (четвертый замок)
– Перед нами замок, который откроется лишь после того, как вы решите задачу.
Задача: Золушка перемыла 45 тарелок, а чашек на 15 меньше. Сколько всего предметов посуды перемыла Золушка? (Анализ и решение задачи у доски с комментарием)
– Молодцы! Очередной замок открыт!
В) Решение логической задачи (пятый замок)
– Последний замок с хитрым заданием. Подумайте, прежде чем ответить на вопрос, ведь от этого зависит судьба Золушки.
Задача: Для приготовления обеда Золушке нужно наполнить водой кастрюли. У нее есть 2 банки – 5-литровая и 3-литровая. Как с их помощью отмерить 2л воды? 8л? 13л? 16л?
– Вы выполнили все задания, открыли все замки. Теперь Золушка свободна и Принц увезет ее во дворец!
Учитель включает звукозапись: «Дорогие ребята! Мы с Золушкой очень благодарны вам за помощь. Теперь мы всегда будем вместе! А вам желаем успехов в учебе! Спасибо вам!»
V. Рефлексия
– Что помогало вам в спасении Золушки?
– Задания каких замков вызывали затруднение?
VI. Итог урока
– Знание каких правил помогло в работе на уроке?
VII. Домашнее задание