Урок математики во 1-м классе на тему "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок систематизации знаний.

Цели: 

  • обобщить и систематизировать знания  и умения учащихся по данной теме, закрепление вычислительных навыков, умения анализировать и решать текстовые задачи;
  • развивать логическое мышление, внимание, математическую речь;
  • способствовать повышению интереса к урокам математики, воспитанию чувства товарищества и взаимовыручки.

Оборудование: изображение замков, изображение ключей с записанными на них примерами, конверт с письмом, звукозапись голоса Принца.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня утром сорока принесла конверт, в котором было письмо от Золушки. Она написала, что злая мачеха закрыла ее на чердаке высокой башни за пятью дверьми и на каждой двери повесила замок с секретом. Каждый замок открывается тогда, когда выполняется задание, записанное на нем. Принц пытался помочь своей Золушке, но от горя и волнения допустил ошибки, замки не открылись и Золушка до сих пор взаперти. Что же делать? Вы хотите помочь? Тогда внимательно слушайте и выполняйте задания. Постарайтесь не допускать ошибок, иначе бедная девушка так и останется в плену.

III. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальная работа

– Мы у первого замка. Около него мачеха раскидала ключи. Решив примеры, записанные на ключах, мы узнаем код замка и сможем его открыть.

Ключи с примерами:

2 + 4                        10 – 6                       5 + 1                            8 – 2
9 – 3                         6 + 0                        3 + 3                            7 – 1

– Код замка 6. Но замок откроется, если вы красиво и правильно пропишите эту цифру.

2. Каллиграфическая минутка

Цифра 6 – дверной замочек,
Сверху – крюк, внизу – кружочек.

– Молодцы! С первым замком вы справились и первую дверь открыли. Но перед нами следующий замок и следующее задание.

IV. Работа по теме урока

А) Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

1. Второй замок

– Пытаясь открыть этот замок, Принц допустил ошибки и замок так и не открылся. Найдите и исправьте ошибки.

Записано на доске:

32 + 4 = 72          57 – 51 = 06         40 + 25 = 425         64 – 31 = 51

– Знание каких правил помогло вам при исправлении ошибок?
– Молодцы! Очередная дверь открыта! Вперед!

2. Третий замок

– Следующий замок – кодовый. Чтобы узнать код, надо решить примеры и расшифровать слово.

Самостоятельная работа

54 + 20 = _ Р
40 + 5 = _ Я
97 – 17 = _ М
24 + 12 = _ В
49 – 22 = _ Е

– Все сумели расшифровать слово?
– Какая связь между этим словом и Золушкой?
– Какие умения помогли справиться с этим заданием?
– Молодцы! И эту преграду мы преодолели.

Физминутка

– Золушка не может сидеть без дела. И даже сидя взаперти она устроила уборку в комнате. Давайте поможем ей навести чистоту в замке. Вымоем окна, соберем паутину, вымоем пол. (Учащиеся потягиваются, выполняют наклоны в стороны и вперед)

Б) Решение задачи (четвертый замок)

– Перед нами замок, который откроется лишь после того, как вы решите задачу.

Задача: Золушка перемыла 45 тарелок, а чашек на 15 меньше. Сколько всего предметов посуды перемыла Золушка? (Анализ и решение задачи у доски с комментарием)

– Молодцы! Очередной замок открыт!

В) Решение логической задачи (пятый замок)

– Последний замок с хитрым заданием. Подумайте, прежде чем ответить на вопрос, ведь от этого зависит судьба Золушки.

Задача: Для приготовления обеда Золушке нужно наполнить водой кастрюли. У нее есть 2 банки – 5-литровая и 3-литровая. Как с их помощью отмерить 2л воды? 8л? 13л? 16л?

– Вы выполнили все задания, открыли все замки. Теперь Золушка свободна и Принц увезет ее во дворец!

Учитель включает звукозапись: «Дорогие ребята! Мы с Золушкой очень благодарны вам за помощь. Теперь мы всегда будем вместе! А вам желаем успехов в учебе! Спасибо вам!»

V. Рефлексия

– Что помогало вам в спасении Золушки?
– Задания каких замков вызывали затруднение?

VI. Итог урока

– Знание каких правил помогло в работе на уроке?

VII. Домашнее задание