Занятие по экологии в подготовительной (логопедической) группе "Юные спасатели"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Формировать знания детей о  лесе и обитателях леса.
  • Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимо­связи в экосистемах.
  • Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
  • Учить бережному и доброму отношению к природе.
  • Развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: игрушечная белочка; угощения для белочки; плакаты: «SOS», «01», «112»; мобильный телефон; карта – лабиринт; схематическое изображение лесов; бабочка – оригами; рисунок «Лес после пожара», жители леса (животные, деревья и т.д. на магнитах); запись спокойной музыки; мелодия песни «Настоящий друг».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети здороваются с гостями.

1. Оргмомент

(На стульчике сидит игрушечная белочка).

– У нас с вами ещё гость, но он почему-то грустный?
– Что случилось, милое животное?
– Может белочка кушать хочет?  Давайте угостим  белочку. (Дети собирают грибы, орехи, жёлуди, шишки, яблоки, ягоды и кладут их в корзину возле белочки и встают вокруг белочки.)

2. Речевое упражнение «Чем угостим белочку»

– Чем мы угостили белочку? (Ответы детей: Угостили белочку орехами.
 ( желудями, грибами, шишками)
 Вокруг белочки водят хоровод:
Белочка, покормись!
Белочка, улыбнись!
Белочка – попляши!
Белочка – поскачи!
Белочка –  топни ножкой!
– Не получается у нас развеселить белочку. (Дети садятся на стульчики)
– Что это за плакат? (Возле белочки плакат с текстом «SOS».)
(Воспитатель находит знак « SОS»)
– И написан английскими буквами.

3. Сигнал «SOS»

– Кто знает, что обозначает этот знак? (когда терпят бедствие )
– Белочка принесла нам свой фильм. Давайте его посмотрим, и может быть сумеем разгадать тайну белочки.

4. Просмотр презентации «Пожар в лесу» (Приложение 1)

Во время просмотра воспитатель читает стихотворение:

Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. (В.Шефнер)

– Так вот о чём нам хотела рассказать белочка.
– Что же нам делать, ведь в лесу пожар?
– Правильно надо позвонить в пожарную часть. Какой номер мы должны набрать? (01)
– А еще, по какому номеру можно позвонить? (112)
– Правильно, это номер 112 и называется – служба спасения.
– Что мы должны назвать по телефону? (Назвать своё имя и фамилию; сказать что случилось; сказать адрес.)

5. Игра «Вызовем пожарников»

(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок)

– Пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!

6. Игра «Смелые пожарные»

Воспитатель: Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы стать пожарным?
Дети: (возможные ответы) заниматься спортом, уметь слушать, быть добрым, много знать приёмов по спасению людей.
– Какие должны быть пожарники? (смелые, выносливые, бесстрашные, сильные)
– Да, пожарники должны быть именно такими. Но ещё, надо уметь хорошо ориентироваться на местности.
– Будем тренироваться?
– Вот вам задание.

7. Игра «Лабиринт»

 

– Представим, что мы пожарники и находим путь к «белочкиному» лесу. Нужно проложить маршрут машины к «белочкиному» лесу.

(Дети по карточкам самостоятельно находят путь и ориентиры к нему.)

– А теперь проверим, правильно ли вы определили. А покажет нам путь … (На большой карте путь показывает один ребёнок, а остальные контролируют).
– Молодцы! С заданием справились!
– Я открою вам секрет, этот лес называется – дубрава. Как вы думаете, почему? А ещё какие леса бывают? (Дети называют, а воспитатель выставляет схематическое изображение лесов – хвойный, берёзовая роща, смешанный лес.)

8. Игровой момент – звонок из пожарной части

Воспитатель разговаривает по телефону и созывает детей к себе.

– Я хочу сообщить вам радостную весть – «белочкин»  лес спасён!
– Теперь и мы с вами можем отправиться в лес и отнесём белочку в её дом.

9. Упражнение «Что такое лес?» (Звучит спокойная музыка.)

Я пришла к вам сегодня
С этой музыкой нежной,
Доброй и светлой,
Родной и приветной.
В музыке этой
Лесные тропинки.
Солнце сверкает.
Сияют росинки.
Звонко стрекочут кузнечики тут.
Птицы счастливые песни поют.

– Так что же такое лес?

Дети отвечают:

Лес – зеленый наряд нашей земли.
Лес – дом животных и птиц.
Лес – наше богатство.
Лес – красота нашей природы.

10. Физкультминутка. (Ритмичная музыка.)

– Готовы идти, встаём за мной. Сначала мы пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через упавшие деревья, перейдём болото по кочкам. 
– Вот мы и в лесу! Правда, здесь красиво. Что вы увидели в лесу? (Ответы детей.)
– Присядем.

З дравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Что нам шепчешь на заре
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи
Ты же видишь, мы свои…

11. Пальчиковая гимнастика  «Тук-тук»

– Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)
– Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)
– Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)
– Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)

12. Дыхательное упражнение «Бабочка»

– Ой, бабочка летит!

(Предложить детям  подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы делали  длительный плавный выдох).

Воспитатель:

Лес – это сказка.
Лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоём
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга.
Лес – это мир.
Лес – словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе
И радостней станет от них тебе.

13. Рассматривание картины «Лес после пожара»

– Я очень рада, что пожарники спасли  «белочкин» лес. Но одна полянка сгорела.
– Посмотрите, как выглядит она.

Воспитатель показывает плакат «Лес после пожара».

– Как вы думаете, что здесь произошло? От чего мог произойти пожар?

–  Ребята, почему после пожара лес умирает?

Дети выстраивают цепочку: погибли растения — негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. По­гибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым — это вредит здоровью людей. Там плохой воздух, потому что нет растений.

– Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников. Закройте глазки. Ну вот вы и волшебники!
Что бы вы подарили лесу?
– Развеялся дым. (Воспитатель убирает плакат с изображением леса после пожара, а под ним рамка для картины, разделённая на две части – небо и трава.)

14. Дидактическая игра «Если я был бы волшебником».

Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение.
Например:
–  Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя .
– Я дарю тебе дождик, пусть он напоит пусть и умоет всех жителей леса.
– Я дарю тебе травку, чтобы смогли вернуться насекомые и мелкие животные.
– Я дарю тебе кустарники, чтобы вернулись птицы.
– Я дарю тебе деревья, чтобы вернулись животные и птицы, живущие на них.
– Я дарю тебе цветы, пусть они  украсят тебя.
– Я дарю тебе птиц, и  животных, ведь ты для них – дом.
– Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
– Я дарю тебе ягоды и грибы, ведь ими питаются птицы и животные.

– Мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине сделали живыми, цветущими. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.

– Чтобы в лесу не случалось никаких бед, что надо соблюдать?
– Правильно, надо соблюдать правила поведения в природе.

15. Игра  «Можно-нельзя» (дети отвечают хором)

  • Ломать деревья и ветки (нельзя).
  • Сажать больше деревьев (можно).
  • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя).
  • Ходить только по тропинкам (можно).
  • Рвать большие букеты цветов (нельзя).
  • Любоваться ими (можно).
  • Оставлять мусор в лесу (нельзя).
  • Собрать мусор в яму и закопать (можно).
  • Разжигать костры в лесу (нельзя).
  • Беречь лес от пожара (можно).
  • В лесу шуметь (нельзя).

16. Заключительная часть

– Оставляем белочку в её родном лесу, а нам пора возвращаться домой. (Под мелодию песни «Настоящий друг» дети возвращаются в детский сад, во время пения выполняют танцевальные движения, и движения на развитие внимания (поочерёдно положить руку на плечо рядом стоящего, коснуться ладонями рядом стоящего и др.).

Литература:

  • Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн.: «Асар» –1996.
  • Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – Издательство  ВАКО –2008.
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду – Издательство «Мозаика – синтез» – 2002.
  • Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. – Издательство «Сфера» – 2008.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников – М.:  Издательство: Просвещение – 2006.
  • Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006.

Интернет-ресурсы: