Цели:
- Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.
- Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах.
- Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
- Учить бережному и доброму отношению к природе.
- Развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: игрушечная белочка; угощения для белочки; плакаты: «SOS», «01», «112»; мобильный телефон; карта – лабиринт; схематическое изображение лесов; бабочка – оригами; рисунок «Лес после пожара», жители леса (животные, деревья и т.д. на магнитах); запись спокойной музыки; мелодия песни «Настоящий друг».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети здороваются с гостями.
1. Оргмомент
(На стульчике сидит игрушечная белочка).
– У нас с вами ещё гость, но он почему-то
грустный?
– Что случилось, милое животное?
– Может белочка кушать хочет? Давайте
угостим белочку. (Дети собирают грибы,
орехи, жёлуди, шишки, яблоки, ягоды и кладут их в
корзину возле белочки и встают вокруг белочки.)
2. Речевое упражнение «Чем угостим белочку»
– Чем мы угостили белочку? (Ответы детей:
Угостили белочку орехами.
( желудями, грибами, шишками)
Вокруг белочки водят хоровод:
Белочка, покормись!
Белочка, улыбнись!
Белочка – попляши!
Белочка – поскачи!
Белочка – топни ножкой!
– Не получается у нас развеселить белочку. (Дети
садятся на стульчики)
– Что это за плакат? (Возле белочки плакат с
текстом «SOS».)
(Воспитатель находит знак « SОS»)
– И написан английскими буквами.
3. Сигнал «SOS»
– Кто знает, что обозначает этот знак? (когда
терпят бедствие )
– Белочка принесла нам свой фильм. Давайте его
посмотрим, и может быть сумеем разгадать тайну
белочки.
4. Просмотр презентации «Пожар в лесу» (Приложение 1)
Во время просмотра воспитатель читает стихотворение:
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. (В.Шефнер)
– Так вот о чём нам хотела рассказать белочка.
– Что же нам делать, ведь в лесу пожар?
– Правильно надо позвонить в пожарную часть.
Какой номер мы должны набрать? (01)
– А еще, по какому номеру можно позвонить? (112)
– Правильно, это номер 112 и называется – служба
спасения.
– Что мы должны назвать по телефону? (Назвать
своё имя и фамилию; сказать что случилось;
сказать адрес.)
5. Игра «Вызовем пожарников»
(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок)
– Пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!
6. Игра «Смелые пожарные»
Воспитатель: Как вы думаете, что
необходимо делать, чтобы стать пожарным?
Дети: (возможные ответы) заниматься
спортом, уметь слушать, быть добрым, много знать
приёмов по спасению людей.
– Какие должны быть пожарники? (смелые,
выносливые, бесстрашные, сильные)
– Да, пожарники должны быть именно такими. Но ещё,
надо уметь хорошо ориентироваться на местности.
– Будем тренироваться?
– Вот вам задание.
7. Игра «Лабиринт»
– Представим, что мы пожарники и находим путь к «белочкиному» лесу. Нужно проложить маршрут машины к «белочкиному» лесу.
(Дети по карточкам самостоятельно находят путь и ориентиры к нему.)
– А теперь проверим, правильно ли вы
определили. А покажет нам путь … (На большой
карте путь показывает один ребёнок, а остальные
контролируют).
– Молодцы! С заданием справились!
– Я открою вам секрет, этот лес называется –
дубрава. Как вы думаете, почему? А ещё какие леса
бывают? (Дети называют, а воспитатель
выставляет схематическое изображение лесов –
хвойный, берёзовая роща, смешанный лес.)
8. Игровой момент – звонок из пожарной части
Воспитатель разговаривает по телефону и созывает детей к себе.
– Я хочу сообщить вам радостную весть –
«белочкин» лес спасён!
– Теперь и мы с вами можем отправиться в лес и
отнесём белочку в её дом.
9. Упражнение «Что такое лес?» (Звучит спокойная музыка.)
Я пришла к вам сегодня
С этой музыкой нежной,
Доброй и светлой,
Родной и приветной.
В музыке этой
Лесные тропинки.
Солнце сверкает.
Сияют росинки.
Звонко стрекочут кузнечики тут.
Птицы счастливые песни поют.
– Так что же такое лес?
Дети отвечают:
Лес – зеленый наряд нашей земли.
Лес – дом животных и птиц.
Лес – наше богатство.
Лес – красота нашей природы.
10. Физкультминутка. (Ритмичная музыка.)
– Готовы идти, встаём за мной. Сначала мы
пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через
упавшие деревья, перейдём болото по кочкам.
– Вот мы и в лесу! Правда, здесь красиво. Что вы
увидели в лесу? (Ответы детей.)
– Присядем.
З дравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Что нам шепчешь на заре
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи
Ты же видишь, мы свои…
11. Пальчиковая гимнастика «Тук-тук»
– Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)
– Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)
– Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)
– Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)
12. Дыхательное упражнение «Бабочка»
– Ой, бабочка летит!
(Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы делали длительный плавный выдох).
Воспитатель:
Лес – это сказка.
Лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоём
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга.
Лес – это мир.
Лес – словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе
И радостней станет от них тебе.
13. Рассматривание картины «Лес после пожара»
– Я очень рада, что пожарники спасли
«белочкин» лес. Но одна полянка сгорела.
– Посмотрите, как выглядит она.
Воспитатель показывает плакат «Лес после пожара».
– Как вы думаете, что здесь произошло? От чего мог произойти пожар?
– Ребята, почему после пожара лес умирает?
Дети выстраивают цепочку: погибли растения — негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым — это вредит здоровью людей. Там плохой воздух, потому что нет растений.
– Для рождения нового леса нужно очень много
времени. Давайте представим, что мы превратились
в волшебников. Закройте глазки. Ну вот вы и
волшебники!
Что бы вы подарили лесу?
– Развеялся дым. (Воспитатель убирает плакат с
изображением леса после пожара, а под ним рамка
для картины, разделённая на две части – небо и
трава.)
14. Дидактическая игра «Если я был бы волшебником».
Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их
значение.
Например:
– Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит
ярко-ярко, согревает тебя .
– Я дарю тебе дождик, пусть он напоит пусть и
умоет всех жителей леса.
– Я дарю тебе травку, чтобы смогли вернуться
насекомые и мелкие животные.
– Я дарю тебе кустарники, чтобы вернулись птицы.
– Я дарю тебе деревья, чтобы вернулись животные и
птицы, живущие на них.
– Я дарю тебе цветы, пусть они украсят тебя.
– Я дарю тебе птиц, и животных, ведь ты для них
– дом.
– Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на
твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим
ярким нарядом.
– Я дарю тебе ягоды и грибы, ведь ими питаются
птицы и животные.
– Мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине сделали живыми, цветущими. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.
– Чтобы в лесу не случалось никаких бед, что
надо соблюдать?
– Правильно, надо соблюдать правила поведения в
природе.
15. Игра «Можно-нельзя» (дети отвечают хором)
- Ломать деревья и ветки (нельзя).
- Сажать больше деревьев (можно).
- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя).
- Ходить только по тропинкам (можно).
- Рвать большие букеты цветов (нельзя).
- Любоваться ими (можно).
- Оставлять мусор в лесу (нельзя).
- Собрать мусор в яму и закопать (можно).
- Разжигать костры в лесу (нельзя).
- Беречь лес от пожара (можно).
- В лесу шуметь (нельзя).
16. Заключительная часть
– Оставляем белочку в её родном лесу, а нам пора возвращаться домой. (Под мелодию песни «Настоящий друг» дети возвращаются в детский сад, во время пения выполняют танцевальные движения, и движения на развитие внимания (поочерёдно положить руку на плечо рядом стоящего, коснуться ладонями рядом стоящего и др.).
Литература:
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн.: «Асар» –1996.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – Издательство ВАКО –2008.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду – Издательство «Мозаика – синтез» – 2002.
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. – Издательство «Сфера» – 2008.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников – М.: Издательство: Просвещение – 2006.
- Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006.
Интернет-ресурсы: