Информационные технологии на уроках литературы

Разделы: Литература


Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.

Цель урока: стимулирование учащихся к размышлению над общечеловеческими ценностями.

Задачи урока:

  • обогащение опыта учащихся  по работе с лирическим произведением, восприятие, анализ, интерпретация, моделирование;
  • определение особенностей поэтического мира М.Ю.Лермонтова (приметы романтизма: двоемирие, символизация образов, роль тропов);
  • развитие проблемного и философского мышления учащихся.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, экран, программа  Microsoft  Office Power Point, ноутбук.

Формы работы:

  • работа в парах и группах, фронтальные виды работы;
  • в деятельности учащихся гармонично сочетаются репродуктивные,
  • исследовательские и творческие методы деятельности.

Учебно-методический материал для урока включает в себя:

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивационный этап (определяется тема, цели и задачи урока) – 4 мин.
3. Операционный этап

1) Проверка домашнего задания – чтение сочинений по заданному началу. Ребята пока не знают, что дано было начало баллады «Три пальмы».  Сопоставление своего варианта и оригинального текста автора дает возможность оценить, насколько понятен замысел автора. – 5 мин.
2) Чтение баллады – 3 мин.
3) Обращение к листу письменной дискуссии (Приложение 1).Ребята определяют идейный замысел произведения после первого прочтения. Письменная дискуссия  позволяет высказаться каждому ученику – 4 мин.
4)Лексическая работа (2 мин.)
5)Аналитическая беседа (представление стихотворного пространства виде модели, что позволяет зрительно представить картину изображаемого) – 5 мин.
6) Работа с таблицей (Приложение 2) – 9 мин.
7) Определение роли выразительных средств – 5 мин.

4. Аналитический этап. Рефлексия – 2 мин.+ 3 мин (Ребята вновь обращаются к листу письменной дискуссии.)
5. Домашнее задание – 2  мин.

Использование ИКТ на уроке позволяет экономично использовать время урока, благодаря чему достигается большая интенсивность урока, но не происходит перегрузка учащихся, так как работа идет в спокойном здоровьесберегающем ритме.
Применение ИКТ позволяет по-другому построить урок  по анализу поэтического текста: погружение в материал - первичное накопление впечатлений путем анализа  поэтических средств – самосознание – формирование личностного отношения –моделирование – рефлексия готовности к порождению высказывания - формулирование окончательного суждения.
Структурирование материала по слайдам и последовательность его предъявления позволяет заинтересовать учащихся материалом, увлечь работой, сформировать эмоциональное личностное отношение к анализируемому тесту.
Использование презентации обеспечивает организацию разных видов деятельности учащихся: индивидуальные формы работы, направленные на целенаправленное созерцание, создание своего текста по данному началу, чтение и анализ текста, письменная дискуссия, структурирование текстового материала, моделирование, рефлексия.

Конспект урока

№ слайда
(Приложение 3)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент (1 мин.)
Контролирует готовность учащихся к уроку
Контролируют свою готовность к уроку, демонстрируют готовность к уроку.

2

Мотивационный этап (4 мин.)

Задает вопросы, появляющиеся на слайде:

– Что такое литературная баллада?
– На чем построен сюжет баллады?
– К какому литературному роду – эпосу, лирике, драме – относится баллада?
– Какая баллада М.Ю.Лермонтова вам известна?
– Основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова.

Отвечают на вопросы:
– Литературная баллада – это авторская баллада (в отличие от народной баллады).
– Сюжет баллады построен как раскрытие, узнавание тайны.
– Баллада – это лиро-эпический жанр.
– Нам известна баллада М.Ю.Лермонтова «Бородино».
– Основной мотив творчества Лермонтова – это одиночество, трагическое восприятие действительности.
3 – Ребята, вопросы  указали направление нашей деятельности. О чем мы будем говорить на уроке? Формулируют цели:
  • Мы будем разгадывать загадку еще одной баллады.
  • Будем читать балладу М.Ю.Лермонтова и анализировать ее.
  • Будем отмечать особенности баллады как лиро-эпического жанра.
  • Может быть, определять, есть ли мотив одиночества и в этой балладе. Такая ли  она грустная, как и другие его произведения.
4 Операционный этап

Проверка домашнего сочинения (5 мин.)
– Вашим заданием на дом было написание сочинения по заданному началу.
– Начало я взяла из определенного произведения. Как вы догадались, это начало баллады М.Ю. Лермонтова. А можно ли по этому  началу  догадаться, что это произведение М.Лермонтова?
– Определите идейный замысел ваших баллад?

 

 

– У многих из вас финал счастливый. Но есть ребята, которые увидели здесь трагедию. Почему?

 

 Читают домашние сочинения.

Ребята отмечают, что мотив одиночества, непонимания своего предназначения в мире звучит уже в начале произведения.

  • Страдания вознаграждаются.
  • Мечты сбываются, только надо верить.
  • Нельзя роптать на Бога.
  • Каждый должен приносить пользу.

– Насторожили фразы: «…на Бога роптать», «святой приговор».  То, что нам дано свыше, мы должны принимать.
– Если будешь возмущаться, роптать, то может быть хуже.

5 Чтение баллады (3 мин.)

– Давайте обратимся к тексту великого поэта. Проверим, почувствовали ли вы замысел автора по началу.
Читает текст.

Знакомятся с текстом баллады.
6 Письменная дискуссия (4 мин.)

– Итак, теперь вы познакомились с балладой М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
– Каков же был идейный замысел автора? О чем она?
– Для ответа на этот вопрос  обратимся к листу письменной дискуссии (Приложение 1).
– Возьмите листы. Запишите ваше мнение, затем поменяйтесь листами с соседом по парте, проанализируйте его мнение, если необходимо, поспорьте.

Записывают свое мнение. Меняются листами с соседом, который также записывает мнение, соглашаясь / не соглашаясь с мнением оппонента, приводят доказательства.
7 Лексическая работа (2 мин.)

– Вы уже знаете, что в балладе не все так просто. Обязательно есть какая-то тайна. Эту тайну нам поможет разгадать текст. Любое слово, используемое автором, это ключ к разгадке. Обратите внимание на значение некоторых слов.

Знакомятся со словариком на слайде.
8 Аналитическая беседа (5 мин.)
– Для того чтобы лучше понять этот текст, нам необходимо также знать, к какому литературному направлению принадлежит творчество Лермонтова?
– Что отличает это направление?
– Есть  земля и небо и в данной балладе. – Найдите слова, характеризующие их.
– Почему на бесплодной земле выросли пальмы?
– Как вы понимаете «святой приговор»?
– Кто же находится между небом и землей?

(По щелчку на слайде появляется модель мира, изображенного в балладе)

Принадлежит к романтизму.
– Главная особенность романтизма –  двоемирие, т.е. наличие двух миров: мира реального (его олицетворяет земля) и идеального (небо)
Земля: бесплодная.
Небо: «святой приговор».
Потому что есть небо (божественная искра).
– То, что не оспаривается.
– Пальмы считают, что у них несправедливая участь, их приговорили, за что-то наказали, поэтому они ропщут.
– Три пальмы, ручей (родник), люди (караван).
  Работа с таблицей (9 мин.)      

– Баллада, как вы уже верно  отметили, это лиро-эпический жанр, т.е. в ней есть элементы лирики и эпоса.
– Какие приметы эпоса есть в балладе?
– Назовите особенности лирики?
– Какие тропы вы знаете?
– На партах у вас лежит  второй лист (Приложение 2).Ваша задача: выписать художественные средства, характеризующие пальмы (работает 1 ряд),
родник (2 ряд), караван (3 ряд)

 

 

Есть события, сюжет.
Для создания художественного образа поэт использует художественные средства (тропы)

Ребята называют известные им средства выразительности и вспоминают их определения.
Работают с таблицей группами, выписывают тропы, относящиеся к ручью (1 ряд), роднику (2 ряд), каравану (3 ряд).

9 – Какие же художественные средства выписала каждая группа? Озвучивают результаты, сверяются с таблицей на слайде, заполняют таблицу полностью.
10

 

 

 

 

Щелчок.

– Определение роли выразительных средств.(5 мин.)
– Как выписанные вами художественные средства характеризуют родник?

– Почему автор использует олицетворение?
– Какая группа еще нашла олицетворение?
– Какой эпитет повторяется дважды уже в первой строфе? Почему?
– Так ли бесцельна была жизнь  пальм?
– Какой еще эпитет повторяется?

– А что же люди? Обратите внимание на символику цвета.

– Холодный, студеный, звучный  (символизирует жизнь, светлую энергию; вода-отражатель неба на земле;  символизирует очищение)

Щедро поит их студеный ручей.  (Ручей олицетворяет человека, чистого душой, щедрого, с добром относящегося к окружающим)

2 ряд, который анализировал пальмы (тоже живые)

– Зеленый. Символизирует жизнь.

– Они дарили жизнь ручью, уже выполняли свою миссию.
– Гордые (гордыня – один из главных грехов). Стали роптать, поэтому оторвались от неба - смерть.
Смуглые ручки, черные очи, вороной конь, белые одежды (люди- это вечная борьба тьмы и света, часто в этой борьбе одерживает победу тьма, зло)
– Жизнь людей – хаос (нестройные звуки, пестрели коврами, вились в беспорядке…)
– В своей суете не замечают красоты, уничтожают все вокруг себя…

11 Аналитический этап (2 мин.)

Прочитайте последнюю строфу.
Жизнь человека, лишенная божественной искры(любви),беспорядочна, хаотична и не имеет будущего… Это бесплодная пустыня.

Читают последнюю строфу, отмечают, что земля стала воистину бесплодной. Только летает коршун (символизирует смерть), который терзает добычу.
  Обращаемся к листу письменной дискуссии (3 мин.) На листе письменной дискуссии формулируют свое мнение  после анализа текста. Меняются листами с оппонентом. 
  Домашнее задание (2 мин.)

– Сформулировать окончательное суждение.
Иллюстрирование баллады.

Записывают домашнее задание в дневник.

Список используемой литературы:

  1. В мире литературы. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений учебных заведений / Автор-составитель А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К.Киселев. –  М.: Дрофа, 1998.
  2. А.Г.Кутузов. Л.В. Колосс. Как войти в мир литературы. – М.:Дрофа,2001.
  3. О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе в 6 классе. – М.: Дрофа,2008.
  4. З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие.6 класс. – М.: ИНТОР,1997.