Задачи:
- уточнить знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле, научить использовать их для укрепления здоровья;
- развивать умения детей прогнозировать последствия своих действий;
- воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Материал:
- модели – причины возникновения простудных заболеваний, мероприятия по закаливанию, средства народной медицины;
- пособие «Цветик-семицветик»;
- кукла – инопланетянин;
- панно и предметные картинки к нему;
- фотографии с изображением разных уголков земли.
Предварительная работа:
- подбор материала (предметные картинки – природные объекты) для оформления панно;
- работа с панно;
- игра-фантазия «Дом, в котором я хотел бы жить» (с использованием рисования);
- чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал и свободно рассаживаются на ковре.
Воспитатель. Ребята, мы с вами живем на такой чудесной планете, которая называется Земля.
Звучит таинственная «звездная» музыка, слышен какой-то стук. Воспитатель выглядывает за дверь, потом обращается к детям.
Воспитатель. Дети! Какой у нас сегодня гость необычный (ведет за руку гостя). Он хочет с вами поговорить, но очень стесняется. Проходи, пожалуйста, не стесняйся! Давайте, ребята, послушаем, что гость нам расскажет?
Гость. Здравствуйте! Я – инопланетянин. Прилетел к вам с далекой-далекой планеты. Я давно наблюдаю за жизнью на Земле и многое о вас знаю. У меня есть заветная мечта – я хочу построить на вашей планете чудесный город, который будет самым красивым, самым чистым, самым веселым! Вам нравится моя идея?
Ответы детей.
Инопланетянин. Но, я понял, что без вас, землян, мне не справиться. Ведь мне нужны грамотные помощники, которые хорошо знают законы природы планеты Земля и помогут мне все сделать правильно. Вы согласны помочь мне в этом деле?
Ответы детей.
Инопланетянин. В первую очередь нужно выбрать место для нашего города. Пока летал вокруг Земли, я сделал фотографии некоторых мест. Давайте их посмотрим и вместе решим, где начнем строительство.
Показывает детям фотографии, предлагая то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для города:
около вулкана – вокруг сильно
загрязненный воздух, плохая почва, во время
извержений вулкан опасен для всего живого, нет
растений…
океан – нет почвы, а в воде мы не сможем
жить, т.к. там нет кислорода и условий для жизни
людей…
пустыня – очень жарко, нет воды, плохая
почва, нет растений…
снежная пустыня – очень холодно, мало
света, почва замерзшая, нет растений…
Дети по очереди отвергают варианты
инопланетянина. Он очень расстроился и обиделся
на детей. Все им плохо: то жарко, то холодно, то
много воды, то ее не хватает… Что же нужно?
Воспитатель предлагает детям самим вспомнить
и рассказать инопланетянину, какие же условия
необходимы людям для жизни на Земле. Дети по
моделям перечисляют и объясняют условия
(необходимы: воздух, тепло, свет, вода, почва).
Инопланетянин достает еще одну «фотографию» (на
ней солнце, голубое небо, река, поле, растения,
светло – светит солнце) и говорит: «Посмотрите,
может это место вам понравится?»
Дети рассматривают и делают вывод, что это
место подходит для строительства города: здесь
есть все условия для жизни.
Инопланетянин. Я очень рад тому, что мы, наконец, нашли подходящее место для нашего города. Сейчас мы с вами будем и строителями, и садовниками, и художниками. Давайте вспомним, что делают люди всех этих профессий.
Динамическая пауза.
Дети по заданию воспитателя придумывают
движения, характерные для той или иной профессии:
маляр – красит, плотник – заколачивает гвозди,
садовник – сажает, поливает растения и т.д.
После паузы инопланетянин приглашает детей к
панно и предлагает немного пофантазировать и
построить свой город.
Инопланетянин. Давайте сначала, посадим на месте будущего города разные растения. Какие растения вам хотелось бы иметь в нашем городе?
Дети выбирают картинки с растениями, предлагают посадить их в городе.
Вопросы детям.
– Зачем нам это растение?
– Какая от него польза?
– Где оно лучше будет расти?
Варианты ответов.
–…нужно для получения ягод, фруктов…
–… для обогащения воздуха кислородом…
– … для обитания животных, птиц…
– … для красоты…
– … чтобы были места для прогулок … и т.д.
По мере ответов, дети помещают свои растения на панно.
Инопланетянин. Как красиво у нас
получилось! Теперь я хочу поселить сюда всяких
животных. Мне очень нравятся большие животные:
слоны, бегемоты, носороги – сейчас я их сюда и
поселю… (пытается прикрепить картинки) Вы
согласны со мной?
Воспитатель предлагает детям хорошенько
подумать: могут ли здесь жить эти звери? Дети
объясняют, почему их нельзя сюда поселить,
предлагают свои варианты заселения животных:
домашние, дикие наших лесов, насекомые, птицы.
Объясняют, кто где будет жить и почему.
Инопланетянин. А где же будем жить мы?
Воспитатель. Наши дети уже придумали, какие дома можно построить в этом городе, посмотри.
Дети прикрепляют к панно свои рисунки домов.
Инопланетянин. Здорово! Настоящий город получился, с улицами, домами. Ой, а названий у наших улиц нет. Придумайте, ребятки, скорее им названия!
Дети дают названия улицам города (цветочная, воздушная, березовая, солнечная, светлая – аргументируют свои ответы)
Инопланетянин. Какой большой город у нас получился! Но как же мы будем добираться из одного конца города в другой? Я не хочу, чтобы в моем городе ездили машины и автобусы с их выхлопными газами! Всю красоту погубят!
Воспитатель. Не волнуйся, наши ребята об этом подумали. Посмотри, какие экологически чистые виды транспорта они изобрели.
Дети показывают и рассказывают о своем транспорте, помещают картинки на панно.
Инопланетянин. Ну, вот и готово! Наш город построен. В нем уже можно жить. Ребята, а как мы назовем его?
Дети предлагают различные варианты в том числе Экоград.
Инопланетянин. Чудесно! Мне очень нравится такое название города. А вам, ребята?
Ответы детей с пояснениями.
Инопланетянин. Ребята, а какими должны быть мы, жители Экограда?
Воспитатель. А вот сейчас мы и узнаем, какими должны быть жители Экограда. Посмотрите, пожалуйста, какой необыкновенный цветок вырос у нас в городе, всего с одним лепестком.
Воспитатель. Скажите мне, пожалуйста, ребята, какую сказку напоминает вам этот цветок? (В.Катаева «Цветик-семицветик»).
Воспитатель. Да, правильно, так было в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик». Девочка Женя потратила все шесть лепестков на исполнение желаний, которые не принесли ей радости, а значит – впустую. И вот, когда остался один лепесток, Женя увидела грустного мальчика Витю – у него болели ноги. Витя не мог бегать и играть с детьми. Жене стало жалко Витю. Она оторвала последний лепесток и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели, –
Вели, чтобы Витя стал здоров!
И в ту же минуту Витя стал здоровым. Он так долго болел и очень хотел стать здоровым, что сказал Жене: «Если бы волшебница подарила мне цветик-семицветик… « – Только он произнес эти слова, как появилась волшебница. В руках она держала цветок с семью разноцветными лепестками. Волшебница подарила детям цветок и на прощание сказала: «Этот цветок поможет вам понять, что такое здоровье и как его следует беречь».
Воспитатель. Ребята, Жене и Вите цветок подарила вошебница, а у нас такой цветок вырос в нашем Экограде. Он то и поможет вам понять, что такое здоровье и как его следует беречь. Для этого мы с вами должны выполнить несколько заданий.
Задание № 1.
Продолжите, пожалуйста, фразу:
– «Я думаю, здоровье – это …
Ответы детей:
– здоровье – это сила, ум;
– здоровье – это то, что человек должен беречь;
– здоровье – это самое большое богатство;
– у здорового человека все получается;
– здоровье нужно всем: взрослым, детям, животным.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все вы правильно понимаете, что такое здоровье. А скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима).
Воспитатель. Да, правильно, сейчас зима. А зима – очень опасное время года. Многие дети и взрослые болеют простудными заболеваниями. Какие симптомы простудных заболеваний вы знаете?
Ответы детей:
– начинает болеть горло;
– появляется насморк;
– появляется кашель;
– поднимается температура.
Воспитатель. Правильно. Молодцы ребята! А какие причины простудных заболеваний вы знаете?
Ответы детей:
– дети едят снег;
– дети сосут сосульки на улице;
– находятся рядом с заболевшими людьми;
– неправильно одеваются (слишком тепло, затем
потеют)4
– не закаляются и т.д.
Воспитатель отмечает правильные ответы детей, выставляет модели.
Воспитатель. Чтобы не болеть зимой, необходимо закаляться, тогда наш организм будет сильным и сможет противостоять болезням. Ребята, а как нам надо закаляться?
Ответы детей:
– гулять в любую погоду;
– не носить слишком теплой одежды;
– принимать душ;
– окатывать себя холодной водой;
– полоскать рот прохладной водой;
– делать гимнастику;
– спать с открытой форточкой и т.д.
Воспитатель обобщает ответы детей, выставляет модели по закаливанию.
Физкультминутка.
«Сердитый лев» – встать на колени, затем сесть на пятки; спина прямая; сделать спокойный вдох и выдох. Положить ладони на колени и широко растопырить пальцы, изображая когтистую лапу льва. Смотреть прямо перед собой. Открыть рот, высунуть язык, словно пытаясь им дотянуться до грудной клетки. Удерживать положение 10-15 сек. Спрятать язык, отдохнуть и повторить упражнение 6-7 раз.
«Лев в домике»
Сложить ладони лодочкой, прикрыть ими рот и высунуть язык. Обратить внимание: вдох делать носом, а выдох ртом. Выпускаемый воздух, отражаясь от ладоней, согреет горло (5-6 раз)
«Добрый лев»
Не открывая рта, язык с усилием повернуть внутрь. Кончик согнутого языка прижать к небу и подержать 6-8 сек., затем вернуть в и.п. (5-6 р.)
Воспитатель. Дети, обратите, пожалуйста, внимание на цветок здоровья. Этот голубой лепесток поможет нам не болеть зимой. Но сначала вспомним, что является признаками болезни? Их много, но самый главный это …
Дети. Боль.
Воспитатель. Да, ребята, правильно, это боль. Появление боли в определенном месте предупреждает нас: организм не в порядке, нужно лечиться. Назначить правильное лечение может только врач, поэтому спешить с приемом таблеток не следует, лучше обратиться к средствам народной медицины. Народные средства лечения всегда под рукой, их используют уже много времени. Они не могут принести вреда организму человека. Вот, скажите мне, пожалуйста, чем вас лечит мама до прихода врача?
С детьми обсуждаются рецепты народной медицины, выставляются модели. Воспитатель поощряет правильные ответы детей.
Воспитатель. Ну, а если вы все-таки заболели, то вам необходимо соблюдать правила, которые помогут скорее выздороветь. Давайте, вспомним их.
Ответы детей:
– не находиться на холоде;
– сильно не сморкаться;
– не пить холодное;
– не есть холодное.
Воспитатель. Правильно, ребята, молодцы! Вы не должны делать того, что может ухудшить ваше самочувствие. А что можно делать, чтобы облегчить состояние?
Ответы детей:
– полоскать горло;
– сделать ванну для ног;
– лечь в постель;
– чаще проветривать комнату и т.д.
На панно выставляются модели симптомов заболевания.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Если вы заболели, что необходимо обязательно сделать?
Дети. Вызвать врача.
Воспитатель. Да, ребята, совершенно верно, нужно вызвать врача, который определит болезнь и назначит лечение. А сейчас давайте возьмем синий лепесток, прикрепим его к цветку, произнесем волшебные слова и постараемся не болеть:
Лети, лети лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
К стебельку тебя мы крепим,
Ты расти и расцветай,
Нам здоровья пожелай!
Воспитатель. Дети! Из этих слов вам, наверное, стало понятно, что жители Экограда должны быть крепкими, сильными, здоровыми. Ой, чуть не забыла. Ведь сегодня, получается, день рождения Экограда. А в день рождения принято дарить подарки. С днем рождения, Экоград! Прими наши поздравления и пожелания!
Дети исполняют ритмический танец.